Е. Борисов и Д. Медведев
Е. Борисов и Д. Медведев

23 мая, на  очередном совещании с руководителями территориальных органов исполнительной власти Российской Федерации по РС(Я) по вопросу организации взаимодействия с органами государственной власти республики, президент Якутии Егор Борисов назвал «хорошим по отношению к республике» состав обновленного российского правительства. Как заявил президент, члены российского правительства по долгу своей прежней службы были хорошо ознакомлены с делами Якутии. «Глава региона предложил усилить работу по взаимодействию с новым кабинетом министров, своевременно информируя и привлекая внимание к имеющимся в республике актуальным вопросам и проблемам», – отмечает официальная пресса.

 

Но что хорошего для Якутии может быть, например, в усилении Игоря Шувалова, известного своей жесткой позицией в отношении скорейшей приватизации АЛРОСА. Или в аппаратном повышении полпреда ДВФО Виктора Ишаева, с которым у руководства республики есть ряд принципиальных противоречий, до уровня федерального министра?

 

Согласно распоряжению премьер-министра России Дмитрия Медведева, вице-премьер Игорь Шувалов становится ключевым человеком в правительстве и будет курировать полностью финансовую, таможенную, инвестиционную политику, внешние связи, разработку основных направлений социально-экономического развития РФ и другие важнейшие направления. Кроме того, что очень важно для нас, якутян, он лично отвечает за «развитие субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа».

 

21 мая, Игорь Шувалов пообещал журналистам ускорить процесс приватизации госпредприятий: «Ускоренный график будет, мы сейчас его еще более ускорим. В течение недели, максимум 10 дней, у нас будет документ». И слово сдержал.

 

Уже 28 мая 2012 года был обнародован перечень государственных активов, которые, по предложению Минэкономразвития, можно продать в течение трех-пяти месяцев, если на то будет соответствующие решение правительства.  Соответствующее письмо, за подписью нового министра Андрея Белоусова, было направлено в адрес Дмитрия Медведева.

 

Среди активов, – указывает РИА Новости, – которые предлагается реализовать в ближайшее время: до 7,58% минус 1 акция Сбербанка, до 49% акций ОАО «Объединенная зерновая компания» (через допэмиссию в пользу инвестора), до 10% акций «Роснано», акции АК «АЛРОСА» (без указания доли), до 25% минус 1 акция ОАО «Совкомфлот».

 

Как пишет в своем письме МЭР Андрей Белоусов: «Для осуществления указанных сделок не требуется решения президента России о корректировке перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. С учетом подготовительных мероприятий указанные сделки могут быть осуществлены в срок от 3 до 5 месяцев».

 

Якутянам неоднократно и с самых высоких трибун объявляли в каких пропорциях пройдет приватизация АЛРОСА – 7 процентов акций федеральных и 7 процентов республиканских. Ил Тумен даже закон специально под эти пропорции принял. И согласно этому закону, республика не может продать больше 7 процентов принадлежащих ей акций компании. Как когда-то заявлял Егор Борисов, на этом вопрос по приватизации республиканских акций АЛРОСА закрыт и Якутия при любых обстоятельствах сохранит за собой блокирующий пакет.

 

Но, как вы заметили, в письме МЭРа не указано, какая доля акций АЛРОСА будет приватизирована. И, по моему мнению, сделано это неспроста. Недавно газета «Ведомости» опубликовала довольно любопытный материал о связях Игоря Шувалова с предпринимателем Сулейманом Керимовым и об интересе чиновника к приватизации АЛРОСА. По мнению газеты, «сейчас Шувалов якобы оказывает поддержку Керимову в намерении последнего приобрести АЛРОСА». И в подтверждение этой версии рассказывает следующую историю.

 

«В прошлом году Керимов пришел к Алексею Кудрину, тогдашнему министру финансов и председателю наблюдательного совета «Алросы», с предложением выставить на приватизацию весь пакет Росимущества в «Алросе» (51%). Керимов якобы говорил Кудрину, что заручился поддержкой Шувалова. Бизнесмена вдохновила схема слияния «Уралкалия» с «Сильвинитом», и он обещал выкупить контроль по рыночной цене, сделанной оценщиками, затем «Алросу» объединить с BHP Diamond и выставить часть пакета объединенной компании на рынок. Керимов не говорил, что он собирается быть стратегическим инвестором, что он хочет вкладывать в компанию, он «просто собирался заработать на приватизации», считают собеседники «Ведомостей».

 

Естественно, что якутские чиновники не согласились с такой схемой и настаивали на ранее согласованных условиях сделки: в первый год – только 14% акций (7+7), через год – еще часть, доведя госпакет до 25%+1 (он должен был остаться у Якутии) к 2016 году. Как пишут Ведомости, «Кудрин предложил Керимову участвовать в поэтапной приватизации компании на общих основаниях, но последнего это не устроило. Путин же поддержал Кудрина. Летом 2011 г. набсовет инициировал подготовку к поэтапной продаже. «Я говорил Алексею (Кудрину – Ведомости), что считаю, что «Алросу» надо продавать сразу единым лотом, а не по частям. Но никаких фамилий при этом не называлось», – говорит Шувалов. Шувалов не оказывал Керимову какой-либо поддержки в отношении «Алросы», подтверждает чиновник аппарата правительства».

 

Кудрин подтвердил «Ведомостям», что обсуждал с Шуваловым приватизацию АЛРОСА, но тот не упоминал фамилии Керимова, при этом бывший минфин отметил, что он отстаивал поэтапную приватизацию компании. На вопрос журналиста газеты, приходил ли к нему Керимов обсуждать выкуп контрольного пакета АЛРОСА, Кудрин отвечать отказался.

 

«Керимов, – пишут далее «Ведомости», – передал через приемную, что Шувалов никогда не лоббировал его интересов в каких-либо бизнес-проектах и что он [Керимов] никогда не обсуждал с Кудриным тему приватизации «Алросы». Что касается схемы приватизации, то, по мнению Керимова, целесообразно продавать минимум контрольный пакет, так как в этом случае цена будет включать премию к рынку и государство только выиграет. В случае же продажи акций небольшими частями цена будет дисконтирована, что невыгодно государству. Такая схема может быть выгодна только менеджменту компании.

Государству как раз очень невыгодно продавать весь пакет разом, возражает человек, близкий к набсовету «Алросы»: «После появления на рынке торгуемого пакета акций капитализация «Алросы» заметно увеличится, что увеличит доходы государства от продажи последующих пакетов. Не исключено, что разовая продажа приведет к обратному эффекту: парализует управление, приведет к корпоративному шоку».

 

Как отметил журналист Ведомостей «Вопросы по «Алросе» вызывали самую болезненную реакцию у всех трех участников…».

 

Мы, конечно, охотно верим, что Игорь Шувалов ни разу не лоббировал интересов Сулеймана Керимова, но факт остается фактом – заранее согласованной и всеми утвержденной 14-процетной доли приватизируемых акций АЛРОСА в письме МЭРа нет. Там почему-то стоит прочерк. А это, по моему мнению, означает, что этот самый размер сейчас находится в стадии активнейшего обсуждения и кто-то кого-то очень хочет потеснить. Вопрос – кто, кого и на сколько…

 

Некогда всесильного минифина Алексея Кудрина, защищавшего якутскую позицию по приватизации АЛРОСА, в новом правительстве сейчас нет, а Игорь Шувалов стал одним из ключевых вице-премьеров с громадными полномочиями. Владимир Путин забрал под свой личный контроль только приватизацию предприятий ТЭК, все остальное находится в ведении Дмитрия Медведева. Позиция премьера по этому вопросу озвучена – он заявил, что одним из приоритетных направлений работы правительства в новом составе является осуществление сделок по приватизации госпакетов акций в соответствии с ранее заявленным перечнем по новому графику. «Правительству нужно набраться мужества и провести приватизацию в полном объеме. Вот как утвердили, по пунктам, так и провести», – говорил Дмитрий Медведев еще в апреле 2012 года.

 

Надежды на то, что на ситуацию с порядком приватизации АЛРОСА сможет как-то повлиять министр финансов России Антон Силуанов, на мой взгляд, безосновательны. В Минфине, представляя переназначенного министра финансов, Игорь Шувалов сразу «посоветовал» Антону Силуанову:  «Вы тогда, чтобы мы у вас больше расходов не просили, предложите какие-то активы, которые вы считаете справедливым и правильным продать как можно быстрее. Предлагайте смелее расставаться с госпакетами акций, посмотрите, что у вас есть в заначке, какие унитарные предприятия». Как известно, АЛРОСА всегда находилась под кураторством минфина, так что намек с «заначкой» более чем прозрачен…

 

Сейчас рано делать какие-то прогнозы относительно того, в каких долях пройдет приватизация якутской алмазодобывающей компании. Но ясно одно – вокруг этого вопроса остро схлестнулись интересы самых могущественных финансово-чиновничьих групп. И хватит ли у Егора Борисова сил и возможностей просто удержать ранее достигнутые договоренности – большой вопрос. Как показывает практика, влияние главы Якутии на решения федеральных властей по важнейшим вопросам развития республики минимально.

 

Например, несмотря на все громкие заявления, ему до сих пор так и не удалось пробить финансирование Канкунской ГЭС – в инвестпрограмме Русгидро, утвержденной бывшим министром энергетики РФ Сергеем Шматко 28 апреля 2012 года, финансирование строительства якутской ГЭС не предусмотрено. В 2013-14 годах инвестпрограмма Русгидро будет сокращена еще больше и уж точно Канкунская ГЭС пока туда никак не вписывается. Так же в очередной раз зависла сделка и по Тимиру.

 

Намного лучше, по моему мнению, Егору Афанасьевичу удается договариваться с московскими бизнесменами по части получения спонсорской помощи. Это и пресловутых 500 млн рублей в год от АЛРОСА для целевого Фонда Будущих поколений. Или благотворительные транши по 40 млн рублей в год от Полюса, одним из мажоритарных акционеров которого является все тот же Сулейман Керимов.

 

На мой взгляд, с уходом Алексея Кудрина позиции республики в вопросе приватизации АЛРОСА значительно ослабли, и сейчас у Игоря Шувалова появился реальный шанс протолкнуть свою схему продажи акций компании. Что может противопоставить этому якутское руководство, да и захочет ли, пока неясно. Но как показывает практика, слезные письма региональных законодательных собраний в этих вопросах помогают мало. Тут нужны союзники в высших эшелонах власти, хорошо аргументированная позиция, высокий личный авторитет главы и несгибаемая решимость отстаивать интересы региона любой ценой. Иногда приходится ставить на карту все…

 

Владимир Нифонтов,

«YKTIMES.RU», 30.05.12

http://www.yktimes.ru/glavnoe/smozhet-li-prezident-yakutii-egor-borisov-zashhitit-interesyi-svoego-naroda/

 

P.S.

Я уже писал о желании федеральных властей финансировать республиканские проекты за счет денег от продажи акций АЛРОСА. Как раз такой позиции придерживается Игорь Шувалов. Как пишет на этот счет газета «Ведомости», «у первого вице-премьера такая позиция: надо объединить пакеты РФ и Якутии и продать за много миллиардов долларов, а на эти деньги осваивать новые месторождения в Якутии, развивать инфраструктуру».

 

Правда, в случае такого развития событий, денег на свое развитие Якутия может получить немного – на сегодняшний день вся капитализация АЛРОСА составляет около 5,5 млрд долларов. Как-то, и для кого-то очень «удачно», курс акций компании неуклонно и стабильно падает. Как горько шутят трейдеры: «Любая новость – независимо от того, хорошая она или плохая, неизбежно ведет к снижению котировок акций АЛРОСА. Чудеса!».

 

Интересно, кто тот волшебник?

 

«YKTIMES.RU», 30.05.12

http://www.yktimes.ru/glavnoe/smozhet-li-prezident-yakutii-egor-borisov-zashhitit-interesyi-svoego-naroda/

.