Ни один документ нельзя прятать бесконечно. В этом имели возможность убедиться руководители «АЛРОСА» и отцы республики. Тщательно укрываемый от посторонних глаз договор о социально-экономическом развитии Якутии, подписанный 5 марта 2011 г. премьер-министром Якутии Галиной Данчиковой и президентом компании «АЛРОСА» Федором Андреевым, выполз наружу. Причем в самый неподходящий момент — когда «отцы республики» ведут партию власти («Единую Россию») к выборам. Меж тем, ознакомившись с договором внимательно, можно убедиться, что он — не о развитии Якутии, он — о развитии компании «АЛРОСА». Каждая вторая статья договора начинается со слов «в целях сокращения затрат / расходов компании...»

 

В этих целях на баланс республики передается большой блок «социалки» и жилого фонда, который теперь мы будем содержать за свой счет. В то же время на работников компании «АЛРОСА» распространяются социальные обязательства по основным республиканским целевым программам — «Охрана здоровья населения», «Жилье», «Социально-экономическое развитие села»...

 

О ЧЕМ РЕЧЬ

 

Пресловутый договор должен был компенсировать Якутии уменьшение влияния на компанию «АЛРОСА» и зафиксировать дальнейшее исполнение компанией социальных обязательств перед жителями республики (в первую очередь — Мирнинского и Ленского районов). Его обещали в обмен на фактическую отмену постановления парламента республики «О защите государственных интересов РС (Я) в компании «АЛРОСА» (ЗАО)». Изначально предполагалось подписать акционерный договор с компанией «АЛРОСА», но потом от этого отказались. Потому как акционерный договор предусматривает определенные прямые обязательства акционеров, а договор социально-экономического сотрудничества (развития) — в известной степени декларация намерений.

 

С момента подписания договора ни один из 70 депутатов республики не попытался выяснить, за какие коврижки они «сдали» алмазную компанию...

 

В преддверии выборов договор «слили» свои. Причем сразу на федеральный уровень — в серьезное деловое издание «КоммерсантЪ». Выстрел получился для Якутии оглушительным. Не случайно на следующий день после выхода статьи в «КоммерсантЪ», посвященной содержанию договора, президент Егор Борисов собрал большую пресс-конференцию, посвященную только этой публикации, и в начале ее регулярно поминал некие «политические силы», которые теперь воспользуются ситуацией и будут критиковать.

 

На встрече президента с журналистами присутствовали практически все сколько-нибудь заметные СМИ Якутска... Но до этого на протяжении полугода только наше издание бомбардировало правительство письмами (и устными запросами при любом поводе) с просьбой показать, за что, за какие уступки и преференции Якутия согласилась на «открытие» компании «АЛРОСА» и уменьшение своей доли акций до 25% + 1 акция.

 

В информации было отказано, поскольку АЛРОСА посчитала договор «коммерческой тайной». Президент в свою очередь посчитал необходимым даже пересказать всю эту историю собравшейся публике:

 

— До этого были попытки получить информацию о содержании договора. К нам обращался г-н Обедин («Якутск вечерний») с просьбой предоставить копию договора. Мы ему объяснили, что не можем этого сделать, потому что договор объявлен компанией «АЛРОСА» коммерческой тайной и не может быть передан третьему лицу. Мы запрашивали у АЛРОСА о возможности обнародования, но 25 мая они прислали нам письмо, где выразили свое категорическое несогласие за подписью президента компании Федора Андреева.

 

Президент зачитал и это письмо, как бы снимая с себя ответственность за то, что договор не был в свое время представлен на суд общественности. Мы же с его текстом и в самом деле были ознакомлены еще весной 2011 г. Правда, показали нам его издалека и копию предоставить отказались. После этого мы еще раз обратились в администрацию президента и правительства Якутии с просьбой уточнить, оценивалось ли требование Андреева признать злополучный договор коммерческой тайной на предмет соответствия закона.

 

Дело в том, что подобные договоры по сути своей должны носить публичный характер, поскольку затрагивают социально-экономическое развитие территорий и населения, на них проживающего. Публичность в данной ситуации просто необходима, поскольку снимает лишние вопросы, например, по поводу протекционизма властей одной конкретно взятой компании.

 

Отказ в предоставлении информации объясняли тем, что накануне IPO это может уменьшить привлекательность компании на рынке. С понятием «коммерческой тайны» такое объяснение не гармонирует, поскольку соответствующий федеральный закон трактует ее как информацию, конфиденциальность которой позволяет «избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду».

 

Разные вещи.

 

Ответ на наш запрос пришел 15 июля 2011 г. администрация президента и правительства в лице заместителя руководителя С. С. Слепцова отписалась:

 

«Письменная правовая экспертиза в соответствии с Регламентом правительства РС(Я), утвержденным постановлением правительства РС(Я) 3.11.2010 г. № 490, проводится по проектам решений правительства РС(Я) и проектам договоров (соглашений). Требований о проведении письменной правовой экспертизы писем соответствующим законодательством не установлено».

 

Вот так. Премьер-министр Якутии, исполняя поручение своего президента (изначально Борисов якобы дал указание договор после подписания обнародовать), спрашивает у наемного менеджера компании, работающей на территории республики, можно ли отдать в СМИ договор, затрагивающий не только интересы компании, но и интересы жителей этой самой Якутии. В ответ получает письмо, где написано: «Ни за что!!!» — и успокаивается... Получается, любая компания, связанная договорными отношениями с республикой, может так диктовать свою волю? Мы поинтересовались об этом у президента.

 

— Мы не согласились безоговорочно с решением г-на Андреева. Мы просто исполнили его просьбу, — заявил Егор Борисов. — Он же своим приказом объявил об отнесении этого документа к коммерческой тайне. Я же не мог идти в суд и отменять его.

 

Непонятный ответ.

 

У себя в компании г-н Андреев может, конечно, любые приказы принимать. Но это не значит, что исполнять их должны чиновники, назначенные на управление республикой...

 

Но хватит предыстории, давайте про договор.

 

Первое, что обращает на себя внимание, — это односторонняя подача.

 

Как уже говорилось выше, каждый второй пункт начинается со слов об интересах компании. В то же время интересы Якутии и ее населения почти не упоминаются. Второе, что бросается в глаза, — степень обязательств по договору.

 

Обязательства, которые республика берет на себя, в договоре переданы категорично: «правительство РС(Я) обязуется». В том же, что касается обязательств компании перед республикой, статьи и пункты договора снабжаются «суффиксом» «обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета». При этом совет, в котором у Якутии нет большинства (наших представителей 7 против 8 «федералов»), может соответствующее решение принять или не принять.

 

Тем не менее президент Борисов настойчиво говорил, что большую часть положений договора пролоббировала Якутия, что договор направлен на защиту ее интересов.

 

— Договор имеет очень большой смысл, как пример правильно выстроенных взаимоотношений государства и компании партнера...

 

По версии президента, принятие большей части непрофильных активов компании приведет к увеличению активов Якутии. Это, например, Мирнинское авиационное предприятие, которое АЛРОСА больше не хочет содержать и готова отдать республике для слияния с авиакомпаниями «Якутия» и «Полярные авиалинии».

 

— Получим хороший актив, хороший вертолетный парк. А вот большие самолеты нам неинтересны.

 

«Дочку» алмазной компании «АЛРОСА»-газ» планируется слить в одно целое с республиканским «Сахатранснефтегазом». В итоге республиканская компания, которая занимается в основном транспортировкой нефти (эксплуатацией магистральных сетей), получит довольно крупное Среднеботуобинское месторождение нефти и газа.

 

— Почему нельзя объединять? Будем иметь собственную компанию, которая занимается и транспортировкой, и добычей газа.

 

«Страховую компанию «АЛРОСА» есть планы «выдать» за республиканскую компанию «Стерх». Понятно, что просто так имущество этих компаний передаваться не будет. Если республика его не будет выкупать (что исключено), значит, АЛРОСА должна компенсировать это долей в республиканских акционерных предприятиях... Иными словами, сбросит ответственность за содержание, но сохранит возможность контроля и управления.

 

Более того!

 

У АЛРОСА есть планы кредитоваться за счет республиканского «правительственного банка». В пункте 2.5 договора прописано: «в целях расширения участия компании в финансово-кредитных организациях, максимально возможного удовлетворения потребности кредита» АЛРОСА планирует купить часть акций банка, который — внимание! — обслуживает бюджет республики.

 

Тут Егор Борисов немного сбился с темы и почему-то стал доказывать присутствующим, что это Якутия собирается выкупить акции алросовского МАК-банка... а может, и не сбился. Может, речь идет о том, что «Алмазэргиэнбанк» поглотит МАК-банк, превратив его в филиал, а за его стоимостью мы рассчитаемся акциями.

 

— Всё это выгодно республике! Это то, что мы сами спрашивали и выпрашивали у АЛРОСА, — убеждал президент журналистов.

 

И почти тут же добавил, что окончательные решения, в общем, еще не приняты.

 

— От приобретения того или иного актива мы можем и отказаться, если это не такой хороший актив...

 

Если не уверены, зачем включали в пункты договора?

 

Впрочем, главное — не в непрофильных предприятиях, которые компания желает сбыть накануне IPO. Главное — в социальной сфере и инфраструктуре, которые АЛРОСА тоже хочет спихнуть на республику. И здесь в деньгах потери бюджета еще даже не обсчитывались.

 

По договору АЛРОСА поэтапно, в течение пяти лет передает на баланс муниципалитетов Якутии жилой фонд, которым сегодня владеет в Удачном (2014 г.), Айхале (2015 г.) и Мирном (2016 г.). По словам Борисова, это было неизбежно, потому что жилой фонд должен передаваться в муниципальную собственность, чтобы граждане имели возможность приватизировать жилье и стать собственниками. По всей Якутии передача закончена, а с АЛРОСА затянулась, потому что правительство решило не принимать жилой фонд, пока АЛРОСА не отремонтирует эти дома и не приведет их в должное «нормативное техническое состояние».

 

Может, оно и так, но дома компания передает, сохраняя за собой котлы, источники тепла, воды... Таким образом, обязанности по содержанию жилого фонда (в том числе война с неплательщиками) лягут на муниципалитеты, а прибыль за продажу людям коммунальных услуг будет получать компания.

 

По пункту 2.9 договора «в целях снижения расходов компании» Якутия обязана забрать у АЛРОСА и принять на свое (муниципальное) финансирование все детские сады в Ленском и Мирнинском улусах. Причем на момент подписания договора даже их точной цифры не знали, инвентаризация проходит только сейчас. Президент, к примеру, затруднился сказать, сколько детских садов примет на баланс в течение двух ближайших лет Якутия.

 

— Их может быть 35 или 36. А может, все 42. Точно не знаю пока

 

Годовое содержание одного детского сада — это от 15 до 30 и более млн рублей в год. Умножьте хотя бы на 29 и получите цифру, которую придется «достать из широких штанин» республике, чтобы АЛРОСА лучше котировалась на рынке! По самым низким оценкам, это будет почти соразмерно цифре годовых денежных «репараций» от АЛРОСА (см. ниже).

 

Далее, судя по тому, что Якутия распространяет на работников компании АЛРОСА действие республиканских социальных программ — от охраны труда до здравоохранения, сама компания намерена в какой-то степени свернуть социальные обязательства перед ними. Учитывая большое количество сотрудников предприятий АЛРОСА, речь опять-таки пойдет о многомиллионной нагрузке на бюджет. Причем точных цифр снова никто не посчитал. Правда, время еще есть...

 

— Затраты будут определяться в соответствии с заявками, — пояснил президент. — Но в ближайшие 2-3 года мы не планируем, что сотрудники компании попадут в наши программы.

 

Иными словами, собственные социальные программы компания планирует свернуть к 2013-2014 гг. А потом на республику лягут дополнительные расходы. На сегодняшний день даже непросчитанные.

 

Тогда почему договор называется о «развитии республики»?!

 

Судя по всему, потому что взамен на сброс социальных обязательств с могучих плеч АЛРОСА нам будут выплачивать эдакие «репарации» — сумму размером в 521 млн рублей в год. Ее высчитали путем суммирования «многолетней благотворительной и спонсорской деятельности компании «АЛРОСА» и выведения среднего показателя, который «чуть-чуть увеличили».

 

Еще президент попытался донести до журналистов, что очистка компании от социальной нагрузки окупится за счет того, что экономическая деятельность АЛРОСА станет более прибыльной. Меньше тратясь на содержание «непрофильных активов», компания станет больше зарабатывать и выплачивать больше налогов.

 

— Мы ведь не просто так с ними работаем, — объяснял глава республики. — В 2008 г. АЛРОСА платила в качестве налогов 15 млн рублей, а в этом году — уже 28 млрд рублей. Это выгода или ущерб?!

 

Так-то оно так, но скромно отметим, что увеличение отчислений от компании связано с тем, что дела пошли лучше у самой АЛРОСА... причем со всеми ее непрофильными активами и «социалкой». Не далее как пару номеров назад мы писали о том, что прибыль компании заметно возросла. Пример: в 2010 г. чистая прибыль возросла в 3,4 раза по сравнению с 2009 г. А в первом полугодии 2011 г. — в 5,2 раза по сравнению с первым полугодием 2010-го!

 

Логично, что и налоговых отчислений становится больше.

 

Весь вопрос в том, перекроют ли они огромную дополнительную социальную нагрузку, которую принимает на себя Якутия...

 

Виталий Обедин.

 

P.S. Интереса ради мы дали почитать договор юристам, специализирующимся на арбитражных процессах. Мнение четырех экспертов было одинаковым: договор по форме и букве составлялся в интересах одной стороны.

 

И, как понимаете, это не та, на которой мы с вами.

 

«Якутск Вечерний», 28.10.11

http://vecherka.ykt.ru/node/5821

 

А вот и текст договора. Читайте, делайте выводы сами:

 

ДОГОВОР О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Москва «05» марта 2011 г.

 

Правительство Республики Саха (Якутия), именуемое в дальнейшем «Правительство», в лице Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчиковой Галины Иннокентьевны, действующей на основании Конституционного Закона Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 1995 № 3 № 51-1 «О Правительстве Республики Саха (Якутия)», с одной стороны, и Акционерная компания «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество), именуемая в дальнейшем «Компания», в лице Президента Компании Андреева Федора Борисовича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в дальнейшем именуемые «Стороны», во исполнение подпункта 1 пункта 3 постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 06 октября 2010 г. ГС № 829-1V «О проекте закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями АК «АЛРОСА» (ЗАО), являющимися государственной собственностью Республики Саха (Якутия)» (в редакции постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 г. № 870-1V), в целях развития экономики, роста уровня занятости и благосостояния населения Республики Саха (Якутия), на территории которой осуществляется производственная деятельность Компании, а также в целях создания условий для эффективной деятельности и оптимального использования производственного потенциала Компании, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

 

1. Предмет Договора

 

1.1. Предметом настоящего Договора являются условия сотрудничества Сторон в области социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) при осуществлении Компанией права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия).

 

Развитие долгосрочного сотрудничества осуществляется путем участия в реализации программ и проектов социально-экономического развитая республики, взаимодействия сторон по мобилизации материальных и интеллектуальных ресурсов.

 

Компенсации, направленные на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов Компании, осуществляются, в том числе, и на основании отдельных договоров с органами государственной власти, с органами местного самоуправления и (или) с родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов.

 

2. Обязательства Сторон

 

2.1. Стороны принимают на себя обязательства по сохранению и установлению новых хозяйственных, экономических отношений на весь период деятельности Компании на территории Республики Саха (Якутия) с учетом приоритетов социально-экономического развития республики и стратегических приоритетов производственной деятельности Компании.

 

2.2. В целях эффективного освоения месторождений железной руды, расположенных на территории Южной Якутии, диверсификации производственной деятельности Компании, Стороны обязуются проводить согласованную политику при привлечении финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов для реализации ОАО ГМК «Тимир» и ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» инвестиционного проекта по созданию горно-металлургического комплекса.

 

2.3. В целях снижения затрат Компании от непрофильной деятельности, консолидации авиационного бизнеса Республики Саха (Якутия), оптимизации провозных емкостей парка воздушных судов, повышения безопасности авиационных перевозок, повышения эффективности управления авиатранспортным производством Стороны обязуются в порядке, предусмотренном законодательством и Уставом Компании обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета Компании вопросов, связанных с реформированием Мирнинского авиапредприятия, и выполнение принятых Наблюдательным советом решений.

 

Стороны обязуются внести предложения в Правительство Российской Федерации по передаче аэропортового хозяйства в федеральную собственность.

 

2.4. В целях повышения уровня страховой защиты Компании, обеспечения роста конкурентоспособности страховых организаций с участием в уставном капитале Республики Саха (Якутии) и Компании, расширения деятельности указанных страховых организаций в Дальневосточном и иных регионах, Стороны обязуются обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета Компании вопросов, связанных с реорганизацией ООО «СК «АЯРОСА» (дочернего общества Компании) в форме присоединения к ОАО «РСК «Стерх», и выполнение принятых Наблюдательным советом решений.

 

2.5. В целях расширения участия Компании в финансово-кредитных организациях, максимально возможного удовлетворения потребности в кредитных ресурсах, Стороны обязуются обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета Компании вопросов, связанных с участием Компании в АКБ «Алмазэргиэнбанк» ОАО путем покупки акций банка в порядке, установленном законодательством, и выполнение принятых Наблюдательным советом решений.

 

2.6. В целях повышения эффективности деятельности недропользователей по освоению россыпных месторождений алмазов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), развития минерально-сырьевой базы алмазодобывающей отрасли, Стороны обязуются проводить единую согласованную политику в управлении деятельностью основных предприятий-недропользователей, акциями которых владеют Стороны, в соответствии с требованиями законодательства и в порядке, предусмотренном законодательством.

 

2.7. В целях обеспечения промышленной и экологической безопасности, проведения политики рационального использования энергетического потенциала Республики Саха (Якутия), внедрения энергоэффективных И энергосберегающих техник и технологий, укрепления системы газоснабжения Центрального и Западного регионов, защиты жизненно важных интересов населения Республики, Стороны обязуются обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета Компании вопросов, связанных с реорганизацией: ОАО «Алроса-Газ» путём присоединения к ОАО «Сахатранснефтегаз» в порядке, установленном законодательством, и выполнение принятых Наблюдательным советом решений.

 

2.8. В целях недопущения резкого роста расходов местных бюджетов по содержанию жилищного фонда и объектов благоустройства, Компания обязуется осуществлять поэтапную передачу Компанией объектов жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда в Мирнинском улусе (районе) в собственность муниципальных образований по Плану передачи объектов жилищного фонда и объектов благоустройства, находящихся на обслуживании и в собственности АК «АЛРОСА» (ЗАО), на обслуживание и в собственность муниципальных образований Мирнинского района на период 2012-2016 гг., согласованному с Правительством, обеспечив их приведение в нормативное техническое состояние до момента передачи и обеспечив их финансирование в соответствии с Планом: - в г.Удачный - до 01.01.2014 г.; - в г.Айхал - до 01.01.2015 г.; - в г. Мирный — до 01.01.2016 г.

 

Компания обязуется разработать и реализовать на территории Мирнинского улуса (района) программу сноса аварийного жилья на период 2012-2016 гг.

 

2.9. В целях снижения расходов Компании Правительство обязуется до 2013 г. обеспечить перевод финансирования за счет средств местных бюджетов расходов на содержание детских садов в Ленском и Мирнинском улусах (районах).

 

2.10. В целях создания условий по обеспечению доступности и повышения качества жилья работников Компании, в том числе с использованием механизмов ипотечного кредитования, Правительство обязуется реализовать на территории Мирнинского улуса (района) комплекс мер, предусмотренных Республиканской целевой программой «Жилище».

 

2.11. В целях сохранения бюджетной обеспеченности Республики Саха (Якутия), Стороны обязуются объединить усилия по реализации поручения о ликвидации перекрестного субсидирования дизельной энергетики Республики Саха (Якутия) в размере 3 255 млн. рублей ежегодно, начиная с 2011 года по 2016 год включительно (в соответствии с пунктом 5 Протокола совещания Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. от 21 августа 2009 года № ВПА-П-34пр в г.Мирный).

 

2.12. В целях участия Компании в решении социальных вопросов Стороны обязуются обеспечить вынесение на рассмотрение Наблюдательного совета Компании вопросов, связанных с осуществлением Компанией ежегодно в период с 2011 по 2020 годы по договорам целевого пожертвования безвозмездных перечислений в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в размере не менее 521 млн. рублей на строительство объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта на территории Республики Саха (Якутия), основные направления расходования которых определяются Сторонами во взаимодействии с муниципальными районами, а также обеспечить выполнение принятых Наблюдательным советом Компании решений.

 

2.13. В целях оказания содействия развитию сельскохозяйственного производства, сохранения традиционного уклада жизни местного населения Республики Саха (Якутия), Компания обязуется обеспечить возможность максимального размещения заказов по сельскохозяйственной продукции для нужд Компании у местных товаропроизводителей с учетом требований антимонопольного законодательства.

 

2.14. В целях снижения затрат Компании по производству сельхозпродукции для обеспечения потребностей населения и собственных нужд, в целях модернизации сельхозпроизводства Правительство обязуется обеспечить привлечение Совхоза «Новый» Компании в число получателей государственной поддержки в рамках республиканской целевой программы «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия)».

 

2.15. Стороны обязуются через Алмазный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) вести единую политику по поддержке и развитию алмазно-гранильной отрасли Республики Саха (Якутия), по стабильному обеспечению алмазным сырьем алмазо-гранильных заводов, осуществляющих производственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и по развитию алмазно-бриллиантового комплекса Республики в целом.

 

2.16. В целях содействия повышению уровня жизни населения Республики Саха (Якутия), реализации принципа социальной ответственности бизнеса Компания обязуется продолжить осуществление социально-ориентированной политики.

 

2.17. В целях эффективного использования потенциала местных трудовых ресурсов Стороны обязуются обеспечить широкие возможности для трудоустройства местного населения республики, в том числе путем резервирования рабочих мест (по профессиям), в подразделениях Компании, включая аппарат управления Компании, а также на строящихся объектах ОАО ГМК «Тимир».

 

2.18. В целях обеспечения занятости работников Компании, высвобождаемых в связи с переходом на подземную добычу алмазов, Правительство обязуется оказывать содействие в обучении, переподготовке и обеспечении трудоустройства на предприятиях, реализующих крупные инвестиционные проекты на территории Республики, в том числе на строящихся объектах ОАО ГМК «Тимир».

 

2.19. В целях снижения уровня заболеваемости и инвалидизации работников Компании, Правительство обязуется обеспечить охват работников Компании мероприятиями республиканской целевой программы «Охрана здоровья населения Республики Саха (Якутия)».

 

2.20. В целях обеспечения экологической и промышленной безопасности в зоне деятельности промышленных объектов Компании на территории Республики Саха (Якутия), Стороны обязуются совместно разработать комплекс мероприятий по охране окружающей среды, в том числе предусматривающий мероприятия по рекультивации земель и консервации промышленных объектов Компании.

 

2.21. В целях обеспечения трудовых и социальных гарантий жителям населенных пунктов, в которых Компания является градообразующим предприятием, в случае сокращения (прекращения) производственной деятельности Компании в указанных населенных пунктах, Стороны обязуются принимать своевременные совместные решения по вопросам функционирования учреждений и объектов социальной инфраструктуры, переселения жителей, в том числе - с использованием средств федеральных и республиканских целевых программ, реализуемых в Республике Саха (Якутия).

 

2.22. В целях поддержки социально незащищенных слоев населения, развития культуры, спорта, пропаганды и популяризации национальных видов спорта, знаний о культурном наследии Республики Саха (Якутия), Компания обязуется принять участие в обеспечении жильем детей-сирот в рамках республиканской целевой программы «Жилище», в подготовке и проведении Международных спортивных игр «Дети Азии» и в реализации мероприятий республиканской целевой программы «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса «Олонхо».

 

2.23. В целях развития и эффективного освоения минерально-сырьевой базы алмазодобывающей отрасли, для обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации объектов Компании, Стороны объединят усилия по привлечению научных организаций ЯН.Ц СО РАН, Академии наук РС(Я) и ФГАОУ «СВФУ им. М.К.Аммосова» для разработки новых методов поиска и разведки месторождений алмазов на территории Республики Саха (Якутия), организации и проведения геокриологического мониторинга, разработки и внедрения нетрадиционных ресурсосберегающих экологически безопасных геотехнологий добычи и обогащения минерального сырья области криолитозоны, повышения надежности и работоспособности горно-транспортного оборудования в экстремальных климатических условиях и обеспечения безопасной деятельности сложных технических систем.

 

2.24. В целях подготовки высококвалифицированных специалистов для предприятий горнодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия) из числа местного населения Компания обязуется обеспечить выпускникам общих образовательных, средних и высших профессиональных учреждениях Республики квоты по целевому приему.

 

2.25. В целях содействия развитию социально-экономических связей между Республикой Саха (Якутия) и городом Санкт-Петербургом Компания предоставляет для размещения Постоянного Представительства Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге помещения общей площадью не менее 500 квадратных метров в объекте недвижимости, расположенном по согласованному Сторонами адресу в г.Санкт-Петербурге.

 

2.26. В целях повышения эффективности производственной деятельности Компании, сокращения сроков реализации запланированных проектов, Правительство обязуется в соответствии с действующим законодательством оказывать содействие Компании в решении вопросов по получению разрешений, лицензий, иной информации и документов, необходимых в соответствии с требованиями, установленными земельным, водным, градостроительным и природоохранным законодательством.

 

3. Ответственность сторон и порядок рассмотрения споров

 

3.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

3.2. Все споры и разногласия Стороны будут стремиться урегулировать в досудебном порядке. В случае недостижения согласия споры будут передаваться на рассмотрение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

4. Заключительные положения

 

4.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами, действует до 31 декабря 2020 г. и может быть продлен по соглашению Сторон.

 

4.2. Для обеспечения исполнения пунктов настоящего договора Стороны могут создавать на паритетных началах совместные рабочие группы и комиссии.

 

4.3. Настоящий договор может быть расторгнут по взаимному согласию Сторон и оформляется соответствующим письменным соглашением.

 

4.4. Односторонний отказ от исполнения обязательств по настоящему договору не допускается.

 

4.5. Условия настоящего договора могут быть изменены по взаимному соглашению Сторон. Все изменения и дополнения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью, если они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами.

 

4.6. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.

 

«Якутск Вечерний», 28.10.11

http://vecherka.ykt.ru/node/5821

 

см. также:

Началась атака на «АЛРОСА»?

Алмазная шкатулка Кудрина

.