М. Горбунов: Старик и море
М. Горбунов: Старик и море

От редакции «Дебри-ДВ»

 

Михаил Горбунов начал писать ещё  на «материке», лет сорок тому назад.  Но твердо уверен, что настоящий журналист обязан овладеть еще несколькими профессиями. Хотя бы потому, что тогда сможет компетентнее освещать самые разные проблемы. И наш коллега следует своим убеждениям. В девяностых годах прошлого века он открыл первый на Колыме общественный юридический пункт. Без отрыва от журналистики успел побывать юрисконсультом Сеймчанского автопредприятия и совхоза «Сеймчан».

 

А ещё – работал преподавателем русского языка и литературы, и не только в Магаданской области. Как  сам признается, то были, наверное, самые светлые годы в его жизни. Об этом он и вспоминает накануне 1 сентября.

См. также Первый учитель. Колымская сага о прадеде Панкратии Иовиче Борисове.

 

От автора

 

Сперва я хотел озаглавить эти заметки  цитатой из классика: «Учитель, воспитай ученика». Но смысл вышел бы не тот. Лично я никого не воспитывал. Скорее, сам набрался в общении со своими питомцами немало нового жизненного опыта. Вот несколько зарисовок. Если в них и изменены или попросту не указаны некоторые фамилии, то факты, как говорится, имели место.

    

Нынешние поколения учащихся во многом отличаются от школьников прошлого века: увлечениями, убеждениями и даже поведением. Кроме того, считаю, что их воспитанию уделяется гораздо больше внимания, чем прежде. Если  посмотреть хотя бы за последний год по Магаданской области, то   подростки и молодежь участвуют в многочисленных спортивных объединениях, культурных программах, готовят доклады на научные конференции. Да мало ли примеров! Но ведь опыт такой работы не возник на пустом месте, он накапливался годами. Кое-что запомнил и я. Позвольте поделиться со взрослыми.

    

ВАСЯ, ТРОЕЧНИК И ЛЫЖНИК

 

Десятиклассник Василий Кусакин живет в  деревне в семи километрах от села, где расположена средняя школа. И вот он каждый учебный день «нарезает» 14 километров туда и обратно. Зимой- на лыжах, порой - в сильный ветер. И если вы знаете, что каждый балл как бы добавляет градус мороза, то можете себе представить, что такие прогулки мало чем отличаются, к примеру, от магаданских.

 

Вася очень трудолюбив. Он старательно выписывает строчки диктанта. Но его почерк – этакие одинаковые «волны» - пока понимают всего два человека: он сам и я. За что регулярно получает тройки.Но парень относится ко мне очень по-доброму, не хочет огорчать и обещает «приналечь» на русский язык.

 

Дом его одноклассницы Оли Улитиной – на конце нашего длинного села. Её «походная» форма – большие валенки и теплый тулуп поверх школьной формы. Её интересует литература: девочка наизусть знает даже первую главу «Евгения Онегина» и массу стихов Сергея Есенина.

    

Они приходят на уроки несмотря на любой ветер и мороз. И с ними еще двадцать ребят. Они – мои подшефные, поскольку я ещё и их классный руководитель. Я ими горжусь, но в основе такой самодисциплины  вовсе не  рассказы о жизни и творчестве  Александра Блока, или, к примеру, Бориса Пастернака, которые им нравятся.

    

По должности я вроде бы обязан посещать семьи моих учеников. И вот, надев лыжи, я устремляюсь вслед за Кусакиным к его дому, и вскоре нас угощают чаем с вкусными блинами его родители. А я понимаю «секрет» Васиного трудолюбия и доброты. Он воспитывается в очень дружной семье, где мама и папа относятся к сыну как к равному, при этом -  внимательно и не сурово, а просто требовательно. Мы договариваемся, что они будут проверять выполнение его домашних заданий. Заодно парню разрешают посещать спортивную секцию, которую я веду в зале школы после уроков.

 

У семьи Улитиных – большое домашнее хозяйство: корова, овцы, куры и гуси. Вся семья занимается ими наравне. Пока Ольга задает птицам корм, старшие делятся со мной мечтой: чтобы дочка получила высшее образование. Дочь возвращается и предъявляет нам брошюры по подготовке на литфак университета. Я гарантирую, что по сложным вопросам она получит консультации.

    

Вот примерно такие же картины я наблюдал в домах других моих школьников: благополучная учеба у тех, кто, во-первых, трудится наравне со взрослыми. Во-вторых, кто родителям не просто отпрыск, а по-настоящему родной. Его любят. Простенький «секрет», а до сих пор работает!

    

И еще одно. Две гири для занятий в спортзале я сам купил и привез из районного центра на тракторной тележке. Были еще гантели. Но всё равно инвентаря было мало. И вот как-то на одно из занятий заглянул директор совхоза. Долго наблюдал, как ловко ребятишки орудуют «железом». И вдруг спросил у меня: «Чем могу помочь?». «Штанга не помешала бы»,- ответил я. Через неделю в зал привезли самодельную штангу: железный лом с гайками на концах и к нему десяток бронзовых дисков. А основным весом служили два списанных патроны с токарных станков.

  

Граждане меценаты!  Не ждите, пока к вам придут за помощью! Идите сами по своему поселку и спрашивайте: «Чем могу помочь?».

      

ДАВАЙ ПОДУМАЕМ  ВСЕ ВМЕСТЕ

 

Уже на Севере, в Эвенкийском национальном округе, после перенесенного на ногах  гриппа, я перенес тяжелый постинфекционный миокардит. По-моему, после этого врачами мне было запрещено всё, кроме постных каш и жидкого чая. В том числе- напряженная работа и командировки. Когда я сообщил, что все же не хочу покидать Север, председатель нашего ГТРК Бубличенко вздохнул и поднял телефонную трубку. Он, член бюро окружкома КПСС, пользовался огромным авторитетом еще и потому, что, как всем было известно, написал кандидатскую диссертацию по истории первому секретарю, Василию Увачану. Через десять минут я уже был учителем восьмилетней национальной школы-интерната в глуши округа, через день прибыл по назначению.

  

Жителей нашего поселка я разделил бы на четыре группы по национальному признаку. Русских было не так уж и много. Еще меньше – потомков военнопленных немцев и их союзников. Больше всего жило эвенков. Но  и они отличались. Кроме исконных,  носящих родовые фамилии Чапогир, Удыгир и т.д. , немало встречалось потомков сибирских казаков. Вот учился у нас такой, Вася Лапушкин. Его старшая сестра Татьяна имела черную шевелюру и раскосые темные глаза. А он носил пышную русую прическу, глаза же имел синие.

    

О школьниках интерната- славных, дружных и способных ребятах- мог бы рассказывать долго. Но Лапушкин-младший важен тут как пример. Дело в том, что врачами он был признан дебилом. Мышление «заторможенное», так сказать. Таких из школы не выгоняли, а автоматически переводили из класса в класс, удостаивая двоечников сплошных незаслуженных троек.

  

В школе нашей были так называемые уроки самоподготовки. Это после обеда дети шли в ту же школу и готовились к завтрашним занятиям. Под присмотром педагогов и воспитателей. И вот я особо занялся с Васей русским языком. А потом к нам подключилась и его сестра, и еще несколько учащихся старшего-восьмого-класса. И можно сказать, что вместе у нас получилась новая методика обучения.

    

У нашего «поднадзорного» сильнее развито конкретно-образное мышление. Он наблюдателен, обладает хорошей памятью. Прекрасный художник, один из авторов стенгазеты, которую расписывает не только оленями и рыбами, но и портретами товарищей. И методика вкратце получилась такая: «Давай подумаем все вместе, на что само по себе похоже, например, существительное? А глагол? Наречие?».

  

И ведь получилось! По итогам года Лапушкин получил по русскому языку четверку! Мне не поверили. И приехавшая из округа комиссия устроила парню повторный экзамен. Но он подтвердил свои  хорошие знания.

  

Знаете, что я вам скажу? Заниматься надо с каждым учеником. Или хотя бы  с небольшими их группами. А для того готовить особых педагогов-методистов.

    

О ГИРЯХ И ПОЛИТИКЕ

    

Представьте себе  поселок Сеймчан -самый центр Колымы - в разгар зимы. Посреди поселка под углом друг к другу стоят здания спортивной и вечерней школ. Взыскательный наблюдатель назвал бы их просто бывшими бараками. На улице за пятьдесят мороза. Но нам тепло и уютно: бараки хорошо держат тепло: стены у них  толстые, а внутри- песок, пакля, керамзитовая крошка.

    

Я, крепко опальный журналист, преподаю в школе русский язык и литературу. У нас несколько классов, начиная, если не ошибаюсь, с седьмого. Это совершенно особый контингент, совершенно не похожий на класс из многим известного фильма «Большая перемена». Там, как вы наверняка помните, собралась рабочая молодежь с одного завода, в основном тянущаяся к знаниям. У нас же - человек пятьдесят мальчишек и девчонок, по разным причинам отчисленных из «нормальной» средней школы. Полно среди них и тех, кто стоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних местной милиции.

    

Еще мы работаем и «на выездах»- в других поселках Среднеканского района, где получают образование совершенно взрослые люди, работающие на предприятиях разных отраслей народного хозяйства. Но это совсем другая история.

 

Коллектив  учителей у нас хороший : несколько молодых преподавателей  во главе с опытным директором Александрой Михайловной. Это человек большой и нежной души, что не мешает  ей поддерживать в школе жесткую дисциплину.

  

Тем не менее именно здесь начинается клуб «Атлет», где трудные подростки развивают самосознание и учатся дисциплине. Мне дают ключ от двери, которая соединяет обе наших школы, и после занятий несколько моих учеников оправляются со мной «на железо». Вскоре у штанги и тренажеров появляются и несколько ребят из «обычной» средней школы. После тренировки «трудные» отправляются со мной обратно, в учительскую, где мы пьем чай и беседуем о жизни.

    

И тут к нам в район на пост начальника из Магадана приезжает некий господин. Небольшого роста, но на каких-то особенных высоких каблуках. И проекты местной перестройки у него высокие: снести обе наших школы и построить почти там же, на краю стадиона, двухэтажный туалет.

 

Вечерняя начинает скитаться с уроками в соседний поселок. А «Атлет» поддерживает коллектив Сеймчанской геологоразведочной экспедиции. По ходатайству профкома и с разрешения  начальства нам под занятия выделяют большой подвал под СГРЭ, но с условием: ремонт его мы проводим сами.

  

Так оно и было. Громадную площадку мы залили выделенным бетоном, покрасили её. А комсомольцы из механического цеха экспедиции сварили из труб качественный многоцелевой тренажер. Штанга  тоже появилась. Дисциплина на занятиях соблюдалась всё так же строго.

  

Не знаю, как вы, а я думаю, что дисциплина- один из тех корней, из которых и вырастает САМОдисциплина. Через полгода я узнал, что мои ребята сами решили и патрулируют на танцах в нашем Доме культуры. Пьяных и заведомую шпану они туда не пускали.

    

Через год клуб занял первое место во взрослых гиревых соревнованиях района.

    

И последнее. Шла горбачевская перестройка. И по проекту усиления гласности и демократии в том же ДК местный райком решил провести в этом плане митинг. Но прошел по Сеймчану слух, что власти готовят там провокацию, вплоть до ареста разных там независимых ораторов.

 

В зале присутствовало, наверное, все местное отделение милиции. Но ещё там были здоровенные ребята – наши соперники по гирям из мелиоративной ПМК-142. А главное- я даже тогда растрогался- вдоль стен выстроились практически все разрядники из «Атлета». Они впервые принимали участие «в политике». Самостоятельно!

  

Кстати, туалет у стадиона маленький начальник так и не выстроил…   

    

Много лет прошло с тех пор. Думаю, кто-то из  них сегодня может сам быть действующей политической фигурой. Кто - то по возрасту стал уже примером для пары следующих поколений. А вот где накапливается этот опыт? И нужен ли  он сейчас?

    

Михаил Горбунов,

Магадан

.