Республика Коми уже как родная мне стала. Я заехал в неё в этот раз не как обычно с юга, а с севера. Город Воркута, в котором побывал впервые, позабавил меня с первых минут, когда сел на вокзале в городской автобус. Там звучал плейлист до того чумовой и неожиданный, что казалось, будто это не заполярный российский край, а Таджикистан какой-нибудь. Звучали песни на русском с южным акцентом, в которых подчёркивалась любовь к России словами: "Россия большой, страна залатой! Гавари по-рюсски! Русская народ всегда вперёд!" А также что-то в духе: "Красывый дэвушка, хочу кайфовать с тобой!" И тому подобное. Нечто похожее я в Киргизии слышал, когда выступал там в православных приходах и перемещался на частных авто. Гастарбайтеры Россию действительно любят.
 
Вполне ожидаемо, что музыку выбирал на свой вкус и цвет водитель, вероятно, представитель той же национальности. И неудивительно, почему именно в этом Богом забытом городе, а также в других отдалённых и суровых местах подобные нации ищут себе направление миграции. Им нужна работа и жильё в России. Работа в Воркуте ещё есть - во всяком случае та, на которую уже не согласится русский, но охотно устроится нерусский из бедной республики бывшего СССР. А по поводу жилья, тут оно бросовое - как по цене, так и в прямом смысле. Квартиры в Воркуте стоят, как в самых депрессивных и дальних промышленных посёлках нашей необъятной. Иногда чуть ли не даром. Хотя Воркута не так уж удалена - до Москвы ехать меньше двух суток поездом. Но если хочешь в Россию сразу жить и работать - Воркута самое место. А русские, видимо, совсем изнежились - не хотят на севере жить.
 
В Воркуте остановился у одного парня на хате, контакты которого мне скинул знакомый омич. Находить нужных людей через знакомых - способ неплохой. Когда услышал рассказ от омича про то, что у него в Воркуте есть друг, тогда-то я и наметил себе когда-нибудь в Воркуту сгонять. Сам хозяин сутками пропадал на работе - мне только ключи выдал.
 
Основной жилой фонд на севере, по-видимому, - обшарпанные хрущёвки. Хотя кого это волнует? Трёхкомнатная хата в Воркуте роскошью не является. Большое жильё будет скорее обременением, учитывая высокую коммуналку на много квадратов. Впрочем, в Хабаровске я зимой плачу дороже.
 
В тот же день, когда я расположился на квартире, туда заехал один стопщик. Нашёл сезон и края для стопа... Впрочем, русский народ - всегда вперёд! Парень поджарый, как оказалось, работает в силовых структурах, чего никак не ощущалось по его мягкому голосу. Сотрудник полиции не при исполнении. Ему можно говорить всё, чего думаешь, поскольку он себя сам считает врагом системы. Хочет дотянуть лямку до досрочной пенсии, а далее планирует воплощать свои проекты. Мне он понравился. Я ему скинул контакты людей в городах, куда он направлялся, и научил его, как быстрее и проще находить бесплатные ночлеги. На следующий день я уехал далее в Коми, а он - на Ямал. В разных направлениях двигались.
 
Воркута, Инта, Усинск, Ухта мне особенно в этот раз запали. В первых трёх перечисленных городах концерты проходили в библиотеках, в Ухте - за городом, на туристической базе, куда, невзирая на удалённость и практически отсутствие связи, приехало достаточно народу в будний день. В Усинске был и второй концерт в ночном заведении. Результат средний для подобного места, где я не очень хотел изначально, но хозяин заведения уговорил. Он же мне снял на сутки квартиру. Видимо, это была истинная цель данного тура - север Коми. По людям видно сразу, где тебя ждали, а где - так, праздное любопытство. Если встречают, угощают, селят, расспрашивают - это ли не показатель, что тебе и надо было сюда? Заранее это узнать сложно, но со временем постепенно развивается интуиция, когда в процессе удалённого диалога приходится определять, кто там "свои", кто "не свои".