Показателем авторитета любого человека является его уважение к людям, терпимость к критике и самокритика. Многие из нас проходят через большой тираж прессы, через раскрутку и упоение. Но вслед за этим наступает падение с небес на землю. И оказывается, что у людей в реальном мире накапливаются претензии. И если мы хотим творчески работать дальше, если мы хотим понимания, мы обязаны читать и выслушивать каждую претензию и учитывать каждого критика.
 
Здесь, на Дебрях ДВ, на других форумах и сайтах, я вступал в перепалки с комментаторами и авторами постов, ссорился, мирился, меня крыли публично матом, проклинали и стирали мои посты, - но это Жизнь! Это срез разных мнений.
 
Есть в Хабаровске очень уважаемые пожилые ученые, которые не любят нападок и ссор. Они печатают свои исследования на порталах своих ВУЗов в очень специализированных научных журналах, полностью избегая критики как таковой. Или делают недоступные критике собственные сайты.
 
Есть в Комсомольске и Хабаровске всеми уважаемые писатели и исследователи, которым кажется, что они выше остальных и их никто не достоин. Они очень резко относятся не только к критике и начисто лишены самокритики, но и отказывают дальневосточникам в просьбах о консультации по сложным вопросам, используют других людей в своих целях.
 
Я тоже не любил критику до 2011, пока не решил узнать истории и взгляды других людей. Оно поначалу мне не понравилось, ибо российские комментарии - отнюдь не западные и очень резкие. Потом, с 2019, резкими стали и западные комментаторы.
 
Но я пишу о людях. Я пишу о меняющемся обществе. И мне нужно видеть, какими люди стали сейчас. Сейчас в самом уважаемом еженедельнике Амурского района - Амурской Заре - я вновь печатаю большие повести о дальневосточниках и нашей загадочной истории. Чтобы писать документальную прозу, надо общаться с людьми и выслушивать их мнение.
 
В сентябре 2021 мой напечатанный тиражом 4000 экз путеводитель по приамурскому ГУЛАГу раскритиковал мне в лицо 84-летний дед, всегда здесь живший. Я не знал, что сталинские лагеря были на станции Малмыж. Он мне это сказал. Он правильно сказал, и я это добавлю в свои исследования. Потому что уйдет этот дед, и никто такое больше не вспомнит. Они часто критикуют, старые деды, - а потом рассказывают.
 
Меня часто критиковал очень хороший пожилой человек. Много критиковал. В конце концов он мне помог, причем материально замечательно помог, я смог в трудный момент продолжить свое творчество. И я очень люблю этого прекрасного человека. Так критика обернулась помощью.
 
Показатель исследователя, который не любит критику, - его публикации и книги. Исследователь, прислушивающийся к людям и собирающий уникальные истории, напишет собственную оригинальную работу, сам поедет изучать и расскажет всем нам. А нетерпимый к критике соберет с миру по нитке - и это никому не интересно, потому что он ничего своего нового нам не открыл. Да, для научного мира главное цитаты и ссылки на авторитеты. А массовому простому читателю нужно новое. А для этого надо искать и интересоваться людьми. То есть уважать их критику!
 
Измениться никогда не поздно. Шанс на добро у любого есть всегда.
 
Павел Петрович Попельский. 3 ноября 2021.