В. Путин
В. Путин
Глава государства Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание с членами правительства Российской Федерации.
 
О социально-экономическом развитии Дальнего Востока
 
В. Путин: У нас в качестве основного вопроса - доклад Алексея Олеговича Чекункова по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Арктики.
 
А.Чекунков (министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики): Под вашим руководством мы продолжаем работу, которую на протяжении четырёх столетий делали миллионы российских и советских людей - укрепление несущего каркаса России. Если представить нашу страну как дом, то Арктика - это купол над домом, а Дальний Восток - несущая стена, стена, в которую извне упирается тысяча пагод.
 
На Дальнем Востоке в соответствии с Вашими решениями реализуется комплекс мер для повышения качества жизни и ускорения развития экономики. Такие проекты, как «Сила Сибири», космодром Восточный, судостроительный комплекс «Звезда» будут служить многим поколениям. Ряд программ реализуется впервые: вначале - на Дальнем Востоке и затем приходят в другие регионы России. Это бесплатная выдача земли, льготная ипотека, территории опережающего развития. В этом есть логика, так как Дальний Восток концентрирует в себе все главные особенности России - территорию, высокую плотность населения, суровый климат и волевых предприимчивых людей.
 
Реализованные по Вашим поручениям меры по опережающему развитию Дальнего Востока дали наиболее быстрый эффект в экономике. С 2015 года в территориях опережающего развития и свободном порту Владивосток стартовали 2700 новых предприятий, которые уже фактически вложили в регион почти 1,5 триллиона рублей. Более 70 процентов - это инвестиции в несырьевые предприятия, которые дают диверсификацию экономики, развитие технологий, повышают компетенции работников. За этот период рост промышленного производства на Дальнем Востоке был в два раза выше среднероссийского - 24 процента в ДФО против 12 процентов в среднем по стране.
 
Что особенно важно, впервые за многие годы зафиксирован положительный приток молодых специалистов в возрастной категории от 20 до 24 лет. Дальний Восток вспомнил репутацию места комсомольской мечты и снова прирастает энергией молодых.
 
Улучшился инвестиционный климат: 10 из 11 субъектов ДФО показали рост в рейтинге АСИ. Четыре региона в 2020 году попали в топ-30 рейтинга. Ещё три года назад там от нас не было ни одного.
 
Режимы ТОР и свободный порт Владивосток подвергались критике за то, что в них низкие налоги. Действительно, задача стояла как раз сделать наилучшие режимы в России. Несмотря на то что ТОР и СПВ функционируют недавно, государство уже окупило расходы на их создание: налоговые и таможенные поступления от резидентов составили 94 миллиарда рублей, а расходы консолидированного бюджета на инфраструктуру плюс налоговые и таможенные льготы резидентам - 75 миллиардов.
 
Все наши конкуренты по Азиатско-Тихоокеанскому региону достигали высоких темпов экономического роста, только создавая максимально благоприятные условия для бизнеса в рамках подобных преференциальных режимов. Ли Куан Ю в Сингапуре и Дэн Сяопин в Китае следовали принципу, что нация не может дотянуться до процветания, встав на высокие налоги. У процветающих стран Азии конвертировать экономический рост в высокий уровень жизни заняло десятилетия.
 
Мы осознаём, что ускорение экономики на Дальнем Востоке в последние несколько лет само по себе не позволяет быстро решить самые острые, наиболее волнующие людей проблемы: качество больниц и школ, доступность жилья, комфорт городской среды. На преодоление этих недостатков направлены усилия всего Правительства, всех органов власти.
 
В соответствии с Вашим указом качество жизни населения на Дальнем Востоке должно расти быстрее, чем в среднем по России. Это справедливо по отношению к дальневосточникам, которые по многим показателям изначально находились в худших условиях.
 
Для выполнения этой задачи Правительство утвердило Национальную программу развития Дальнего Востока до 2024 года и в перспективе - до 2035 года. Она содержит 804 конкретных мероприятия, из которых 600 - социальные, направленные на повышение качества жизни людей. 90 процентов мероприятий обеспечены финансированием, но ряд ещё имеет риски планирования, финансирования и межведомственной координации. Мы благодарим Вас за поручение Совету Безопасности обеспечить безусловное выполнение всех мероприятий национальной программы.
 
Я обязан назвать ещё одну хроническую проблему, которая сдерживает развитие Дальнего Востока, - низкую бюджетную обеспеченность регионов. Десять из 11 субъектов ДФО имеют уровень бюджетной обеспеченности ниже среднероссийской даже после дотаций Минфина. Это объективная реальность, что собственные доходы Дальнего Востока из-за низкой плотности экономики пока не соответствуют объёму расходов на исполнение всех бюджетных обязательств на территории размером в полтора Евросоюза. В ближайший понедельник Михаил Владимирович Мишустин собирает совещание правительственной комиссии, и мы будем вместе искать решение для этой корневой, по сути, проблемы региона.
 
Выровнять сохраняющиеся деформации только деньгами нельзя. Прямые денежные субсидии имеют ограниченный эффект, кратковременно поднимают настроение получателям, но не оказывают долгосрочного влияния на качество жизни. Для того чтобы добиться перелома в восприятии людьми Дальнего Востока как дорогой и сложной для жизни территории, необходимо чётко расставить приоритеты в соответствии с теми ресурсами, которыми мы располагаем.
 
Мы определили пять приоритетов.
 
Первое. Ключевым смыслом всей нашей работы является повышение качества жизни людей. На это направлены субсидирование авиаперевозок, льготная ипотека, а также Национальная программа и поддержка центров экономического роста, так называемая единая субсидия - это средства, в последние два года выделенные Правительством дальневосточным регионам дополнительно к отраслевым программам, на которые создаются более 1200 социальных объектов: школ, поликлиник, спортивных и детских площадок во всех 11 регионах ДФО. Программа очень значимая для регионов, позволяет оперативно решать самые острые проблемы, и её важно продолжить. Источником средств была часть доходов бюджета от проектов на Сахалине, но сейчас уже необходимо определить иные источники. Мы будем признательны за такое поручение.
 
Второе - строительство нового комфортного жилья. В соответствии с Вашим указом на Дальнем Востоке необходимо более чем в полтора раза увеличить объём жилищного строительства - до 3,3 миллиона квадратных метров в год. Мы разрабатываем новые механизмы поддержки строительства жилья, с тем чтобы до 2024 года в городах появились «дальневосточные кварталы» - современные микрорайоны с комфортной планировкой, которые зададут новый, более высокий стандарт жизни Дальнего Востока. Ввод нового жилья также позволит удержать рост цен на него.
 
Третье. Для увеличения собственных доходов Дальнего Востока необходимо обеспечить рост и диверсификацию экономики. Мы видим возможность в три-пять раз ускорить темпы создания инфраструктуры - как промышленной, так и социальной - за счёт внебюджетных инвестиций по механизму дальневосточной концессии. Создаём для этого инвестиционный акселератор. Цель - привлечь в него за ближайшие три года проекты объёмом 500 миллиардов рублей, что будет означать настоящий инфраструктурный прорыв. Этот механизм также будет обсуждаться на комиссии у Михаила Владимировича 15 марта.
 
Будем донастраивать преференциальные режимы территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны Российской Федерации так, чтобы интересы инвесторов и государства были максимально сбалансированы, привлекать инвесторов не только финансовыми льготами, но и возможностью работать быстрее и проще.
 
Чтобы стимулировать инвестиции в перерабатывающее производство, ввод в экономический оборот нового леса, земли и акваторий, будем продолжать бороться за особые региональные условия в отраслевом регулировании. Дальний Восток и Арктика - это особый экономический пояс и, чтобы в нём экономика работала не планово-убыточно, а выгодно и для государства, и для людей, необходимо точно настроенное регулирование.
 
Четвёртое - технологическое развитие. У Дальнего Востока есть ещё одна важная для будущего России роль: если в советское время это была в первую очередь граница, то сегодня для наших азиатских соседей Дальний Восток - это витрина достижений и способностей России.
 
Через месяц исполнится 60 лет полёту Гагарина. Он показал, как важно быть первыми в космосе, в науке и в технологиях. Для того чтобы сконцентрировать усилия по разработке и выводу на рынок новых технологий, в 2020 году на острове Русский стартовал инновационный научно-технологический центр. Задача ИНТЦ - в течение пяти лет привлечь сотни молодых российских учёных в области микробиологии, робототехники, фармакологии, информационных технологий, в том числе тех, кто по разным причинам сейчас работает за рубежом.
 
Почему они приедут? Первое - это интересные направления исследований, в которых у России уже есть серьёзный задел. Второе - это возможность совместной работы с ведущими азиатскими научными долинами. Третье - работа в ИНТЦ ускорит их научную карьеру, и ИНТЦ должен дать российской науке такой импульс, какой советская наука в своё время получила от новосибирского Академгородка.
 
И пятое - постоянно повышать эффективность самой работы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
 
По поручению Михаила Владимировича мы провели консолидацию институтов развития, объединив три организации в одну, внедрили проектный подход, установили конкретные измеримые цели. Укрепили «Востокгосплан» и совместно с МГУ работаем над созданием современной системы анализа и планирования для повышения точности государственных решений, которую называем «Цифровой госплан XXI века», в том числе для создания индивидуальных программ развития регионов с учётом особенностей каждого. В этом году система будет запущена.
 
Уважаемый Владимир Владимирович!
 
Российская Арктика во многом похожа на Дальний Восток в части экономики, географии и природы, а в ряде регионов они совпадают.
 
В 2020 году Вы подписали ключевые документы, определившие новую политику по ускоренному развитию Арктики, Стратегию развития Арктической зоны, а также пакет федеральных законов, которые дали Арктике наиболее благоприятный режим для ведения бизнеса, какой только существует в России.
 
Новые меры получили хороший отклик у бизнеса. Резидентами АЗРФ стали уже 64 предприятия, реализующие проекты общим объёмом 185 миллиардов рублей. Шесть проектов получили государственную поддержку: это горно-металлургический комбинат, который будет выпускать металлы для высокотехнологичной продукции, новые портовые терминалы, а также крупная ферма для разведения форели. Реализация данных проектов создаст дополнительный грузовой поток для Северного морского пути.
 
Через два месяца к России перейдёт председательство в Арктическом совете. В этот период будут реализованы не только инициативы в сфере экономики, экологии и международного сотрудничества, но и важные культурные и гуманитарные проекты.
 
Мы начали создание образовательно-просветительского портала «Дети Арктики» с целью сохранить родные языки народов Арктики, которых на территории России 15. В течение года будут подготовлены учебные материалы, мультфильмы, комиксы на языках народов Арктики. Подобного ресурса в мире не существует. Уверен, сайт «Дети Арктики» станет одним из ключевых проектов Десятилетия родных языков, провозглашённого ООН на 2022-2032 годы.
 
Уважаемый Владимир Владимирович, в завершение разрешите сделать несколько конкретных предложений по доложенным приоритетам.
 
Первое. В целях стимулирования создания «дальневосточных кварталов» просим распространить режим территорий опережающего развития на проекты комплексной жилищной застройки объёмом от 200 тысяч квадратных метров, предусмотрев меры поддержки по созданию коммунальной и социальной инфраструктуры. Для контроля качества такие проекты будут предварительно рассматриваться правительственной комиссией по развитию Дальнего Востока.
 
Второе. Российским учёным, которых мы приглашаем в ИНТЦ, необходимо предложить достойные условия работы. Формирование фонда ИНТЦ будет вестись по аналогии с фондом «Сириус» с участием российских корпораций, которые также выступят партнёрами по исследованиям и заказчиками для перспективных разработок. Мы были бы признательны, если Вы дадите поручение компаниям с госучастием поддержать деятельность ИНТЦ.
 
Третье. Для преодоления природных и инфраструктурных ограничений в сельском хозяйстве Дальнего Востока мы предлагаем объявить мораторий на 10 лет либо ввести компенсационные механизмы на экспортные пошлины на масличные культуры с Дальнего Востока, которые составляют основу урожая. Внутренний рынок потребления сои и рапса на Дальнем Востоке незначительный, везти их для переработки через всю страну неэффективно. А для пресечения экспорта по заниженной цене - провести эксперимент по продаже таких культур через товарную биржу.
 
И последнее. Пандемия закончится, и Дальнему Востоку предстоит бороться за лидерство как туристическому направлению. У нас уникальная природа, но расстояния служат большим барьером для многих россиян, чтобы к ней прикоснуться. Мы предлагаем сформировать целевой фонд развития экологического туризма на Дальний Восток, а в качестве финансового источника возможно было бы рассмотреть целевой сбор на погрузку угля в портах Дальневосточного федерального округа в размере, например, 25 рублей за тонну. Данный сбор можно собирать с судовладельцев, большинство из которых ходят под иностранным флагом. Он составит всего около 1 процента от маржи угольного бизнеса. Данная мера обеспечит поддержку в сфере экологического туризма в объеме более 2,5 миллиарда рублей в год и принесёт дополнительный доход занятым в туризме дальневосточникам, мимо которых ежегодно в порты едет 100 миллионов тонн угля.
 
Уважаемый Владимир Владимирович, мы благодарим Вас за безусловную поддержку работы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
 
Доклад окончен.
 
А.Новак (заместитель председателя правительства Российской Федерации): Я хотел бы [сказать] по поводу предложения, которое только что прозвучало относительно дополнительного портового сбора на перевалку угля.
 
У нас в последние несколько дней прошли совещания под Вашим руководством и под руководством Михаила Владимировича в Кемерове. Мы этот вопрос обсуждали - по развитию угольной отрасли, по развитию инфраструктуры, но вопрос, касающийся увеличения портовых сборов, не обсуждался. Мы просили бы сейчас не принимать решение, мы его дополнительно обсудим, если это возможно.
 
А.Силуанов (министр финансов Российской Федерации): Владимир Владимирович, мы в целом тоже поддерживаем все предложения, которые были изложены в докладе. Единственное, мы хотели ещё в Правительстве дополнительно обсудить вопросы создания ТОСЭРов для программ жилищной застройки. Почему - потому что ТОСЭР создаётся обычно для привлечения инвесторов, для того чтобы создавать новые рабочие места, производство и так далее. Комплексная застройка - это тоже временный период по привлечению инвестиций, но это, как правило, два, три, может быть, четыре года. ТОСЭР - обычно это как минимум десятилетний период реализации такого налогового режима.
 
Поэтому мы считали бы более правильным стимулировать застройщиков через действующие программы, такие как «Стимул», предположим. У нас есть деньги, мы помогаем таким застройщикам по созданию инфраструктуры, подводим инфраструктуру к новым жилищным комплексам и так далее. Поэтому у нас есть целый набор хороших, проверенных инструментов по поддержке строителей.
 
Полагаем ещё обсудить дополнительно вопрос, который сегодня прозвучал, по созданию ТОСЭРов для конкретных жилищных объектов.
 
Спасибо.
 
М.Решетников (министр экономического развития Российской Федерации): Владимир Владимирович, я по поводу моратория на экспортные пошлины для Дальнего Востока. Честно говоря, я боюсь, нас ВТО не поймёт и просто «опрокинут», потому что мы не можем вводить экспортные пошлины в одной части страны и не вводить в другой части страны. Поэтому, может быть, вопрос мы трансформируем в то, что производителям рапса Дальнего Востока будут выплачиваться компенсирующие субсидии из федерального бюджета, поскольку действительно транспортировать рапс с восточной части достаточно дорого в западную часть страны - железнодорожные тарифы экономику существенно ухудшают. Мы найдём другое решение.
 
Плюс к этому мы сейчас по растительному маслу прорабатываем по поручению Председателя вопрос демпфера тоже по аналогии с тем демпфером, который мы сделали с зерном. Может быть, мы этот вопрос ещё там постараемся урегулировать, то есть тоже попросим некоторое время на дополнительную проработку этого вопроса.
 
Спасибо.
 
В.Путин: Конечно, нам не нужно «подставляться» под ВТО. Надо посмотреть. Субсидии - во-первых, это деньги живые, надо проработать это, естественно, с Минфином. А во-вторых, это само по себе избавляет нас от разговоров с ВТО на эту тему или нет? Субсидии в таком случае никак не запрещены правилами ВТО?
 
М.Решетников: По сельскому хозяйству, Владимир Владимирович, это в соответствии с рамками ВТО, именно по селу. У нас есть исключение, и мы ещё квоту, так сказать, предел субсидий, наших ограничений, когда вступали в ВТО, мы ещё не достигли.
 
В.Путин: Хорошо. Я услышал. Проработаем.
 
В.Абрамченко (заместитель председателя правительства Российской Федерации): Владимир Владимирович, я ещё дополню по сое как раз. По прошедшему 2020 году у нас есть Амурский МЭЗ, который был недозагружен, его мощности были недозагружены. Решение Правительства ввести пошлину на сою привело к тому, что мы полностью загрузили это предприятие. Сейчас предприятие, наоборот, просит продолжать такой же льготный режим - для него в этом случае. А предприятие существенно было поддержано со стороны бюджета: туда в рамках разных поддержек по линии АПК мы предусмотрели 2,3 миллиарда рублей.
 
Ю.Трутнев (полпред президента РФ в ДФО): Уважаемый Владимир Владимирович, мы продолжим работать по всем предложениям министров в Правительстве. Но тут прозвучало, что есть эффективные механизмы поддержки строительства. На Дальнем Востоке они пока не достигают необходимых результатов, потому что объёмы строительства жилья недостаточны, а цены, наоборот, очень высокие. Поэтому нам в любом случае придётся совершенствовать регулирование, для того чтобы на Дальнем Востоке люди могли получить нормальное жильё по нормальной цене.
 
В.Савельев (министр транспорта Российской Федерации): Владимир Владимирович, я, если позволите, несколько слов скажу о Вашем поручении по созданию дальневосточной региональной [авиа]компании.
 
На текущий момент дальневосточная региональная компания «Аврора» создана. Хочу сказать, что проработан был вопрос, и Сахалинская область приобрела у ПАО «Аэрофлот» 51 процент акций авиакомпании «Аврора» за один рубль, как это было решено.
 
Сейчас Минтрансом России и Минвостокразвития совместно с субъектами ДФО определена маршрутная сеть - это 535 социально значимых маршрутов, в том числе 100 маршрутов межрегиональных и 435 маршрутов местных.
 
Мы сейчас ведём работу по заключению договоров о покупке 5 процентов акций авиакомпании «Аврора». Такие акционерные соглашения сейчас в стадии подписания, многие из них уже подписаны. И в ответ авиакомпания «Аврора» получит 25 процентов [акций], плюс одна, от региональных авиакомпаний Дальневосточного округа.
 
Хочу Вам сказать, что авиационная компания получается интересной, довольно серьёзной. Всего парк воздушных судов будет насчитывать 131 штуку, из которых самолётов - 91 штука и вертолётов - 40.
 
Подписан предварительный график на поставку отечественной техники. До 2024 года будет поставлено 45 единиц воздушных судов. Это минимум того, что мы планируем для авиакомпании. И, на наш взгляд, то, что мы сейчас делаем, может привести к развитию этой авиакомпании в ближайшее время.
 
Единственное, что может понадобиться, это сейчас обсуждается у Первого вице-премьера Андрея Рэмовича Белоусова, - это субсидия, которая будет нужна для «раскатки» местных рейсов, потому что многие рейсы, которые мы будем пытаться «раскатывать», всего лишь на 20 процентов будут заполняться первое время, пока люди не почувствуют возможности мобильности, пока мы не «раскатаем» эти рейсы.
 
Одновременно те субсидии, которые мы выделяем, распределяются по Дальнему Востоку и дают свой результат. Ещё многие субсидии не выбраны, но мы по согласию с Минпромом ввели такую норму: теперь региональные субсидии распределяются с учётом наличия отечественной авиационной техники у региональных компаний, что будет стимулировать их на закупку отечественной техники, - не только в авиакомпании, но и во всех других компаниях, которые хотели бы получить субсидии. Это субсидии по постановлению № 1242 - 7,7 миллиарда, по постановлению № 215 - 5,8 миллиарда, и дополнительные 5 миллиардов, которые были выделены с Вашей помощью.
 
Поэтому такая ситуация есть, компания создана. Мы надеемся, что в ближайшее время она начнёт уже эффективно работать.
 
Спасибо. Доклад закончил.
 
В.Путин: Благодарю Вас. Спасибо за замечания и за информацию. Вот что хотел бы сказать в заключение нашего сегодняшнего обсуждения.
 
Не буду говорить о важности Арктики и Дальнего Востока, Дальневосточного федерального округа для страны, для её будущего, для развития Российского государства - мы много раз об этом говорили, понимаем значимость этих регионов и на сегодняшний день, и на среднесрочную, и более отдалённую историческую перспективу, и доклад Министра обстоятельный и конкретный. Вместе с тем хотел бы обратить ваше внимание на некоторые вещи.
 
Нам никогда нельзя забывать того, о чём мы договаривались ранее, нельзя забывать о тех задачах, которые мы ставили перед собой, и нужно исходить из того, что сделано. Сделано, кстати, немало: проекты большие осуществляются, создаются места притяжения для высококвалифицированной рабочей силы. Мы даже видим приток определённый из других регионов - как раз на эти предприятия, которые создаются, скажем, на «Звезду» люди приезжают, на другие предприятия. Но мы должны объективно всё оценивать и понимать, какие наши действия приносят результаты, а какие не приносят ожидаемых результатов, понимать, почему это происходит, делать соответствующие выводы, а не просто строить планов громадьё, не понимая, что происходит в реальной жизни.
 
А что же там происходит? У нас, например, есть Концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, она утверждена распоряжением Правительства ещё в июне 2017 года. Сейчас не буду говорить более конкретно, но напомню, о чём там шла речь: о стабилизации численности населения - в целом более или менее; о повышении суммарного коэффициента рождаемости - здесь поскромнее; о снижении смертности - ясно, что пандемия внесла свой вклад печальный в эти показатели, тем не менее надо на это посмотреть внимательно. В этой связи необходимо подвести итоги первого этапа реализации Концепции с анализом причин недостижения установленных показателей по тем важнейшим направлениям, о которых я только что сказал, и актуализировать мероприятия и целевые показатели второго этапа реализации Концепции на 2021-2025 годы.
 
Затем - очень тесно связанный с этим вопрос здравоохранения. Общероссийский народный фронт обращает внимание на то, что в отдельных регионах Дальневосточного федерального округа скорая медицинская помощь, например, работает не круглосуточно. Сейчас, правда, с учётом реакции на доклад ОНФ, вроде бы ситуация улучшается, но тем не менее. Как может быть так, что скорая медпомощь круглосуточно не работает? Какая же она тогда скорая? Это вещи элементарного характера.
 
Связано это в том числе с недостатком медицинских кадров, причём по очень многим направлениям. Но надо программы по развитию первичного звена здравоохранения, конечно, привязывать к конкретным регионам. В данном случае мы говорим о Дальнем Востоке, а там и численность населения в отдельных населённых пунктах своя, и расстояния между населёнными пунктами свои. Нельзя с общими мерками подходить к Дальнему Востоку, так, как это предусмотрено для других, густонаселённых районов Российской Федерации. Я прошу это учесть в будущем.
 
В этой связи, конечно, нужно проработать и представить предложения по дополнительным мерам по развитию системы здравоохранения в регионе.
 
Затем - транспорт. Сейчас Министр транспорта говорил о некоторых вещах. Но я прошу Правительство провести оценку достаточности принятых мер, для того чтобы обеспечить перевозки людей, которые хотят посещать другие регионы Российской Федерации, причём без учёта возрастных ограничений.
 
Да, мы с вами приняли решение, выделили дополнительные 5 миллиардов. Это хорошо, но прошу Вас проанализировать, как это всё работает, какие ещё нужны ресурсы для того, чтобы обеспечить передвижение людей в нормальном режиме. Мы с вами обсуждали, в том числе с министром транспорта об этом говорили, с Савельевым Виталием Геннадьевичем: сколько мы на субсидирование пассажирских железнодорожных перевозок [выделили]? 20 миллиардов, да? А сюда выделили дополнительно пять - тоже приличные деньги. Но надо посмотреть, как это работает и достаточно ли этого. Ладно?
 
Сейчас Виталий Геннадьевич сказал тоже о создании авиационной компании. Да, замечательно, что она создана для того, чтобы осуществлять перевозки внутри региона. Регион огромный. Спасибо, что проинформировали о том, что маршруты намечены и так далее, сеть создаётся. Но и здесь тоже нужно подумать о доступности этих перевозок для граждан и, конечно, использовать нужно прежде всего и главным образом авиационную технику российского производства.
 
По сельскому хозяйству немало делается для того, чтобы поддержать с точки зрения поддержки этого сектора экономики. Но нужно сделать всё, чтобы рост цен на сельскохозяйственную продукцию в Дальневосточном федеральном округе не превышал среднероссийского уровня. А он скачет, этот рост цен, поэтому прошу на это обратить внимание - так же как на переработку рыбы и на её доставку в Европейскую часть России. Прошу рассмотреть вопрос о дополнительных мерах по доставке рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы, что потребует принятия, наверное, ряда управленческих решений межведомственного характера. Знаю по поводу решения Минсельхоза по этому вопросу, но нужно посмотреть, как эти решения реализуются на практике и достаточны ли они для того, чтобы решить те задачи, о которых я сейчас сказал.
 
Наконец, по жилью. Дефицит на рынке первичного жилья сохраняется, и он серьёзный. Я сейчас не буду перечислять причины, их много, в том числе и дороговизна инфраструктуры, - это понятно. Обращаю внимание на рост цен. Мы ввели льготную ипотеку на Дальнем Востоке, а рост цен - думаю, что те коллеги, которые занимаются этим предметно, знают - цены на проданные новостройки выросли на 18,1 процента. Это вообще в значительной степени обесценивает наши решения, связанные с льготной ипотекой.
 
Нужно развивать просто комплексы, комплексы развивать нужно на месте. Для этого надо предпринять необходимые усилия. Отсутствуют проекты комплексной жилой застройки.
 
Да, здесь есть проблемы, но мы знаем, что во многих регионах эта комплексная жилая застройка показывает свою эффективность. Нужно применительно к Дальнему Востоку тоже подумать о том, чтобы она там заработала. Думаю, что вполне можно это сделать, если подумать над деталями и поддержать это направление деятельности. Нужно вообще просто предложить комплекс мер по повышению предложения на рынке жилья, на первичном прежде всего.
 
Что касается Арктики, то просил бы завершить подготовку и утверждение единого плана по развитию Арктики, причём прошу вас сделать это в месячный срок. Вопрос чрезвычайно важный, и давайте не будем упускать его из вида в ходе нашей текущей конкретной работы.
 
С предложениями, которые сделал министр, я согласен, прошу доработать. Михаил Владимирович, пожалуйста, проконтролируйте с учётом тех предложений, которые прозвучали.
 
Москва, Кремль, 10.3.21