Обращение членов градостроительного совета к Владимиру Путину  закончилось поручением премьера первому вице-премьеру Игорю Шувалову разобраться. Тот поручил рассмотреть обращение трем министрам — Виктору Басаргину (Минрегионразвития), Александру Авдееву (культуры), Игорю Левитину (транспорта) совместно с администрациями края, города и заинтересованными лицами.

 

  

 

Заинтересованные архитекторы подготовили шесть альтернативных площадок для размещения отеля, но администрация края поручение первого вице-премьера выполнять не торопится. А ее представитель в лице вице-губернатора при личных разговорах с членами градостроительного совета вздыхает, спрашивает, чего вы привязались, закатывая при этом глаза к небу, мол, площадка выбрана «на самом верху».

 

Про самый верх аргумент общественностью плохо принимается. Куда  местные власти Путина и Шувалова привезли осенью прошлого года, а привезли на 36-й причал, объяснили, вот хотим тут отель поставить, — там они головами и покивали. Можно это принимать за одобрение «на самом верху»? Спорно.

 

Теперь архитекторы отправили письмо Дмитрию Медведеву: «…вопрос об изменении неудачно выбранного места размещения комплекса был поставлен 8 октября 2009 г., …но проигнорирован, из-за чего было потеряно около полугода… Так что довод администрации края о дефиците времени несостоятелен. …Что же касается выбора площадки на «самом высоком уровне», то за этим, как отмечалось выше, обычно скрывается непрофессионализм местных властей в подготовке предложений по размещению объектов федерального значения. Из-за этого «на самом высоком уровне» иногда приходится изменять ранее принятые решения. Примерами могут быть размещение нефтепорта (администрация края настаивала на бухте Перевозная, порт пришлось перенести в бухту Козьмино), место размещения Приморского океанариума пришлось менять трижды (бухта Патрокл — мыс Лаврова — полуостров Житкова), сходная ситуация складывается с размещением нефтеперерабатывающего завода и порта по отгрузке нефтепродуктов в районе Находки. Администрация края по собственной инициативе изменила утвержденную президентом РФ 15.01.08 г. трассу автодороги от аэропорта до бухты Патрокл, превратив очень важную городскую магистраль, призванную обслуживать новые жилые районы, в «объездную» дорогу, мало значащую для развития города. И такие примеры не единичны».

 

Между прочим, наша «культурная и архитектурная общественность» и с авторами проекта отеля — ООО RMJM Scotland Limited — разговаривала. Те согласились, что сроки изменения проекта под новую площадку займут три-пять месяцев. Не такой уж критичный срок. Тем более что работы по отсыпке искусственного острова, на который и хотят поставить отель, существенно замедляют ход строительства по сравнению с другой площадкой, да и делают его более затратным. А премьер Путин на днях возмущался удорожанием строительства объектов саммита. Cловом, пока одни возмущаются и ищут легитимные, в том числе судебные, пути для остановки «беспредела», другие, как у нас часто бывает, строят в  тихой надежде, что не снесут же потом.

 

Ольга Журман,

«Новая газета» во Владивостоке», 08.04.10.

-------

№ 1. Собственно 36-й причал.

 

№ 2. На Корабельной набережной и выходе к ней улицы Уборевича.

Участок свободен от застройки и не требует сноса зданий. Размещение здесь комплекса позволяет решить наконец задачу завершения формирования ансамбля центральной площади города, ликвидировать «яму» и обеспечить создание нормального фасада застройки центральной площади и Корабельной набережной со стороны моря.

 

№ 3. В районе проспекта Красоты на пересечении улиц Суханова и Фонвизина. Комплекс будет иметь исключительно важное значение для формирования силуэта города и его морского фасада. Он также замыкает перспективу въезда в город по гостевой трассе. С участка открываются отличные перспективы на ландшафты Амурского и Уссурийского заливов, бухту Золотой Рог и на всю панораму города.

 

№ 4. Рядом с морским вокзалом с его южной стороны. На участке ранее прорабатывалось размещение высотной гостиницы. Преимуществом участка является близость к центру города, к морскому и железнодорожному вокзалам.

Участок имеет некоторые недостатки: крайне неудобные транспортные подходы, требующие перекрытия станционных путей и коренной реконструкции привокзальной площади. Близость к круглосуточно работающей железнодорожной станции и порту, что будет негативно восприниматься гостями.

 

№ 5. Между улицами Светланской и Корабельной набережной от здания арбитражного суда до створа высоководного моста через бухту Золотой Рог. Близость к центру города. Возможность создания двух независимых подходов — с улиц Светланской и Корабельной набережной. Минимальные изменения проектных решений, разработанных для участка № 1. Минимальное «вторжение» в историческую среду города.

 

№ 6. На мысе Бурном, на вновь образованной территории. Создание единого гостинично-делового комплекса вместе с согласованным ранее размещением гостиницы на мысе Бурном. Важное значение комплекса в формировании морского фасада Владивостока со стороны Амурского залива.

-----------

 

Русский рай

 

Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о создании особой (туристско-рекреационного типа) экономической зоны на острове Русском

 

Из Москвы кажется, что Русский — Мекка пляжей и солнца. Но мы-то знаем, что здесь  туманных дней больше, чем собственно над городом, купальный сезон от силы два месяца в году, песчаных пляжей нет в принципе, а дайверам в море искать нечего.

 

Идее релаксировать на Русском несколько десятилетий, но она никогда не поддерживалась правительством. Что-то случилось, и кто-то умело идею пролоббировал. И тут даже не знаешь, хвалить его или ругать.

 

Впервые из высокого российского чиновничества по поводу возможностей острова впросак попал бывший первый вице-премьер Сергей Иванов. В апреле 2007 года он, побывав в Приморье, сказал: «Российским гражданам нормально отдыхать негде. Негде заниматься дайвингом, любоваться морской природой, ежами, крабами, которых я сам, кстати, видел. Не надо ездить в Египет, а можно ездить отдыхать на Дальний Восток». Это любование крабами (чтоб наш человек ограничился любованием?) и занятие дайвингом, как правило, в мутной воде с силовыми электрокабелями, ржавыми остовами судов на дне  еще долго поминали Сергею Иванову  местные жители: воды Русского не Красное море, в конце концов.

 

Представители бизнес-сообщества Владивостока утверждают, что готовы вкладывать деньги в инфраструктуру Русского только при ясном прогнозе туристического потока хотя бы на ближайшие годы. Пока официальная статистика показывает, что число иностранных туристов в Приморье уменьшается с каждым годом: в 2008 году их было 68 тыс. человек, а в 2009-м — 53 тыс. человек. Для сравнения: в 2004 году число туристов только из КНР составляло 170 тыс. человек.

 

Откуда  министр Набиуллина взяла полмиллиона туристов в год? Их нечем привлекать остальные десять месяцев в году, разве что подледным ловом зимой. Положение могла бы спасти игорная зона, но если она и будет, то далеко — в бухте Муравьиная под Артемом. Туриста мало привлечь на территорию, его надо удержать, но в Приморье для этого не предпринимается усилий. На Русском гостям можно показать лишь Владивостокскую крепость и будущий океанариум, осмотр достопримечательностей на материке займет не больше суток. Туристов невозможно заманить приморским вариантом шопинга по-китайски, непривлекательной кухней, грязными улицами, убогим городским общественным транспортом, отсутствием развлечений, небрежным отношением к людям с ограниченными возможностями и неуважением к культурным и историческим ценностям, а также криминальным имиджем края.

 

— Создание туристической ОЭЗ на Русском — это авантюра, связанная с оправданием затраченных впустую бюджетных денег, — полагает профессор Борис Преображенский. Проект сложный и может вылиться в колоссальные суммы. Тем не менее эксперты уверены, что это не досадная ошибка, а часть правительственной концепции использования островной территории. И воплощаться она будет для конкретной цели, понять которую эксперты советуют, связав идею ОЭЗ со строительством в бухте Бояринова, где стоит губернаторская дача. «Свободная экономическая зона на Русском создается для защиты этой территории, — уверен Борис Преображенский. — Зеленая зона по соседству с центром города, куда строится мост и прокладывается необходимая инфраструктура, сделала земли Русского необычайно привлекательными для чиновников».

 

Еще осенью минувшего года первый вице-премьер Игорь Шувалов прислал в  дирекцию Минрегионразвития (ответственную за строительство объектов на острове к саммиту-2012) письмо с просьбой «предусмотреть  возможность строительства на острове Русском  жилого комплекса на 150 семей». Что это за мифические семьи  и почему их именно 150, гадали и в самой дирекции.  Если туристско-рекреационная зона для них, то все более-менее понятно: не для нас готовится место.

 

Но почему все сошлось на  Русском? Федеральный университет, научный центр, океанариум, рекреационная зона. Надо объяснить правительству, что около Приморья полно других островов.

 

Полина Комогорцева,

«Новая газета» во Владивостоке», 08.04.10.