В конце 2020 г. состоялся небольшой заезд по Дальнему Востоку и Сибири. Просидев весь этот год в Хабаровске (только в Читу один раз летом выбирался), я сделал попытку провести выступлений, сколько смогу.
 
Вообще весь этот год пошёл наперекосяк, и не только у меня. В весенний заезд я планировал 7 стран, включая Европу. Сделал французскую визу и никуда не поехал - границы закрыты, а прогнозы ниже плинтуса.
 
Сидя дома почти весь год, осваивал новые гитарные техники. Раньше на этот качественный сдвиг у меня не хватало времени, но сейчас времена заставили. Теперь к медиаторно-пальцевой игре на 12 струнах добавились теппинг и искусственные флажолеты - сделал для себя новые открытия в игре на инструменте, который осваиваю большую часть жизни.
 
До сего непростого года пока дошёл до техники "куриной лапки", когда стал разделять исполнение баса медиатором и одновременно с этим щипал тонкие струны оставшимися тремя пальцами правой руки. Но теперь я могу спокойно играть медиатором на тонких струнах даже техникой пиццикато, а на басовых извлекать звук теппингом левой руки. Удивительно, что раньше до такого не додумался (и додумался ли вообще кто-нибудь?).
 
С флажолетами выходит полная раскоряка, учитывая, что у меня в правой руке медиатор. Извлекается флажолет средним пальцем, который касается сдвоенную пару струн посередине незажатой части, и мизинцем, который дёргает. При том струны могут быть зажаты на любых ладах. Искусственные флажолеты воспроизводят высокие звуки с обертоновым тембром подобно металлическому идиофону: ханг, треугольник. Но в отличие от идиофонов здесь доступен весь хроматический звукоряд.
 
Такой арсенал техник, который можно использовать в одной композиции, значительно обогатил возможности аранжировки. Теперь в полном смысле можно работать как человек-оркестр. Всё это требует времени, конечно. Кроме того сильно разбегаются глаза, когда приступаешь к написанию музыки: в какой технике работать? Но в образовашийся период запретов мероприятий появилась возможность углубиться во всё это.
 
К концу года кое-как настроился, подготовился и двинул. Это был самый сложный заезд в плане организации выступлений. Явка на концерты упала примерно вдвое. Доля квартирников приближалась к половине. Такая же история у тех, кто проводит встречи по другим темам. Путешественник Антон Кротов, двигаясь с запада на восток (с которым мы потом пересеклись в Иркутске), постоянно преодолевал организационные трудности и даже проводил секретные встречи на квартирах, дабы не нагрянули блюстители карантинов и не впаяли какой-нибудь штраф. Мне в этом вопросе можно было не переживать, поскольку явка была настолько низкой, что ничем такие встречи не отличались от дружеских домашних посиделок. Очень многие болели сами, либо вынуждены были сидеть с больными родными и никуда не ходили.
 
По всей видимости новый коронавирус на меня не действует. Весь 2020 год в плане здоровья ничем особо не отличался от прошлых лет. За весь период пандемии я раза три простыл и быстро оклемался с помощью голодовки. Как показал опыт, это самое эффективное средство: всего за сутки состояние улучшается, если при первых симптомах недомогания немедленно отказаться от пищи. Без антибиотиков, да и без температуры всё проходило достаточно быстро. Я не могу себе позволить неделями валяться больным, а также мне крайне нежелательно доводить до бронхита, который у меня в последние пару лет мог подолгу задерживаться (а из-за кашля становится невозможно нормально петь), поэтому теперь использую кардинальный и безотказный метод - голодовку.
 
Поскольку я много проездил в транспорте, контактируя с множеством людей, как и обычно в гастрольных заездах, то, видимо, если сейчас сдам тест на коронавирус, он с большой вероятностью покажет антитела. Многие переносят бессимптомно. Всё зависит от здоровья.
 
В обычном своём режиме и сезонном прикиде "зима - шорты" я погнал с концертами. Перед рывком на запад съездил также на север и на юг: Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Артём, Находка, Большой камень, Владивосток. Выступления состоялись, кроме Большого камня и Владивостока - там я просто навестил знакомых.
 
В западном направлении выступал в следующих городах: Благовещенск (квартирник в Чигирях), Чита, Иркутск (дважды - при движении на запад и на восток), Красноярск, Бердск, Новосибирск, Томск. Я не планировал изначально ехать дальше Иркутска, но складывалась очень непростая ситуация: малые и средние населённые пункты, можно сказать, вымерли в плане творческой активности. Никаких вариантов выступить где-либо, включая квартирный формат. Пришлось увеличить дистанцию, выступая в крупных городах, и тем самым я доехал в этот раз до Новосибирска.
 
Сложная эпидемиологическая обстановка, в которой я побывал в роли наблюдателя, добавила препятствий. Переменилось отношение людей друг к другу. Люди стали усматривать в посторонних источник заразы. От меня отсаживались в транспорте. "Эпоха большой нелюбви", как пел Макаревич, в действии.
 
В Иркутске я не смог вписаться у родных, поскольку я ездок, контактёр и потенциальный разносчик, а вдова моего дяди уже в возрасте и с хроническими болячками. Встретился с ней только перед квартирником. Она позвонила мне, я вышел на крыльцо подъезда: она в маске, я в маске - так и поговорили. Она мне - гостинцы, я ей - пару своих книг. А перед этим взволновалась двоюродная сестра, проживающая в Испании, и предложила вообще заселить меня в гостиницу, чтоб с её мамой не вступал в контакт. От гостиницы отказался и в этот раз за 5 дней пребывания в Иркутске я сменил 4 места дислокации.
 
Самыми удачными на мой взгляд себя показали города с высоким потенциалом науки и образования: Новосибирск, Томск. Сужу не по количеству людей на концертах, а по качественному отклику, отдаче и диалогу. Вырисовывается закономерность, и в дальнейшем, видимо, надо ехать выступать в наукограды.
Неудачные попытки организовать выступления были не только во всех мелких населённых пунктах, но также в таких крупных городах как Владивосток, Улан-Удэ, где так ничего и не состоялось по причине незаинтересованности местных. Неудовлетворительные результаты состоявшихся выступлений - Чита, Находка. Слабые результаты в моём случае характерны вообще для дальневосточного Приморья и всего забайкальского региона с Бурятией.
 
Про состоявшийся заезд нельзя сказать ничего особо положительного, кроме как об ещё одном полученном опыте. Это как в штиль под парусами плавать. Кое-как выгреб недалеко. Плыть-то надо.