Летом 2009 года в Хабаровске премьер-министр Владимир Путин принял участие в торжественной сварке первого стыка газотранспортной системы «Сахалин—Хабаровск—Владивосток». Сегодня строительство газопровода ведется уже на территории Приморского края; безусловно, это очень масштабный и многообещающий проект. Однако его конечная точка — вовсе не Владивосток, как, казалось бы, следует из самого названия, а Хасан. Вероятно, это связано с тем, что главная цель строительства — отнюдь не анонсированная газификация Приморья, а прежде всего экспорт газа в страны АТР. Здесь-то и спрятан камень преткновения: южный участок газопровода со столь «маскирующим» названием должен пройти прямо по заповедным территориям Хасанского района, что может нанести непоправимый вред дальневосточным леопардам, нерестовым рекам и всей уникальной экосистеме. Не говоря уже о любимых дальневосточниками местах отдыха в хасанских бухтах.

 

Комиссия общественной экологической экспертизы (ОЭЭ), в которую вошли авторитетные на Дальнем Востоке и за его пределами ученые и эксперты — представители ДВО РАН, высшей школы, экологических организаций, заповедников и др., — завершила свою работу 18 января. Вывод был однозначен: строительство газопровода на территории Хасанского района недопустимо. «Разгромное» заключение, предлагающее ряд альтернативных маршрутов «трубы», доведено до сведения соответствующих московских структур. 22 января материалы по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) газопровода рассматривал Ростехнадзор, после чего документы были переданы на государственную экологическую экспертизу. Ее итоги пока неизвестны; учтет ли Москва заключение комиссии ОЭЭ — большой вопрос. Сами ученые, готовившие это заключение, особого оптимизма по данному поводу не выказывают.

 

На вопросы «Новой» во Владивостоке» отвечает Юрий Журавлев — академик РАН, директор Биолого-почвенного института ДВО РАН, руководитель комиссии общественной экологической экспертизы.

 

— Юрий Николаевич, какие главные претензии высказаны комиссией ОЭЭ в отношении «хасанской ветки» газопровода?

 

— Хасанский район для жителей Дальнего Востока — примерно то же самое, что Черное море для жителей европейской части России. А может, и больше, потому что у нас, кроме этих 130 километров изрезанного побережья, ничего нет! Но, судя по тому, что творится сейчас, на эту тему никто серьезно не размышлял. Если бы мы по-настоящему думали о развитии Дальнего Востока, о возможном росте населения, которому надо где-то отдыхать, мы должны были бы принять все меры к тому, чтобы Хасанскому району ничего не угрожало. Сколько стоит здоровье населения Дальнего Востока? Если оно не измеряется деньгами, тогда экономические расчеты нужно вообще оставить в стороне.

 

Вторая проблема: после того как от нас отошла Средняя Азия, главным очагом биоразнообразия для России стал именно Хасанский район. Дальний Восток и в целом богат в этом отношении как зона, прилегающая к океану, но в особенной степени это относится к Хасанскому району. Эти бесценные ресурсы мы должны сохранить, у нас такая обязанность перед следующими поколениями.

 

Допустим, совершенно неизбежно, чтобы в Хасанском районе появились какие-то инженерные сооружения, которые могут сказаться на этих двух бесценных вещах — биоразнообразии и рекреационных ресурсах; можем ли мы тогда как-то нейтрализовать эту угрозу или хотя бы минимизировать предполагаемые опасности? Думаю, что можем. Например, принято решение о том, что часть трубопроводов и шоссейных дорог пройдет в Хасанском районе в специальных тоннелях с тем, чтобы наверху оставался коридор для прохода животных (в том числе дальневосточных леопардов). Один такой тоннель стоит около 5 млн рублей. Много это или мало? Вообще, когда газо- или нефтепровод проходит по какой-то территории, эта территория получает очень весомые отчисления. Допустим, за прокачку тонны нефти по территории Беларуси мы платим 20 рублей. Посчитайте, столько миллиардов тонн хотят прокачать через Хасанский район, — но получит ли Хасанский район хоть рубль? На этом фоне 5 млн — капля в море. А ведь ни о каких отчислениях разговор даже не заходил! Все думают только о сверхприбылях — чтобы сделать все быстро, самым легким путем и невзирая на сопротивление населения и общественности. Можно вспомнить проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», когда было решено, что за использование Сахалина иностранцы вообще не будут платить ренту в течение 25 лет. И Владимир Путин, тогда еще президент, приводил сахалинские проекты в пример: вот как надо работать! Но если так работать, то Приморский край обречен.

 

— Газопровод ни под каким видом не должен проходить по Хасанскому району или здесь возможен некий компромиссный вариант? Вообще какой маршрут «трубы» представляется вам оптимальным?

 

— Если вести газ в Китай, то трубопровод мог бы пойти в сторону границы уже от Хабаровска и дальше идти по территории КНР. Если речь идет об экспорте в Южную Корею, то гораздо безопаснее подводный вариант прохождения «трубы». Газифицировать Приморский край и Владивосток? Хорошо: «точка деления» согласно проекту газопровода расположена между Уссурийском и Раздольным, откуда идут ветки на Владивосток и на Хасан. Тогда оттуда и надо строить ответвление в Китай — в сторону Полтавки, никак не затрагивая Хасанский район и особо охраняемые природные территории!

 

— В Москве, безусловно, знают о заключении вашей комиссии. Была ли уже какая-то реакция?

 

— Заключение было доложено нашими представителями на соответствующем заседании, но их слушали вполуха, и каким будет результат — я не знаю. Хотя вообще-то принять решение вопреки нашему заключению было бы нарушением закона. Оно должно быть учтено — проектировщики должны ответить на каждый наш вопрос и согласовать все пункты с нами, чтобы мы приняли их объяснения.

 

— Юрий Николаевич, известно, что параллельно в Москве проходила и другая общественная экологическая экспертиза, даже две. Их проводили, как говорят экологи, «карманные» организации «Газпрома» и вынесли положительные заключения. Более того, хотя в состав соответствующих экспертных комиссий вошли наши ученые — профессора, доктора наук Борис Преображенский из Тихоокеанского института географии и Владимир Раков из Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН — их даже не ознакомили с текстом заключений, под которыми они должны были подписаться, из-за чего профессор Преображенский был вынужден приобщить к документам свое «особое мнение». Зачем были организованы эти экспертизы, если есть ваша?

 

— Чтобы обойти нас. Есть много таких «карманных» структур, с которыми можно на определенных условиях договориться и получить нужное заключение. Наверное, кому-то заплатили некую сумму, и он подписал все эти бумаги. Кому именно — не знаю. Помните историю с островами на Амуре у Хабаровска? Их вообще продали Китаю за копейки — тоже купили кого-то из российских чиновников. Вообще, наше правовое поле похоже на минное, причем все мины — противопехотные, тогда как на тяжелой технике можно ездить в любом направлении. Если вы зальете соседа снизу — вас через суд заставят возместить ущерб, а зальете 100-200 квадратных километров нефтью — отделаетесь нареканием! Мы на 100 % знаем, что нефтепровод, пришедший в Находку, зальет Приморский край — это вопрос только времени, порывы уже начинаются. А если будет построен нефтеперегонный завод, то никаких аварий не надо: там будет ежедневно выбрасываться 90 тонн нефтяного пара, после чего Уссурийскому заливу жить останется полгода. Но кому-то надо получить сверхприбыль, забрать деньги и поместить их за границей, а что будет здесь — никого не волнует.

 

— Насколько я понимаю, сейчас вы ждете итогов государственной экологической экспертизы проекта газопровода. Что собираетесь предпринять в том случае, если заключение экспертизы будет положительным и ваши аргументы не учтут? На днях на Координационном совете по проблемам экологии Приморского края было высказано предложение оспаривать результаты экспертизы в судебном порядке.

 

— Не знаю точно, что мы будем делать, но практика показывает, что сделать почти ничего нельзя. То есть делать можно, но результатов не будет. Пример нефтяной «трубы»: она сначала должна была идти тем же маршрутом — в Перевозную и отрезать кусок заповедника «Кедровая Падь». В то время заповедник принадлежал Биолого-почвенному институту, то есть находился в структуре РАН. Мы предприняли активные шаги, чего-то добились, и после этого Минприроды забрало заповедник себе! Теперь они там могут провести газопровод хоть по середине заповедника. Он уже практически ликвидирован. Мы держали наши штаты на специальном дотировании, чтобы сотрудники ездили на пожары и боролись с браконьерством, не думая постоянно о куске хлеба. Они получали в 2-2,5 раза больше, чем в других заповедниках, в «Кедровой Пади» была очень хорошая охрана, которой хватало и на прилегающую территорию заказника. Теперь там сотрудникам полгода не платят зарплату, кто мог — ушел. Заповедник перестал выполнять свою функцию.

 

Пока «Кедровка» была в составе РАН, она никогда не горела. Я вам гарантирую, что этой весной она сгорит, потому что охранять ее некому! Весна будет поздней, поэтому сгорит, полагаю, в конце апреля. Все это — не то что беззаконие, а целеустремленное разрушение природы Дальнего Востока.

 

Записал Василий Авченко,

«Новая газета» во Владивостоке», 11.02.10

---------

 

Полная труба


Газопровод до Хасана как приоритетный антинациональный проект

 

Вот лишь несколько цитат из заключения комиссии общественной экологической экспертизы по материалам проектной документации «проект ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» под руководством академика РАН, директора БПИ ДВО РАН Юрия Журавлева. Чтение этого подробнейшего документа, заканчивающегося словами «реализация проекта… недопустима», оставляет гнетущее впечатление.

 

«…Создается впечатление, что материалы ОВОС подготовлены в большой спешке, имеют непроверенные, противоречивые или несогласованные между собой факты… Проект Хасанской ветви магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» является надуманным, не имеющим серьезного экономического обоснования, а его реализация в представленном виде не принесет никакой экономической выгоды населению Приморского края… Представленные на общественную экологическую экспертизу документы должны содержать материалы проекта ГТС «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Фактически же представлен другой проект, название которого не соответствует его содержанию, так как конечной точкой газопровода является не Владивосток, а поселок Хасан… Очевидно, что подобная «географическая» небрежность допущена не случайно, так как для широкой общественности за этим скрывается не только основная цель проекта, но и огромная опасность намечаемой деятельности для окружающей природной среды…

 

Трасса газопровода спроектирована так, что в ряде мест проходит через особо охраняемые природные территории (ООПТ), в охранных зонах заповедников, заказников и памятников природы, через водоемы и водоохранные зоны рек и озер, места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, месторождения полезных ископаемых, объекты культурного наследия, рекреационные зоны… Под угрозой уничтожения оказываются около 200 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и около 300 видов растений, включенных в Красные книги Приморского края, РФ и в международную Красную книгу…

 

В проекте строительства Хасанской ветви… сознательно скрыты от общественности и населения края истинные цели прохождения газопровода через территорию Хасанского района ввиду повышенной опасности для окружающей среды других проектируемых объектов, связанных с переработкой газа… На территории Хасанского района на побережье бухты Перевозная или вблизи границ ООПТ (заповедник «Кедровая Падь» и заказник «Леопардовый») предусмотрено строительство двух газоперерабатывающих заводов…

 

В материалах проекта… отсутствуют материалы геоэкологических изысканий, включая отчеты или акты геологических, геофизических и сейсмотектонических обследований вдоль трассы газопровода в сейсмически опасных районах… Нет данных гидробиологического обследования по трассе газопровода в Амурском заливе, а также в многочисленных водотоках, пересекаемых газовой трубой на всем протяжении трассы… Отсутствует информация об ущербе растительности, попадающей в коридор трассы газопровода… Выбор участков перехода трассы газопровода через водные преграды и способы ее прокладки приведен без учета мест расположения русловых и пойменных нерестилищ и мест массовых зимовальных скоплений рыб… В материалах проекта практически отсутствуют сведения о встречающихся по трассе строительства магистрального газопровода редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений…, а данные для отдельных широко известных видов сильно искажены».

 

Не менее жесткие формулировки содержатся в «особом мнении» члена комиссии, заслуженного эколога РФ, доктора геолого-минералогических наук, главного научного сотрудника ТИГ ДВО РАН Бориса Преображенского. «Обсуждение материалов экспертизы было проведено 17 декабря в Москве. На заседании присутствовали незнакомые лица, председательствующий не ознакомил экспертов с составом экспертной группы и не представился сам. Это неустановленное лицо… вело заседание в грубо императивной форме, прерывало говорящего и не давало эксперту высказать свою позицию, — указывает Преображенский. — С подготовленным томом заключения эксперту не удалось ознакомиться, поскольку обсуждения текста заключения не происходило и присутствующим было предложено попросту расписаться на последнем листе, где содержались одобряющие проект во всех его деталях выводы, с которыми я в корне не согласен… Общественные слушания в Хасанском районе были грубо сфальсифицированы и не могут рассматриваться как легитимные… Не учитывается значимость Хасанского района в качестве санитарно-курортной и оздоровительной территории для всех жителей Дальнего Востока… Несмотря на то что площадь Хасанского района составляет 1/3000 от РФ, 30 % объектов животного и растительного мира Красной книги России находятся именно здесь. И ТОЛЬКО здесь… Проектный вариант прохождения трубопровода по Хасанским землям нанесет непоправимый ущерб окружающей среде и геосферам края. При прокладке газопроводной трубы к границе с Северной Кореей необходимо рассмотреть альтернативный вариант прокладки трассы до Хасана либо вдоль границы с Китаем, либо (предпочтительно) по дну Амурского залива, мимо острова Фуругельма с входом в устье реки Туманган».

 

Между тем есть основания полагать, что проект газопровода, несмотря ни на что, получит одобрение госэкспертизы. «По моей информации, государственная экологическая экспертиза прошла, выдано положительное заключение, но пока нет приказа, утверждающего эту ГЭЭ, и поэтому нет информации на сайте Ростехнадзора», — сообщил «Новой» во Владивостоке» Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора.

 

Андрей Фереферов, член комиссии, координатор проектов по сохранению дальневосточного леопарда Амурского филиала WWF:

 

— У проектировщиков и заказчика строительства — ООО «Газпром Инвест Восток» — была отличная возможность отработать спорные моменты на стадии подготовки документации с осени 2008 года со специалистами и учеными ДВО РАН, но проект был выполнен всего за 1,5 месяца московской фирмой ЗАО «НПФ «ДИЭМ» крайне небрежно, келейно, в информационном вакууме. После проведения общественных слушаний в июле 2009 года и создания согласительной комиссии по доработке ОВОС вновь появился шанс улучшить проект с учетом всех требований природоохранного законодательства и рекомендаций общественности, но и этого не произошло… Ростехнадзор должен обязательно учесть тот факт, что остался нерешенным вопрос по прохождению трассы газопровода через природный парк «Хасанский» при существующем запрете. Настораживает и ситуация по заказнику «Леопардовый», поскольку в проектных документах отсутствует согласование на строительство здесь газопровода от Минприроды РФ.

 

«Новая газета» во Владивостоке», 11.02.10.