Валерий Жуков
Валерий Жуков
Если в 2016 стиль руководства сферой здравоохранения базировался на страстном желании тогдашнего  начальника управления здравоохранения, во-первых, выслужиться перед вышестоящим начальством, во-вторых,  утвердить безграничную власть над сотрудниками, находящимися в подчинении, и при этом ложь, как инструмент достижения цели, использовалась грубо, напрямую, в связи с отсутствием как опыта лгать на таком высоком уровне, так и таланта, то после прихода в управление Валерия Жукова стиль руководства этой сферой одним словом охарактеризовать уже невозможно. Здесь, наоборот, видимо, сказывается и опыт, и талант. Лощёный, довольный собой, всем своим видом демонстрирующий, что знает себе цену (разрешили бы - приклеил бы её себе на лоб!), с маской интеллигента, господин Жуков так увлёкся своим талантом лгать, что в какой-то момент допустил, скажем так, перебор.
 
В конце прошлой недели в редакцию из Центрального исполкома ОНФ РФ поступил очередной доклад Министра здравоохранения Вероники Скворцовой о состоянии сферы здравоохранения Еврейской автономной области за 2018 год, адресованный Президенту РФ Владимиру Путину.
 
Мы уже рассказывали, что доклады Министра здравоохранения РФ Скворцовой, направляемые Президенту РФ, сначала поступают в Центральный исполком ОНФ РФ, а оттуда - к нам. Ведь это наши обращения к Владимиру Путину на двух форумах стали причиной того, что он дал отдельное поручение по здравоохранению ЕАО. Мы эти доклады читаем, а потом с правками и пояснениями отправляем обратно в ЦИ ОНФ РФ.  В своих правках и пояснениях мы указываем, что в докладе - правда, а что - не соответствует действительности. Только после этого доклад направляется Президенту Путину.
 
Напомню, что доклады эти Министерство составляет в основном на основании информации, справок, докладов, предоставленных ему управлением здравоохранения правительства ЕАО.
 
Доклад, поступивший в редакцию в прошлую пятницу, занимает почти восемь с половиной печатных страниц. Но я хочу начать не с первого листа (к нему мы обязательно вернёмся), а с того места, где господин Жуков, как я понимаю, увлёкшись своим талантом лгать, допустил-таки перебор.
 
Цитирую:  
 
«Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - территориальная программа) утверждена постановлением правительства Еврейской автономной области от 22 февраля 2018 г. № 57-пп. Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования является бездефицитной. Нормативы объёма медицинской помощи, оказываемой за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования на 2018 год, в целом соответствовали средним нормативам, установленным Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации..».
 
Я убеждена, что помощники Министра Скворцовой, составляя для неё этот доклад, не проверили достоверность данной информации, а просто поверили справкам, которые им отправил господин Жуков. И моё убеждение основано на документах, которым нельзя не верить. Например, в 2018 году прокуратура обращалась в суд с иском к правительству Еврейской автономной области о признании постановления правительства Еврейской автономной области от 22.02.2018 № 57-пп, того самого, на которое ссылается Скворцова, противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, указывая, что установленные территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования для целей формирования Территориальной программы значительно ниже, чем это предусмотрено Федеральной программой. Суд согласился с доводами прокуратуры и признал, что нормативы занижены. Вот выдержка из решения суда: «Действующим законодательством субъекты Российской Федерации правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи не наделены, а реализация права граждан на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации. В связи с этим, размер бюджетных ассигнований из областного бюджета должен быть обусловлен нормативами оказания медицинской помощи, а не наоборот».
 
А вот ещё одна выдержка из этого решения:  
 
«Административный иск прокурора Еврейской автономной области, в защиту интересов неопределенного круга лиц к правительству Еврейской автономной области о признании постановления правительства Еврейской автономной области от 22.02.2018 № 57-пп «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в Еврейской автономной области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части удовлетворить».
 
Такие же иски подавала прокуратура и в 2016, и в 2017 годах. А воз и ныне там.
 
Есть ещё один документ, подтверждающий то, что территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению систематически недофинансируется из областного бюджета. Это Акт Контрольно-счётной палаты ЕАО. Цитирую выдержку:
 
«1.1. В проекте закона об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены бюджетные ассигнования в бюджет Федерального фонда ОМС на уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения в размерах, меньше расчетной потребности:
 
- на 2019 год - на 279 086,8 тыс. руб., или на 25,0 %;
 
- на 2020 год - на 418 316,1 тыс. руб., или на 36,1 %;
 
- на 2021 год - на 377 103,0 тыс. руб., или на 31,3 %.
 
Перечисление страховых взносов на ОМС неработающего населения в меньшем размере, чем установлено Федеральным законом от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения», повлечет непредставление субвенции из Федерального фонда ОМС в бюджет территориального фонда ОМС ЕАО».
 
Что всё это означает? Да очень просто: это означает, что врачи и средний медперсонал будут по-прежнему в ближайшие два с половиной года получать зарплаты раза в два ниже, чем, например, в Амурской области или Хабаровском крае, а когда им это надоест, будут увольняться, нам - населению - будут предоставлять бесплатную медицинскую помощь в урезанном варианте, Москва же продолжит мониторить состояние здравоохранения нашей области и искать ответ на вопрос: как обеспечить ЕАО квалифицированными медицинскими кадрами, чтобы снизить уровень смертности в области? А Валерий Жуков будет рассказывать и Москве, и нам про то, что лет через шесть целая толпа выпускников медицинских вузов приедет в ЕАО. Наверное, для них были закуплены в большом количестве и по сильно завышенным ценам квартиры? Достоят ли? Дождутся ли своих новосёлов? А мы дождёмся? Я думаю, господин Жуков так далеко не загадывает. Ему бы до 2020 года дотянуть, то есть до конца губернаторского срока Левинталя. А там - хоть трава не расти?
 
В первой части доклада Вероники Скворцовой речь идёт об уровне смертности: «По оперативным данным Росстата за период январь-декабрь 2018 года в Еврейской автономной области показатель общей смертности составил 13,5 на 1000 человек (за аналогичный период 2017 года - 13,2 на 1000 человек). В структуре смертности первое место занимают болезни системы кровообращения (766,1 на 100 000 населения), на втором месте - новообразования (232,3 на 100 000 населения), на третьем месте - внешние причины (137,2 на 100 000 населения). Основными причинами роста показателя смертности в Еврейской автономной области является рост смертности от новообразований - на 12,4% (всего умерших - 377, прирост умерших в 2018 году составил 37 человек) …».
 
Ну, что тут скажешь? Росстат - это не управление здравоохранения ЕАО. Ему врать про снижение смертности в нашей области смысла нет. Это достоверные данные. Видимо, именно из-за этих достоверных данных Валерий Жуков быстро уволил бывшего главного врача онкодиспансера Малину. А на её место вернул Басову. Вот увидите, в конце 2019 года она, я думаю, предоставит статистику, согласно которой у нас в области будет самая низкая в стране смертность от онкологии. Главное ведь для Валерия Жукова, как и для Левинталя, - не наши жизни, а их статистика! Но давайте вернёмся к докладу:
 
«Наблюдаемый рост смертности от новообразований в Еврейской автономной области может быть обусловлен низкой эффективностью проводимой комплексной терапии; низкой долей пролеченных радикально злокачественных новообразований - 23,9% (Российская Федерация - 56,4%), недостаточно эффективным инструментом активного выявления злокачественных новообразований; низким процентом направления пациентов с онкологическими заболеваниями на оказание высокотехнологичной помощи - 1,3% (Российская Федерация - 18,1%), а также на медицинскую реабилитацию после радикального лечения».
 
Иными словами, Министерство прекрасно понимает, в чём причина того, что онкобольные в ЕАО просто обречены. Но Валерий Александрович шлёт в Министерство справки! Он рассказывает московскому начальству, что в онкодиспансере замечательно работает своя лаборатория, что работает без устали МРТ и т.д., и т.п. Но не рассказывает про то, что выявление онкологических заболеваний на начальной первой, и даже на второй стадии у нас просто не возможно, потому что в районах области нет врачей-онкологов, нет специализированных кабинетов и онкологических служб. Не рассказывает, что диспансеризация как в областной поликлинике, так и в большинстве районных поликлиник, это формальность. Людям зачастую ставят в их медкартах отметки о прохождении ими диспансеризации, но при этом никаких результатов анализов крови, например, в медкартах нет! Диспансеризация по Жукову не включает в себя прохождение клинических исследований, исследований на МРТ, УЗИ и т.д. И что такая диспансеризация может выявить? Какую болезнь предупредить?
 
Оказывается, в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в нашей области предусматривается комплекс мер, направленных на профилактику и предупреждение развития онкологических заболеваний, их раннее выявление путём проведения медицинских осмотров и скринингом, сокращения сроков диагностики и повышение её качества путём… создания на базе ОГБУЗ «Облученская районная больница» центра амбулаторной онкологической помощи, обладающего полным спектром оборудования и специалистов! А ещё совсем недавно переоснащённому на сотни миллионов рублей онкологическому диспансеру грозит модернизация материально-технической базы. И на всё это с 2019 по 2024 год нашей области будут выделены двести девяносто девять миллионов сто семьдесят тысяч рублей!
 
То есть два миллиарда федеральных рублей «закопали» в строительство Облученской больницы, в которой сегодня работают пять-шесть врачей. А теперь ещё пару сотен миллионов - туда же, в полупустую больницу, в которой не то, чтобы специалистов-онкологов, простых терапевтов почти нет?  
 
А может, это те самые двести с лишним миллионов рублей, которые, по словам наших чиновников, будут потрачены на капитальный ремонт и перепрофилирование под новый онкодиспансер старого, прогнившего здания бывшей школы? Планировать в таком здании размещение онкологического диспансера, зная, что стены его покрыты грибком, который можно забелить, закрасить, но нельзя вывести, на мой взгляд, просто преступление, потому что главным персонажем в таком диспансере будет стабильно развивающаяся внутрибольничная инфекция.
 
Господин Жуков знает это лучше всех нас, но видимо, настолько уверен в своём таланте лгать, что остановиться уже не может. Подозреваю, что не только власть портит человека, но и большие деньги, особенно когда кажется, что их никто не контролирует и можно распоряжаться ими на своё усмотрение. Замечу, что ключевое слово здесь - «кажется»…  
 
Елена Голубь
«Газета на Дом», № 20 от 29 мая 2019