Лаборатория онкодиспансера ЕАО
Лаборатория онкодиспансера ЕАО
Когда в какую-либо отрасль приходит новый руководитель, заявляет, что наведет в этой отрасли порядок, и начинает свою деятельность с нарушения российского законодательства, ни к чему хорошему это привести не может. Нарушение одного закона обязательно влечет за собой нарушение другого закона. Это как цепная реакция, и в ее завершение чаще всего - прокуратура, суд, тюрьма.
 
Я не утверждаю, что начальник управления здравоохранения ЕАО госпожа Басова нарушает российское законодательство. Я только подозреваю, что так оно и есть. Я не утверждаю, что в ее действиях имеют место признаки преступления, я лишь прошу прокуратуру Еврейской автономной области и Управление федеральной антимонопольной службы ЕАО проверить, имеют ли на самом деле место такие признаки.
 
Начну со слов самой госпожи Басовой, прозвучавших восемнадцатого мая в Министерстве здравоохранения РФ на совещании, о котором я рассказала в прошлом номере нашего еженедельника.
 
«Е. Басова: - … Лаборатория областного онкологического диспансера с первого января 2017 года работает практически на все учреждения области, у которых нет лабораторий… Онкологический диспансер… с первого мая 2017 года обслуживает областную поликлинику, и стационар детской больницы тоже обслуживается с первого января. На сегодняшний день у нас остались неиспользованными только областная детская больница (поликлиника) и стационар областной больницы…».
 
Современная дорогостоящая лаборатория онкодиспансера начала работать в мае 2016 года - через восемь с половиной месяцев после форума ОНФ «За качественную и доступную медицину!», на котором мы озвучили проблемы здравоохранения ЕАО. А летом того же года в Биробиджан приезжала состоящая из представителей Минздрава РФ и ОНФ РФ рабочая группа по осуществлению мониторинга выполнения поручений Президента РФ, данных по итогам упомянутого мной форума.
 
Осматривая новую лабораторию онкодиспансера, представители ОНФ заметили, что расходные материалы для этой современной аппаратуры очень дорого стоят. Для того, чтобы лаборатория себя окупала и при этом тарифы на ее услуги были приемлемы, она должна проводить достаточно большое число исследований. То есть, хорошо бы было, если бы из этой лаборатории сделали единую лабораторную службу для всех медучреждений города.
 
Прошел год, и госпожа Басова заявляет, что эта лаборатория обслуживает уже почти все медучреждения. Говоря простыми словами, поручение президента РФ выполняется, все у нас в порядке и все мы «в шоколаде».
 
Чтобы убедиться в том, что госпожа Басова говорит правду, мы зашли на интернет-портал госзакупок, на котором в обязательном порядке размещается вся информация об аукционах, в которых участвуют государственные учреждения. Без проведения аукционов государственные, областные, муниципальные учреждения всех юридических форм не имеют право заключать договоры на предоставление им тех или иных услуг.
 
Итак, начнем с ОГБУЗ «Областная больница» и ее структурного подразделения - областной поликлиники.
 
Согласно официальной информации, размещенной на упомянутом портале, областная больница с декабря 2016 года и по сегодняшний день объявляла всего три аукциона на оказание ей лабораторных услуг.
 
19 декабря 2016 года состоялся аукцион на предоставление услуги областной больнице по выполнению лабораторных исследований на сумму один миллион сто тридцать одна тысяча сорок один рубль.
 
Победителем аукциона стал «Центр гигиены и эпидемиологии».
 
30 января 2017 областная больница проводит второй аукцион на оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических, коагулологических и пр. исследований на 2017 год. Единственным участником аукциона стала «ТАФИ-диагностика».
 
Сумма, которую по итогам аукциона областная больница должна заплатить «ТАФИ-диагностике», составляет одиннадцать миллионов восемьсот тридцать пять тысяч восемьдесят пять рублей.
 
И, наконец, 20 апреля этого года состоялся третий аукцион на оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических, коагулологических и пр. исследований на 2017 год для ОГБУЗ «Областная больница».
 
Итоговая стоимость этих услуг - семь миллионов семьсот шестьдесят шесть тысяч девятьсот семьдесят пять рублей. И деньги эти пойдут опять в «ТАФИ-диагностику», поскольку она была единственным участником данного аукциона и, соответственно, стала победителем.
 
Общая сумма всех трех аукционов - двадцать миллионов семьсот тридцать три тысячи сто один рубль.
 
Какие из этих исследований и на какую сумму предназначены для стационара областной больницы, а какие для областной поликлиники - информации на портале нет.
 
Но если учесть, что через поликлинику проходит значительно больше пациентов, чем через стационар больницы (по словам К. Гасиленко, в поликлинике около двух тысяч посещений в день), и примерно половина из них получают направления на сдачу анализов, то, скорей всего, большая часть этой суммы предназначена для оплаты анализов в поликлинике.
 
Ни о каких других аукционах, единственным или одним из участников которых был бы областной онкологический диспансер (лаборатория), на портале информации нет, а значит, таких аукционов просто не было.
 
Теперь о детской больнице: с декабря 2016 года и по настоящее время областной детской больницей было объявлено шесть аукционов. Первый - в декабре 2016 года - на оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических и других исследований на восемь миллионов рублей, судя по всему, не состоялся. На сайте стоит пометка: закупка отменена.
 
Второй аукцион прошел первого марта 2017 года.
 
Аукцион на оказание медицинских услуг по проведению общеклинических, гематологических, цитологических, иммунологических, биохимических, коагулологических и пр. исследований на 2017 год для поликлиники. Итоговая сумма - один миллион девятьсот восемьдесят четыре тысячи двести сорок шесть рублей. Победитель - «ТАФИ-диагностика».
 
В тот же день прошел еще один аукцион - на оказание медицинских услуг по проведению тех же самых исследований на 2017 год, но уже для стационара. Сумма, которую заплатит детская больница по итогам этого аукциона победителю - опять-таки «ТАФИ-диагностике», - составляет один миллион триста девяносто три тысячи сто пятьдесят семь рублей.
 
Шестого апреля этого года областная детская больница проводит аукцион на оказание медицинских услуг по проведению диагностических (профилактических) лабораторных исследований. Побеждает «Центр гигиены и эпидемиологии ЕАО». Итоговая сумма - три миллиона девятьсот девяносто одна тысяча триста тридцать пять рублей 40 копеек.
 
Проходит двадцать два дня, и двадцать восьмого апреля снова аукцион на оказание лабораторных услуг, но уже для стационара и дежурной службы детской больницы. Сумма за эти услуги - один миллион триста девяносто три тысячи сто пятьдесят семь рублей уходит победителю. Догадались, кому? Конечно, «ТАФИ».
 
Пятого мая - еще один аукцион на сумму один миллион двести шестьдесят шесть тысяч шестьсот двадцать рублей. Услуги - практически все виды исследований для поликлиники. Победитель - «ТАФИ-диагностика».
 
Данные с портала госзакупок взяты нами буквально позавчера - 29 мая.
 
И где здесь суперсовременная лаборатория областного онкологического диспансера?
 
Еще раз дословно цитирую сказанное госпожой Басовой на совещании в Министерстве здравоохранения РФ:
 
«Онкологический диспансер… с первого мая 2017 года обслуживает областную поликлинику, и стационар детской больницы тоже обслуживается с первого января».
 
Если это не ложь, не выдумка, то хотелось бы знать, как, каким образом, на каких основаниях лаборатория онкодиспансера проводит лабораторные исследования для областной поликлиники и стационара детской больницы?
 
В обход Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ)? Но если это так, то данный факт является не просто нарушением, а преступлением коррупционной направленности. Это, как минимум, статья 286 Уголовного кодекса РФ - превышение должностных полномочий. Цитирую:
 
«Ст. 286, ч. 1: Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства…».
 
Если главные врачи ОГБУЗ «Областная больница» и ОГБУЗ «Областная детская больница» заключили с онкодиспансером договоры на оказание лабораторных услуг без проведения аукциона, в обход Закона 44-ФЗ, они совершили действия, выходящие за их полномочия, потому что Федеральный закон 44-ФЗ гласит:
 
«1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями…»
 
В данном законе, конечно, есть исключения, но они не касаются медицинских учреждений. Более того, Закон 44-ФЗ категорически запрещает заключать без проведения торгов договоры на услуги, которые оплачиваются из Фонда обязательного медицинского страхования. А лабораторные услуги, которые оказываются медицинским учреждениям, оплачиваются именно из этого Фонда!
 
Я могу допустить, что, победив практически во всех аукционах, «ТАФИ-диагностика», в свою очередь, исходя из своей какой-то выгоды, заключила договор с онкодиспансером, то есть, проще говоря, наняла лабораторию онкодиспансера в качестве исполнителя. Но это тоже не допускается законом. Кроме того, возникают вопросы: к чему такие сложности? Почему онкодиспансер не мог просто принять участие в аукционах, победить и на законных основаниях оказывать лабораторные услуги больницам?
 
Может быть, потому что его тарифы на лабораторные исследования не конкурентоспособны? Может, они значительно выше тарифов той же «ТАФИ-диагностики» и других частных лабораторий? Иных причин, на мой взгляд, просто не может быть!
 
Если мои предположения верны, а госпожа Басова говорит правду, то получается, что лаборатория онкодиспансера оказывает больницам лабораторные услуги по тарифам, превышающим тарифы других лабораторий, и все это оплачивает Фонд обязательного медицинского страхования? Но Фонд - это, образно выражаясь, один большой кошелек, и если из него взять очень много на одни какие-то услуги, то совсем мало, а может, и вообще ничего не останется на другие услуги, например, на проведение как в областной, так и в детской больницах плановой госпитализации, плановых операций, УЗИ-диагностики и т.д.
 
Что же мы получим в итоге? Очень состоятельный онкодиспансер на шестьдесят коек и окончательно обнищавших областную больницу, областную поликлинику и детскую больницу с поликлиникой, которые обслуживают всю область?
 
Я не думаю, что главные врачи этих двух больниц заключили договоры (если, действительно, заключили) в обход Федерального закона 44-ФЗ по собственной инициативе. Более того, я уверена, что они не раз читали этот Закон и знают, что в нем есть статья 12 «Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок».
 
А в ней говорится:
«1. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона».
 
Ну а эта персональная ответственность, как правило, выливается в упомянутую мной статью 286 Уголовного кодекса РФ.
 
Если все так, как я предполагаю, ответственность за нарушение Федерального закона 44-ФЗ госпожа Басова должна будет нести вместе с главными врачами, а может быть, и без них. Это зависит от того, давала ли она письменные распоряжения о заключении договоров в обход законодательства или нет. Хотя свидетельские показания об устных распоряжениях тоже могут служить доказательствами для следствия.
 
Я не утверждаю, что начальник управления здравоохранения госпожа Басова нарушила российское законодательство. Я только подозреваю, что так оно и есть. Я не утверждаю, что в ее действиях имеют место признаки преступления, я лишь прошу прокуратуру Еврейской автономной области и Управление Федеральной антимонопольной службы ЕАО проверить, имеют ли на самом деле место такие признаки.
 
Я прошу прокуратуру ЕАО и УФАС ЕАО проверить, оказывает ли лаборатория онкодиспансера лабораторные услуги ОГБУЗ «Областная больница» и ОГБУЗ «Областная детская больница», и если да, то на каких основаниях?
 
Кроме того, прошу проверить, соблюдает ли управление здравоохранения правительства ЕАО с начала этого года обязательный к исполнению «Национальный календарь прививок детей», а также календарь прививок от клещевого энцефалита на территории Еврейской автономной области.
 
И, наконец, последнее: прошу считать данную публикацию моим заявлением в прокуратуру ЕАО и УФАС ЕАО о том, что в сфере здравоохранения ЕАО возможно имеет место грубое нарушение федерального законодательства.
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №21
ст. «Прокуратура, суд, тюрьма?»