В партизанах Фадеева знали под фамилией «Булыга»
В партизанах Фадеева знали под фамилией «Булыга»
2016 год - дважды юбилейный для писателя Александра Фадеева: 115 лет со дня рождения и 60 - с самоубийственного выстрела в сердце.
 
Родившийся 24 (11) декабря 1901 года под Тверью, он считал своей настоящей родиной Приморье, где провел детство и юность. Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище (ныне - корпус ДВФУ на Суханова, 8), проводил каникулы в Чугуевке у мамы и отчима, воевал с интервентами и белогвардейцами в Приморье, Приамурье, Забайкалье… Уехал в столицу - но писал о Дальнем Востоке («Разлив», «Против течения», «Разгром», «Последний из удэге»). Не раз пытался сюда вернуться.
 
В советское время Фадеев числился классиком - а потом оказался «неактуален», полузабыт… Это несправедливо: и книги Фадеева, прежде всего «Разгром», рано списывать со счетов, и сама его трагическая судьба по-прежнему завораживает. Фигуре Фадеева необходимы память, возвращение, новое осмысление.
 
В Чугуевском районе Приморья, где 2016-й объявлен Годом Фадеева, до сих пор живут потомки местных жителей, вошедших в дебютную фадеевскую повесть «Разлив» под реальными фамилиями, - Неретины, Горовые, Кислые, Дегтярёвы… Здесь же, в Чугуевке, работает Литературно-мемориальный музей А. А. Фадеева, а в школе, носящей имя писателя, действует организация «Фадеевец». Сохранился и летний домик Фадеевых, но, по словам руководителя музея Фадеева Людмилы Бадюк, ему требуется серьезный ремонт, а стоящему возле дома бюсту Фадеева работы скульптора Владимира Зверева - реставрация: упавшая в непогоду ветка серьезно его повредила. Средств, как всегда, не хватает…
 
К 115-летию со дня рождения нашего знаменитого земляка мы публикуем редкие фото, любезно предоставленные Приморским государственным объединенным музеем имени Арсеньева и его чугуевским филиалом, а также фрагмент из книги «Фадеев», написанной обозревателем «Новой во Владивостоке» Василием Авченко. Она выйдет в ближайшее время в московском издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей».
 
Редакция «Новой».
* * *
 
Александром Александровичем Фадеевым звали русского химика, генерала от артиллерии, занимавшегося взрывчатыми веществами. В 1841 году он впервые в России изготовил бездымный порох (потом эти его опыты продолжил Менделеев), в 1844-м изобрел способ безопасного хранения пороха. Изучал свойства пироксилина.
 
Химик-артиллерист прожил без малого 90 лет и умер в декабре 1898-го - за три года до рождения своего полного тезки, которому не хватило умения собственный порох хранить безопасно.
 
Они, конечно, никакие не родственники. Имя «Александр» широко распространено, а «Фадеев» соседствует с Дёминым и Игнатовым во второй сотне самых популярных русских фамилий.
 
13 мая 1895 года указом Николая II на вооружение русской армии был принят семизарядный револьвер «наган», разработанный несколькими годами ранее бельгийцами Эмилем и Леоном Наганами и специально модифицированный под русский «трехлинейный» калибр - 7,62 мм. Марка стала именем нарицательным - наганом потом нередко называли любой револьвер или даже пистолет.
 
Обрусевший бельгиец стал настоящим долгожителем. Уже в 1898 году производство наганов наладили в Туле, в СССР их выпускали до 1940-х годов включительно. Сконструированный для ближнего боя, револьвер сделался командирским атрибутом, дуэльным инструментом, «оружием последнего выстрела», спасающим офицерскую честь.
 
Русские наганы звучали на войнах (начиная с подавления «боксерского восстания» в Китае в 1900 году) и на гражданке. Вплоть до 1980-х наганы, уцелевшие бог весть с каких времен, выдавали начальникам геологических партий, инкассаторам, вохровцам, инспекторам рыбоохраны. Даже сегодня наган нет-нет и мелькнет наряду со старым добрым ТТ в криминальных сводках. Наган - оружие не менее легендарное, чем винтовка Мосина, пулемет «Максим» или автомат Калашникова. Он честно отслужил свой в буквальном смысле слова век, безотказно посылая пули в цель при помощи того самого бездымного пороха.
 
Спустя шесть лет после принятия нагана на русскую военную службу началась земная жизнь человека, который через неполные 55 лет добровольно оборвет ее выстрелом из револьвера этой системы.
 
Случится это по странному совпадению именно 13 мая, пусть уже другого - нового стиля.
 
«Все народы куда-то откуда-то пришли, кто-то кого-то победил…» - говорил Лев Гумилев, о пересечении судьбы которого с героем нашей книги мы скажем в своем месте.
 
Об исконных землях и коренных народах можно говорить с известной долей относительности. Тем более относительно понятие коренного жителя в применении к большей части обитателей Дальнего Востока, история российского заселения которого еще очень коротка, если мы говорим о сколько-нибудь глубоком освоении - военном, хозяйственном, административном и культурном.
 
Сочинение ученика ВКУ Фадеева по повести Гоголя «Портрет»
Сочинение ученика ВКУ Фадеева по повести Гоголя «Портрет»

 
По праву считающийся (и сам себя считавший) дальневосточником писатель Александр Фадеев появился на свет в селе (с 1917 года - город) Кимры под Тверью. Эта точка более или менее случайна. Семья Фадеевых в те годы несколько раз переезжала с места на место. По отцовской линии у писателя уральские корни (на Урал он еще приедет, работая над «Черной металлургией» - своей недопетой лебединой песней).
 
Отец писателя Александр Иванович Фадеев - учитель и революционер - родился в 1862 году. Происходил он из крестьян села Покровки (Покровское) Покровской же волости Ирбитского уезда Пермской губернии[1]. Село это, как указывает историк Урала Михаил Елькин, основано в 1621 году. Основатель рода Фадеевых (иногда фамилия писалась как «Фаддеевы») - некто Фадей Ильин сын Ногин, приехавший в Покровское в 1668 году с братом Кипреяном и происходивший из государственных крестьян Утмановской волости Устюжского уезда (позже вошедшего в состав Архангельской, а затем Вологодской губернии).
 
Старшая сестра писателя Татьяна возводила революционные настроения отца к эпизоду из его детства, когда он в лаптях пришел поступать в пермскую гимназию, а его не взяли. Он сдал экстерном экзамен на звание сельского учителя, преподавал в селах, бурлачил. В ходе скитаний попал в Санкт-Петербург, где стал фельдшером и примкнул к народовольцам. В 1894 году, вероятно, встречался в марксистском кружке с Лениным. Естественно, имел проблемы с властями. По сведениям Ивана Жукова[2], отца писателя допрашивал подполковник Отдельного корпуса жандармов Митрофан Клыков, допрашивавший и Ленина.
 
Мать писателя Антонина Владимировна Кунц, родившаяся в 1873 году, происходила из обрусевших немцев и была дочерью астраханского «мелкого чиновника» - так, словно стесняясь, писали советские литературоведы (а то вдруг кто упрекнет пролетарского писателя в «мажорском», как сказали бы сейчас, происхождении).
 
В доскональной работе Михаила Елькина «Уральские корни писателя А. А. Фадеева» говорится, что Владимир Петрович Кунц был титулярным советником. Это чин действительно невысокий и даже ставший в известной степени анекдотичным (самые известные титулярные советники русской литературы - Башмачкин и Мармеладов; вспоминается и старинный романс «Он был титулярный советник, она - генеральская дочь…»). При всем том чин титулярного советника давал (с 1845 года) право на личное дворянство, соответствовал армейскому чину капитана пехоты и лейтенанта военного флота и предполагал обращение «ваше благородие».
 
Встреча старых подпольщиков и партизан. Зоя Станкова, А. Фадеев, Моисей Губельман, дочь Сергея Лазо Ада (первая справа). Москва, 1952
Встреча старых подпольщиков и партизан. Зоя Станкова, А. Фадеев, Моисей Губельман, дочь Сергея Лазо Ада (первая справа). Москва, 1952

 
Юная Антонина переехала в Петербург и поступила на Рождественские фельдшерские курсы. Сблизилась с социал-демократами. Потом Фадеев напишет, что мать всю жизнь была «тем беспартийным активом, который большевики имели в народе еще в условиях нелегальной борьбы». Около пятидесяти лет Антонина Фадеева отработала фельдшерицей и акушеркой - в городах, деревнях, рабочих районах. Вышла на пенсию в возрасте за семьдесят.
 
Александр и Антонина познакомились в тюрьме. Его «взяли» в 1894-м. Товарищи под видом невесты прислали на свидание Антонину, чтобы хоть таким образом поддерживать с арестантом связь. А вскоре мнимая невеста стала настоящей.
 
В январе 1896-го Фадееву вынесли приговор: пятилетняя ссылка в Шенкурск Архангельской губернии. Здесь в 1898 году Александр и Антонина поженились. В 1900 году у них родилась дочь Татьяна - старшая сестра писателя. Она до 1927 года будет работать на Дальнем Востоке «по линии женотделов», позже окончит в Москве Коммунистический политико-просветительный институт имени Крупской и устроится в аппарат ЦК «по линии агитации и пропаганды».
 
В начале 1901 года Александра Ивановича освободили. Семья переехала в Минскую губернию, потом в Кимры Тверской губернии, где 11 декабря (24 декабря по новому стилю) 1901 года появился на свет мальчик, названный Александром.
 
Вскоре семья перебралась в Курск, затем в Вильно, нынешний Вильнюс. В 1905 году здесь родился третий ребенок - Владимир, в будущем один из организаторов владивостокского комсомола[3].
 
Татьяна Фадеева вспоминала: основной кормилицей в семье была мать. Жили супруги не очень дружно. Между ними обнаружились политические разногласия: отец поддерживал эсеров, мать - социал-демократов. Едва ли, впрочем, именно это стало главной причиной их разрыва. Сам Фадеев в 1948 году писал литературоведу Алексею Бушмину: «Расхождение их носило настолько личный характер, что вопрос этот лучше всего обойти». По словам сестры, отца Саша не помнил.
 
Как бы то ни было, уже в 1905-м Александр Фадеев-старший оставил семью и уехал на Урал. Учительствовал, занимался политикой. В 1906-м был снова арестован и сослан в Сибирь. Умер от туберкулеза в 1916 или 1917 году.
 
Василий Авченко,
«Новая газета во Владивостоке», № 369, 15.12.16
http://novayagazeta-vlad.ru/369/istoriya/fadeev-perezagruzka.html
 
[1] Метрическую запись о бракосочетании Ивана Кузьмича Фадеева, деда писателя, с Аполлинарией Тимофеевной Абакумовой сделал 28 мая 1861 года дьякон Покровской церкви Матвей Мамин - дед писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (здесь и далее - примечания автора).
[2] Литературовед, автор биографии Фадеева в серии «ЖЗЛ» (М., 1989).
[3] В 1940 году умер от нелепой случайности: бреясь, поранил подбородок и получил заражение крови.