День 2 сентября, когда отмечается очередная годовщина окончания Второй мировой войны, не только праздник, но и день скорби и памяти о русской Маньчжурии, которую отправили в небытие.
 
Хабаровские казаки (автор справа) на площади Города воинской славы 2 сентября 2016 г.
Хабаровские казаки (автор справа) на площади Города воинской славы 2 сентября 2016 г.

 
Конечно, закрыть сразу русский Харбин и череду поселков вдоль КВЖД, населенных россиянами, не удалось, но именно тогда началось планомерное «выдавливание» наших бывших соотечественников из Маньчжурии, а затем и остального Китая. Причем контакты с эмигрантами были своеобразными.
 
Кого-то арестовали в ходе спецопераций, как лидера Белого движения атамана Семенова, других пригласили на банкет в советское консульство и тоже арестовали, других просто схватили и отправили в арестантских вагонах.
 
Но были и счастливчики, поверившие в советскую пропаганду и решившие вернуться на родину.
 
И не все оказались в сибирских лагерях и на целинных землях Казахстана. Кто-то просто жил, украдкой вспоминая о благодатной Маньчжурии.
 
А бывшие белогвардейцы и казаки сразу все поняли и бежали на Тайвань, Филиппины, в Америку, но еще больше - в Австралию, где в штате Квинсленд и поныне живут потомки забайкальских и уссурийских казаков.
 
Конечно, время сгладило былые обиды. И потомки русских эмигрантов в той же Австралии относятся с симпатией к своей былой Отчизне, есть даже посольские казачьи станицы на южном материке, поддерживаются дружеские связи.
 
Но память о русской Маньчжурии по-прежнему жива.
 
И когда 2 сентября в Хабаровске, на площади Города воинской славы торжественно отмечалась очередная годовщина окончания Второй мировой войны, казаки тоже стояли в почетном строю, вспоминая о сопках Маньчжурии, щедро политой русской кровью. Вот такой у нас воинский праздник с оттенком горечи.
 
В. Иванов-Ардашев,
почетный член Хабаровского регионального отделения
Русского географического общества.