В Ванино грузят уголь
В Ванино грузят уголь
Глобальный передел собственности в коммунальной сфере докатился до Ванино Хабаровского края. Старт этому дал глава Ванинского района Николай Ожаровский при поддержке председателя районного Собрания депутатов Андрея Куренщикова еще год назад. И вот дело подходит к завершению.
 
За этот год какие только «страшилки» не изобретали эти народные избранники, чтобы заполучить имущество ЖКХ поселка Ванино в распоряжение района.
 
Население пугали, что срывается отопительный сезон 2014-2015 годов. А весной, когда отопительный сезон благополучно завершился (это заслуга  коллектива специалистов ресурсоснабжающей организации), население получило следующую порцию информации от администрации района о том, что летом поселок будет без горячей воды. Однако слаженная и ритмичная работа коллектива организации не допустила и этого.
  
К отопительному сезону 2015-2016 гг. ресурсоснабжающее предприятие, так же как и в прошедшие годы, подготовилось. Но коллектив предприятия теперь беспокоит другое: почему их предприятие, к работе которого они прилагают свою энергию и знания, находится в предбанкротном экономическом положении? Вызывает недоумение, как могло случиться, что предприятию задолжали более 310 млн рублей за потребленный продукт? К этому вопросу еще вернемся.
  
А пока - какую цель преследовали руководители района, решив заполучить в свое ведение собственность ЖКХ?
  
Мне удалось поднять архив и действующие на сегодня документы, проливающие свет на хитросплетенную схему управлением ЖКХ деятелями района, поскольку все больше становится сторонников мнения о том, что бизнес в ЖКХ технологически и финансово непрозрачный, что здесь процветает нехорошие дела. Причины, по которым администрация района тогда и сейчас банкротят ресурсоснабжающие предприятия - всем известна...
  
Почти десять лет тому назад процесс разрушения ЖКХ Ванинского района был предсказан в то время управлением ЖКХ администрации Хабаровского края. Проверкой ЖКХ Ванинского района были вскрыты чудовищные факты, которые были изложены в акте проверки*.
 
Серьезные претензии краевого руководства к администрации района не могли остаться незамеченными.
 
Поэтому после ухода с должности первого заместителя главы района Александра Углова, приходили и уходили по разным причинам иные специалисты ЖКХ. Вероятно, их сменяемость не позволила провести реорганизацию в системе ЖКХ.
 
К этому времени сменился и глава администрации района. Им стал Николай Ожаровский.
 
Поуволнялись один за другим специалисты в системе ЖКХ Анатолий Литвинчук, Владимир Сверак, которые могли бы совместными усилиями с коллективом ресурсоснабжающего предприятия поднять на должный уровень работу по оказанию услуг населению.
 
Но г-н Ожаровский пригласил на должность своего заместителя, куратора ЖКХ Самандара Разыева, который будучи руководителем муниципального предприятия ЖКХ «Комтес», приобрел особый опыт... Возглавлял ООО «Жилкомсбыт», при нем банкротилось ООО «Янтарь». В настоящее время уже не работает в администрации.
  
Тогда на должность первого заместителя главы района, была назначена Анна Минько. И поскольку требовалась реорганизация в системе управления ЖКХ, то за ее разработку она взялась сразу.
 
В основе разработки системы управлением ЖКХ, сыграл инстинкт самосохранения, а он шептал на ухо: нужно сделать так, чтобы уйти от личной ответственности в случае провальной работы ЖКХ, но при этом нужно распоряжаться притоком многомиллионных денежных средств за оказание услуг ЖКХ. Оказание качественных услуг населению уходит на второй план.
  
Взяли и просто объединили два комитета и создали муниципальную некоммерческую организацию (учреждение) «Комитет по содержанию объектов муниципальной собственности». Сокращенно: МУ «Ксомс».
 
Учредителем учреждения стал комитет по приватизации и управления имуществом администрации Ванинского района. Председатель комитета Надежда Канчина, по распоряжению главы района Ожаровского, передала по акту имущество ЖКХ в распоряжение МУ «Ксомс», как правопреемнику, бывшего комитета ЖКХ администрации района. Учреждение самостоятельное юридическое лицо имело свою печать, штамп, свой лицевой счет, но открытый в финансовом управлении администрации Ванинского района.
  
О квалификации специалистов учреждения, созданного для улучшения эффективной работы ЖКХ, красноречиво говорит Устав, в котором содержатся виды деятельности.
  
Итак: организация работ по содержанию объектов муниципальной собственности Ванинского района; комплексная техническая эксплуатация и обслуживание здания администрации, его сооружений и помещений; обеспечение аппарата администрации Ванинского района, Собрание депутатов района необходимой мебелью, оборудованием и инвентарем, техсредствами, оргтехникой, персональными компьютерами, бумагой,  канцтоварами; организация охраны здания администрации;  проведение выставок, ярмарок, аукционов и многое другое.
 
То есть «специалисты» комитета, похоже, занялись всем чем угодно, только не тем, что связано с главной целью реформирования ЖКХ и улучшению его работы.
  
Передаточный акт 2009 г.
Передаточный акт 2009 г.

 
Далее, следуя своей цели, о сохранении функции распоряжаться денежными средствами за коммунальные услуги, в хитросплетенную схему реформирования системы ЖКХ создается ООО «Межмуниципальная жилищно-сбытовая организация по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги», сокращенно ООО «Жилкомсбыт.
 
В договоре с МУ «Ксомс» о взаимной деятельности стороны называют себя - «Доверитель» и «Поверенный», ну как не умиляться такому тандему, просто идиллия какая-то… Да и как не умиляться, когда вопреки закону, в состав учредителей вошли все 11 администраций поселений Ванинского района.
  
Так вот согласно договору №46 от 1 июня 2009 г. «Доверитель» - МУ «Ксомс» поручает «Поверенному» - ООО «Жилкомсбыт» начисление и сбор платежей за жилищно коммунальные услуги населению. И только…
  
Договор поручения стр. 1
Договор поручения стр. 1

 
Но впечатляет поставленная в Уставе цель! Основной целью создания Общества (ООО «Жилкомсбыт») является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Спрашивается, какая может быть прибыль от платежей населения за потребление энергоносителей и оказанных услуг ресурсоснабжающих предприятий?!
 
Разве думает о прибыли кассир в магазине, когда берет оплату за товар? Да, соглашусь, если это нечистый на руку кассир, который превысит цену на товар, а разницу положит себе в карман. Также и в «Жилкомсбыте»… Откуда прибыль?
  
В Уставе ООО «Жилкомсбыт» четко определены участники Общества: «Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками Общества» (ст.5), (все правильно, Закон РФ запрещает муниципальным органам заниматься коммерческой деятельностью), но тут же в ст.7 «Уставной капитал» участниками ООО «Жилкомсбыт» значатся все 11 администраций поселений Ванинского района, начиная с Высокогорненского поселения и заканчивая п. Октябрьский с размером доли уставного капитала 10% и номинальной стоимостью. Абсурд?
 
Ну, это все службы-собиратели средств и их распределители. Но в этой схеме должен быть и производитель продукта, услуг... Он есть - ресурсоснабжающая организация - ООО «Янтарь», которой довели до состояния банкротства.
  
В этом деле отчетливо просматривается принцип распределения ролей: один с сошкой, а семеро с ложкой. Да еще, с какими ложками! Оплата за выработанный и проданный продукт доходит до ресурсоснабжающей организации по остаточному принципу, т.к. денежный поток фактически регулируется узким кругом лиц администрации района...
 
И пока там не закроют свои «дыры», а может и вовсе не «дыры», денежные средства не попадают производителю продукта. И не удивительно, что долг предприятию на сегодня составляет более 310 млн рублей.
 
Проанализируем, кто же эти должники?
 
Сразу же бросается в глаза - в списке должников фигурирует МУ «Ксомс»! Так стоит ли удивляться этому?
 
По своему назначению этот комитет в аппарате администрации района должен быть координатором в системе работы ЖКХ. Но мы уже знаем, какие там специалисты и, соответственно, какие функции они выполняют. Встает вопрос, так кто же будет работать с должниками коммунальных услуг? А как выясняется, основными должниками являются не население, а предприятия различных форм собственности. И еще больше удивляешься тому, кто возглавляет эти предприятия.
  
Привожу наиболее яркие примеры.
 
Управляющие компании - задолженность: ООО «Август-ДВ» - 11 млн руб., ООО «Август Плюс» - более 1 млн руб., ООО «Август Ванино» - созданное в этом году, но уже имеющее долг около 500 тыс. руб.
 
Опекает уже много лет все эти «Августы» секретарь районной организации КПРФ Анатолий Ильин, он же депутат районного Собрания (с 13 сентября 2015 г.), он же, председатель общественного Совета по контролю ЖКХ в поселке Ванино, бывший заместитель председателя Совета депутатов п. Ванино!
 
Так при таких-то регалиях - кто же с него посмеет требовать долг?!
 
Полагаю, если не потребовать, то последующие «Августы» не за горами, а с первых, за давностью лет, спишут долги. Видимо, на это и рассчитывает народный избранник?
 
Продолжаем. Управляющие компании - задолженность: ООО «Факел» - более 18 млн руб., ООО «Рифей» - более 14,5 млн руб., ООО «Олимп» - более 22 млн руб., ОАО «Славянка» - 8,7 млн руб., ООО «Лада» - почти 7 млн руб., а теперь уже - УК ООО «Лада» - более 6 млн руб. и другие….
 
Список должников едва вместился на двух листах. Этому есть закономерность. Почему образовалась армия неплательщиков, повторюсь, к должникам некому предъявлять претензию, а, возможно, существует и другой вид расчета?..
 
Помните, а если кассир нечистоплотен на руку…Видимо, не случайно администрация района сняла с себя ответственность и перепоручила ООО «Жилкомсбыт» обязанность осуществлять контроль за своевременным поступлением денежных средств и ведению претензионно-исковой работы, подготовкой и передачей документов в суд для привлечения к ответственности лиц имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные ресурсоснабжающими организациями.
 
Тогда почему не используется этот «рычаг»? Почему себя вольготно чувствуют должники? И думается вот почему.  
  
Согласно Уставу ООО «Жилкомсбыт» распределяет ежегодно чистую прибыль (откуда у кассира она появилась?)
  
Читаем: ст. 16 в Уставе предусмотрен контроль за деятельностью Общества. Осуществляет этот контроль ревизионная комиссия, состоящая из числа учредителей Общества. А кто учредители, мы уже знаем.
 
Для проверки годовой финансовой отчетности Общество вправе, но не обязано, привлекать профессионального аудитора. А расходы по оплате несет Общество, и, скорее всего, из платежей населения за счет увеличения тарифа...
  
Но на этот счет «Жилкомсбыту» и волноваться не надо, ну и придет аудитор, так ведь «свой человек», председатель контрольно-счетной палаты Ванинского района Анна Минько, которая была в числе участников реорганизации ЖКХ по вот такой схеме.
 
Видимо, списание долгов рассчитано на банкротство ресурсоснабжающего предприятия ООО «Янтарь», которого так жаждет администрация Ванинского района?
 
На сегодня источником дохода ресурсоснабжающей организации остаются только деньги, полученные за коммунальные услуги. А ведь предприятие располагает достаточной материально-технической базой и для проведения капитальных ремонтов жилого фонда поселения Ванино. Предприятие имеет квалифицированные кадры для выполнения сложных строительных работ.
 
На практике, оказывается, этот показатель для администрации района не совсем является основным критерием для выбора подрядчика. Да и есть проверенный годами во всех аспектах свой Маилов Полад Магаммед Оглы с родственным кланом, фактически монополист в Ванинском районе по строительству и ремонту объектов, финансируемых из районного бюджета и поселений. И не важно, что более чем скромная материально-техническая база не позволяет г-ну Маилову осуществлять всю работу.
 
Не углубляясь в эту тему, констатирую главное - технически оснащенному предприятию администрация района, преследуя какие-то свои интересы, искусственно «подрезают крылья», не давая возможности максимально использовать производственный потенциал, прямо влияющий на его незавидную экономику.
  
Если в районе бы был рачительный хозяин, то совместными усилиями с председателем районного Собрания депутатов, сохранили бы коллектив специалистов-профессионалов единственной в Ванино ресурсоснабжающей организации (в наше время - это великая редкость, и ванинцам просто повезло в этом), сделали бы расчетно-кассовый центр непосредственно в ресурсоснабжающей организации, чтобы население напрямую рассчитывалась с поставщиком жилищно-коммунальных услуг.
 
Во всех остальных «нахлебниках» от ЖКХ не было бы необходимости. Дать возможность коллективу самим строить экономическую политику и вести прозрачные отношения с потребителями. Главное, у предприятия есть трудолюбивый коллектив - это уже немалое важное.
 
И, поскольку выборы главы администрации Ванинского района уже в 2016 году, то можно сказать, хотелось, чтобы население не было бы обмануто в этот раз пустыми обещаниями.
 
Как показало время длиною более восьми лет, глава Ванинского района Николай Ожаровский, так и не выполнил своих обещаний, данных своим избирателям. И самое важное - не предотвратил массовый выезд населения из района, который продолжается и исчисляется уже в тысячи, а также провалил решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением района, тесно связанных с устойчивой работой системы ЖКХ.
  
Но это будет в 2016 году, а сегодня хотелось бы, и необходимо сделать, чтобы в процесс действительной реорганизации системы Ванинского ЖКХ вмешалось руководство края. Так как на местном уровне о реорганизации в системе ЖКХ решать практически некому. Этот «гордиев узел» (точнее клубок ванинских «спецов») может разрубить только внешняя твердая рука.
 
Ох, не случайно ведется борьба по передаче имущества ЖКХ городского поселения в собственность Ванинского муниципального района...
 
Раиса Гаврилова,
депутат п. Ванино.
 
*(привожу с сокращением акт проверки управлением ЖКХ администрации Хабаровского края):
«…Несмотря на неоднократные требования управления ЖКХ и комитета по топливно-энергетическому комплексу и ЖКХ администрации края, в районе внутридомовые инженерные сети не переданы на обслуживание МПП ЖКХ. Это влечет за собой и нерациональное увеличение расходов бюджетных средств, так как расходы по эксплуатации внутридомовых сетей водопровода и канализации не исключены из тарифа на услуги водопровода и канализации и бюджетом компенсируется 50% этих затрат вместо 80%, если бы они оказывались МПП ЖКХ.
 
…Комитетом ЖКХ Ванинского района не отслеживается фактическая выработка и реализаия населению тепловой энергии и своевременно не производится корректировка величины сумм выставляемых к оплате населению поселка. Муниципальным предприятием «Комтес» (которое в конечном итоге администрация района сделало банкротом) в течение года выработано всего 126,3 тыс. Гкал. (согласно отчетов о фактически сожженном топливе), а населению выставлены счета на оплату 161,6 тыс. Гкал. В результате была занижена себестоимость отпускаемой теплоэнергии на 142 рубля.
 
Из-за безграмотности и безответственности работников ЖКХ администрации Ванинского района жителям района выставлена к оплате не выработанная тепловая энергия в количестве 35,3 тыс. Гкал., а муниципальное унитарное предприятие «Комтес» понесло убыток в размере 17,6 млн рублей.
 
Наряду с этим имеет место включение в тариф на содержание и обслуживание жилищного фонда необоснованно завышенных затрат на текущий ремонт.
 
Так, плановые затраты на материалы необоснованно увеличены в пять раз по сравнению с фактически сложившимися по прошедшему периоду.
 
Недостатки и упущения в работе по ценообразованию на жилищно-коммунальные услуги объясняются крайне низким уровнем профессиональной подготовки работников экономических служб, прежде всего комитета ЖКХ администрации Ванинского района.
 
Распределение поступающих от населения платежей по производителям услуг производится комитетом ЖКХ Ванинского района не по фактическим суммам, а по расчетным процентам. В результате предприятиям - производителям жилищно-коммунальных услуг несвоевременно и не в полном объеме поступают платежи населения, что влечет искажения в бухгалтерском учете.
  
Соответствующими структурными подразделениями администрации района (экономические, финансовые, ЖКХ) не анализируется состояние жилищно-коммунального хозяйства района. (Кто будет проводить анализ, если уровень профессионализма работников ЖКХ администрации вызывает сомнения? Сразу вспоминается бывший корреспондент местной газеты «Восход», депутат районного Собрания Евгений Шахрай, специалист из отдела ЖКХ. - Авт.).
  
При создании муниципальных коммунальных предприятий на территории района основные средства (оборудование, инженерные сети и др.), принадлежащие администрации Ванинского района, были внесены в уставный фонд этих предприятий в качестве доли администраций. (Куда эта доля прибыли уходила - можно тоже догадываться. - Авт.).
  
Это не позволяет администрации оперативно решать вопросы о передаче в хозяйственное ведение этих основных фондов предприятиям, имеющим меньшую себестоимость, а также ставит под угрозу потери муниципального имущества в случае банкротства коммунальных муниципальных предприятий. (Именно такое положение управлением ЖКХ сегодня остановило депутатов Совета депутатов поселка Ванино от решения передачи имущества ЖКХ в распоряжение района. - Авт.).
  
Комитетом ЖКХ Ванинского района не контролируется качество и сроки предоставления бухгалтерских отчетов муниципальных жилищно-коммунальных предприятий района. Предприятиям не предоставляются акты проверок по задолженностям, что нарушает достоверность отчетности. (Такое же положение и сегодня, т.к. существует громадная задолженность. - Авт.).
    
Крайне низкий уровень имеет работа по погашению дебиторской и кредиторской задолженности. Комитетом ЖКХ Ванинского района, который и призван координировать и возглавлять данную работу в муниципальных жилищно-коммунальных предприятиях района, а также первый заместитель главы района Углов А. П., (в настоящее время, депутат районного Собрания депутатов. - Авт.) курирующий жилищно-коммунальное хозяйство района, практически самоустранились от данной работы.
 
Основными должниками являются предприятия промышленности, транспорта и коммерческие организации района.
 
Также неудовлетворительно производится оплата жилищно-коммунальных услуг организациями, финансируемыми из федерального бюджета, прежде всего УИН, а также краевого бюджета.
 
...В настоящее время только 47% населения района оплачивает жилищно-коммунальные услуги.
  
Рекомендовано безотлагательно принять меры по повышению:
 
- профессиональной подготовки работников экономических служб муниципальных жилищно-коммунальных предприятий района и прежде всего комитета ЖКХ Ванинского района;
 
- рассмотреть на заседании коллегии при главе администрации Ванинского района состояние жилищно-коммунального хозяйства района, дать принципиальную оценку имеющимся место негативным фактам и привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в провале работ устойчивому функционированию отрасли;
 
- поручить соответствующим структурным подразделениям администрации района внести соответствующие изменения в уставы действующих муниципальных коммунальных предприятий, изъяв из их уставных фондов имущество, принадлежащее администрации района, передав его в право хозяйственного ведения предприятиям, выигравшим конкурс на минимизацию затрат и повышение качества предоставляемых услуг…»