![]() |
| Геннадий Иванович Невельской и Николай Николаевич Муравьев-Амурский на вокзальном куполе во Владивостоке |
| |
Вот и сейчас, не прокатившись на трамвайчике до Луговой, не прогулявшись на троллейбусе до Второй речки, зато насладившись видом чудесного морского лайнера, увозившего кого-то куда-то, я устроилась в зале ожидания железнодорожного вокзала, который еще сохранил знакомый с юности облик - люди, чемоданы и диктор на понятном только ему языке, объявляющий о прибытии или убытии поездов.
Среди мыслей мелькнула одна - хорошо бы здесь хор зазвучал - купол высокий, акустика хорошая. Да, кстати купол - поднимаю голову и вижу знакомые лица - Геннадий Иванович Невельской и Николай Николаевич Муравьев-Амурский! Вот, так встреча. На весь потолок огромная картина, в центре которой открыватели Уссурийского края во главе с генерал-губернатором.
Пассажиры блуждающе изучали вокзальную обстановку, наблюдали за вновь прибывшими, но когда их взгляд достигал купола, оживлялись они необыкновенно. Тут же доставались все возможные предметы для запечатления необычного творения, и оно перекочевывало в видеокамеры, мобильные телефоны, фотоаппараты.
Как говорят - рыбак рыбака видит издалека, в том смысле, что ищущий человек всегда поймет такого же собрата по поиску неизведанного - вот и Екатерина из Приморского отделения художников откликнулась на мое обращение и сообщила мне об авторах этого творения.
Над композицией, где Муравьев-Амурский изображен в окружении своих соратников, трудилась группа владивостокских художников. Тема росписи была определена как воплощение символической связующей нити Москва-Владивосток. Веналий Артемович Санников разрабатывал тему - Москва, Николай Егорович Большаков тему - Владивосток.
Оба они - заслуженные художники России. Мастера, не зная отдыха, напряженно работали полгода. Площадь живописного полотна составила 60 кв.м. По старым рецептам художники добавляли в краски восковую суспензию.
Особенностью творческого процесса был тот факт, что рисовать персонажей нужно было под углом 30 градусов для того, чтобы не было визуального искажения, и не казалось, что будто фигуры падают. В процессе работы была еще одна сложность - воплотить задуманный цветовой баланс, потому как расстояние могло давать искажение тона. Рисует художник, вниз спустился, глядь, а цвет другой. На специальных лестницах с поднятой кверху рукой живописцам, как альпинистам-верхолазам или космонавтам в невесомости, приходилось работать целый день.
Интересно, что в этот период начальником железной дороги был человек по фамилии Тарабаров - фамилия-то наша амурская. По-моему, очень символично, что путников в дорогу провожают первооткрыватели и исследователи далекого края России.
С Художником, которого никогда не видела, а будто бы давно знаю - Николаем Егоровичем Большаковым - состоялся у меня душевный разговор - «Я же на даче - сказал Художник, - я здесь все лето. Вот сейчас собираю вещи и на зимнюю квартиру».
Как же дышится ему среди уссурийской тайги, о чем думается, чем душа полнится? Ведь он расшифровывает для нас код красоты.
В старинном здании вокзала приморские экскурсоводы рассказывают туристам об итальянцах-строителях. Туристы восхищаются живописным панно в вышине. А я теперь знаю, что создано оно руками и душой художников Владивостока, и в правом углу есть привет от авторов. Но тайна вокзального купола еще не раскрыта. Художник при встрече обещал рассказать мне еще не одну историю. Скорей бы лето!
Татьяна Ананьина.
Хабаровск


СМИ не получает субсидий.





