Комментарии к материалу
Вы просматриваете мобильную версию сайта.
Перейти на обычную версию >>
27.03.2015 04:43:25
я в шоке
Смоляков редкостный пигмей во всех возможных смыслах восприятия человека, он написал докторскую?
как низко пал нархоз.
27.03.2015 09:31:55
Андрей Мирмович
Кстати, неплохой вопросник подготовили американо-японские ученые. Одновременно - и простой для восприятия и сложный для выводов-заключений.
Пусть наши студенты МЭО ХГАЭП как минимум задумаются. Насколько я помню, подобных вопросников ни с нашей, ни с китайской сторон до передачи хабаровских и других дальневосточных территорий КНР не было.
Более того, с нашей стороны на уровнях "местных правительств" была однозначная точка зрения - ни пяди земли для Поднебесной.
И главный наш местный академик во всеуслышанье говорил, что сам встанет с вилами наперевес, если нашу территорию будут отдавать соседней стране.
Местные ученые и краеведы наперебой подхватывали эту патриотическую позицию региональных властей.
И что же затем произошло? В 2004 году все наши приграничные губернаторы поставили свои подписи под документом о передаче островов. И за это - вечный им позор и презрение от многих жителей. Также, как вечный позор и Путину, и Лаврову, и тогдашним политологам, экономистам, депутатам, которые все это инициировали и реализовали.
Передали ведь не только часть Большого Уссурийского и Тарабаров, но и другие территории Дальнего Востока и Забайкалья. Передали без референдума - в нарушение Основного закона страны и декларации о суверенитете России.
Так что, вряд ли мнение местных политиков, ученых и обычных жителей станет основополагающиим и в принятии территориальных решений по Курилам. Причем, ведь подоплека по спорным территориям в линейке Россия-КНР и Россия-Япония совершенно разные.
"Дебри" как-то пару разу публиковали в том числе и мои доморощенные заметки о курильском вопросе, приходилось и на радио делать передачки, поэтому повторяться вряд ли есть смысл. Однако, что касается все тех же "местных ученых", то у некоторых из них есть иная точка зрения.
При этом, общаясь еще в 90-е годы с коллегами-журналистами из Японии, еще тогда возникало чувство, что эта проблема возвела между нами политический и экономический барьеры.
И сегодня я приведу высказывания ученых из Хабаровска и Комсомольска, которые предлагали отдать эти территории соседней стране. Не буду называть их фамилий, дабы не записали этих профессоров во "враги народа".
Но все же, кому как не нам, на востоке России, в принципе обсуждать прежде всего проблемы принадлежности Курильских островов.
Сразу скажу, что по этому поводу у меня иная точка зрения.
Итак, по мнению апологетов передачи Курил, мало кто из наших граждан понимает, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи вообще никогда нам не принадлежали на основе международного права и добыты Россией самым непорядочным образом.
Как говорится, прихватили под шумок последних залпов Второй мировой у японцев их законные острова и более полувека выдаем чужую территорию за свою.
Россия вообще не имела никакого права 2 февраля 1946 года закреплять за собой Курильские острова до заключения мирного договора по одной простой причине: вопросы территориального размежевания регулирует международное право, а не внутригосударственное.
Другими словами, телегу стали толкать впереди лошади: мирного договора нет, а Курильские острова и южная часть Сахалина уже за нами. Как в той поговорке - без меня меня женили.
И говорить после этого о каких-то нарушениях декларации 1956 года, даже просто неприлично. Ведь посмотрите, что произошло: Россия нарушила пакт о нейтралитете и начала 9 августа 1945 года войну против Японии, хотя не имела на это никакого права.
Уж если подписался о ненападении - будь добр, соблюдай. Япония ведь тоже могла напасть на Россию в ноябре 1941 года во время битвы под Москвой, и вся война с гитлеровской Германией закончилась бы сокрушительным поражением СССР в том же году. И тогда сейчас у нас были бы масштабные территориальные проблемы от Владивостока до Омска. Но ведь Япония как бы то ни было выполняла обязательства, связанные с пактом о нейтралитете, чего, к сожалению, не скажешь о России. И даже объявление войны Стране восходящего солнца тогдашние советские власти увязали не с идеалами борьбы против японского милитаризма, а с местью за поражение царя Николая в войне с Японией 1904-05 годов, которого сами же большевики в 1918 году и расстреляли! Да, Япония на тот момент была агрессором.
Но ведь официально в 1939 году и Советский Союз был исключен из Лиги Наций за развязывание войны с Финляндией и объявлен страной-агрессором. Тогда по идее стоило наказать тех, кто вообще развязал агрессию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Причем тут Курильские острова? Зачем заниматься безапелляционной территориальной экспансией? Ведь в Атлантической хартии 1941 года, к которой присоединился и СССР, а также в Каирской декларации 1943 года и Потсдамской декларации 1945 года черным по белому написано, что Япония должна быть лишена всех территорий, которые она захватила в результате своей агрессии.
Но Курильские острова Япония силой никогда не брала. Они отошли ей по мирному Симодскому трактату 1855 года и еще более мирному Петербургскому трактату 1875 года. Кстати, при так называемом освобождении Курил там не проживало ни одного гражданина СССР.
К примеру, захвати в 1945 году Красная Армия Хоккайдо (осечка вышла в самый последний момент), так и за этот остров сейчас точно также бы держались как за исконно российскую территорию.
Почему же столько лет у целой планеты на глазах российские власти даже слышать не хотят об элементарных территориальных переговорах с Японией, а точнее с международными организациями?
Эти предложения, кстати, были переданы в свое время тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, который должен был срочно отправиться в Японию и все же подписать мирный договор.
Но пока такого договора нет. А значит, многолетний конфликт с Японией и, естественно, с США, открыто заявившими свою позицию, будет только разрастаться. И реального выхода, увы, не просматривается.
Повторюсь, такова вкратце точка зрения некоторых в том числе и дальневосточных ученых-апологетов по передаче Курил Японии. За этой позицией, видимо, и приехали нынче заокеанские профессора в Хабаровск?
С ней можно соглашаться или не соглашаться, но не обсуждать ее (по примеру российско-китайского территориального вопроса) было бы неразумным.
27.03.2015 12:57:19
Клара Захаровна для телеканала Культура
мне посты Смолякова про проблематику внешней политики напоминают посты политолога Татьяны  Захаровой типа как в "Свежие младенцы" про бесполезность протопартий чисто семейного типа - мудрые оценки, вообще-то вся  всемирная история в т.ч. мировых войн, нац.экономики а  ныне геоэкономика носили семейно-клановый характер.
Что предлагаю, выдать замуж дочь Путина за когоньть из отпрысков Бушей или Кеннеди, раньше помогало всем дружить может и сейчас они там на свадьбе порешат как миру в мире жить.
Модератор, про домашний арест Ишаева тему давай. Ругается
27.03.2015 14:21:24
читатель
Андрей Мирмович, Петербург и Камску волость шведам, Крым хохлам, Дальний Восток  японцам, китайцам и амерам.
27.03.2015 16:36:00
simply
Про допрос и арест Ишаева  давай. А Япония нищая Япония скоро станет нашим придатком)))
27.03.2015 17:16:17
Понятен интерес американцев к "компромиссному" решению вопроса о Курильских островах, им - хотелось бы бессрочно базироваться на японских островах, в 7-8 минутах подлёта до Владивостока и Хабаровска. Но "профильтрованный" комментарий Мирмовича ниже всякой критики, как будто бы не было решений Ялтинской конференции, не было полной и безоговорочной капитуляции Японии в сентябре 1945 года... Может быть, уже пора цветы носить капитулянту и по острову к каждой годовщине подписания договора на "Миссури"... Модератор, фильтруйте такие комментарии, чтобы не пудрили мозги мало грамотным читателям к канун 70 годовщины Победы над Японией - агрессора и союзника гитлеровской Германии. Не ищите гуманизма в политике Японии в 1941-45 гг, они просто боялись холодов Сибири и ждали, когда Германия возьмём Москву и Сталинград, а сами готовили и испытывали бактериологическое оружие, чтобы захватить дальний Восток и Сибирь без разрушений инфраструктур, дабы было на чём вывозить богатства России. А теперь добиваются хотя бы малого - минеральные богатства Курильских островов, контроль над проливами и биологические ресурсы Охотского моря, когда внутренние моря Японии загрязнены радиоактивными отходами АЭС. Почему, господа, национальная идея вас не волнует? - Фея
Отредактировано 27.03.2015 17:28:48
27.03.2015 17:30:36
Андрей Мирмович - Светлане Феоктистовой
Светлана, комментарий не мой, я же сказал, что эту точку зрения не поддерживаю. Внимательно прочтите, пожалуйста. Это комментарий некоторых дальневосточных и столичных ученых. И нельзя это оставлять без обсуждения. Поэтому вы ошибаетесь насчет моей позиции.
А к этому еще и добавлю реальной общественной фактуры, с которой тоже нельзя не считаться. В 90-е годы мне пришлось поездить и на Курилы в том числе. Там шли митинги жителей островов, на Сахалине тоже шли митинги. Люди от нищеты и безысходности открыто кричали: немедленно передать их Японии. Про патриотизм, ялтинскую конференцию и наши завоевания можно много говорить, но от этого не станет легче и от этого проблема вряд ли решится. И "профильтрованный" комментарий Мирмовича тут совершенно не причем.
27.03.2015 19:14:56
Смоляков для Клары Захаровны
Мы вкатились  в период   высоких внешне и внутри политические рисков  угрожающих  устойчивости  полит.системы и национальной безопасности.  При чём,  внешние факторы с нулевых  гораздо выше (посмотрите динамику военных расходов НАТО США), они имеют нарастающую динамику и будут смещаться в сферы информационно-культурного воздействия на будущие поколения.
     Недавняя законодательная реформа  полит.системы  сделана не эффективности полит.процесса ради а для  реального снижения     качественных и количественных факторов  динамично  влияющих  на потери балансировки  и устойчивости полит.системы. Политики нет, оппозиции нет,  разделение ветвей власти  формально, партии это  информационные агенты и социальные лифты   иных возможностей  у них нет  в принципе, они  работают в формальных  рамках  партнерства с партией власти.  Внут.полит.система в статике. Это и есть стабильность и суверенная демократия. Большой минус, которым многие пользуются,  в том что  всё это имеет плачевные  косвенные  следствия для территорий,  на местах  происходит  деградация управления, отток полит.менеджеров и прочих специалистов. ФорГО не имеет никакого отношения к развитию гр. об-ва (посмотрите биографию Костина), это ручной режим управления региональной властью,  как впрочем и ОНФ. Где-то эффективный, но без вариативности кадров он либо вахтовый либо тупиковый.  Ещё минус в том что местные как правило   особопродвинутые  на голову партийцы  и политологи единогласно винят в происходящем гражданское общество которое де самоустранилось и не голосует, либералы пенсионеров за стадные КПРФ-ЕР пристрастия, единопартийцы либералов за смуту, запад  диктатора Путина, Путин 5-ю колонну и госдеп, оппозиция Путина  за отсутствие политической «век воли не видать» и т.д.
      Идеологический период истории давно закончен, роль партий формально-придаточна, людей не интересует политика, она не является  драйвером   соц.процессов. За всю историю  политики  России  в ней было всего 2 партии РСДРП-ВКП(б)-КПСС   и  ЛДПР.  Выборы повсеместно носят референдумный характер, т.е. при наличии 3-5 конкурентов голосуют за или против  кандидата партии власти.
      Наша рефрендумная полит.система  мало чем отличается от западной  напр. см. прил. 3 здесь  http://civilfund.ru/mat/view/32  ,  прямая демократия давно не работает нигде включая запад, разве что иногда на муниципальном уровне т.е. уровне местного  самоуправления,  но у нас в крае этого нет не было и не будет.
А наш край суперджет  баян и балайка в сборе  + ТОР Мороженное  ТОР Руккола  и ТОР Петроглифы Шантар.
И не надо аналитикам в современную оппозиционную политику вплетать   вдохновенные  байки своего детства про пионеров-героев пускающих в одиночку в темном белорусском лесу фашистские эшелоны под откос. Плести  кислые  басни скоро будет  важный вечномолодой  комсомолец Витя Чудов (если за ООО «Проминвест»  по делу Хризмана не пойдет) в такую же управленческую пустоту как и он сам.
Такие мастодонты как Ишаев пережили своё время и модели хозяйствования, попадают в  конфликты поколений управленцев и клещи обстоятельств.  Его злоупотребления не столь уж и вызывающи для царей ельцинской эпохи, осваивали военно-космический  бюджет  по обычной сочинской олимпийской схеме, не прочувствовали время и смену ветра (а кто у нас в крае её чувствует и если да то каким местом?).
    Можно  беспристрастно или маниакально   рождать ещё десятки тысяч знаков по  поводу Ишаева, но зачем? Сейчас будущее края  более   в глазках и ручёнках Соколова.
    Мужайтесь господа либералы революционеры и прочие, других вариантов нет.  Все иные дороги ведут  к сваливанию  в цветную революцию и развал страны.  
Россия вперёд!
Отредактировано 27.03.2015 19:24:01
27.03.2015 21:15:12
гость
У всех империй свои тараканы, у миролюбивых японцев свои у россии свои.
У нас комплекс вечно голодного детства и запаса впрок будущим поколениям которые будут счастливей нас, а за спиной Японии Америка.
Решение но не в нынешних геополитических условиях могло бы быть на мой взгляд по малой гряде - Шикотан (единственный обитаемый)+5 мелких островов которые буквально размером по 3Х5 км. Охотское море осталось бы нашим внутренним и не понадобилось серьёзное перекраивание структур  безопасности границ, Япония бы получила шельф для прибрежного лова (по нефти там информации в открытых источниках не видел).
Итуруп Кунашир однозначно нет. Сахалин тем паче.
Даже можно было с японцами компромисно договориться чтоб они не раскрывали пасть дальше этих 6 островов что закрепить новым миролюбивым соглашением соседей об отсутствии территориальных претензий лет на 100.
Есть бытовой момент, как только запахнет передачей, численность жителей Шикотана увеличится с 2 тысяч до 10-15, массовое бегство  пройдёт патриотично по-русски - слёз не будет, счастье улыбнётся не всем. Это будет уникальный позор и удар по имиджу РФ.
Был на малой гряде практически везде, маленькие острова выветренные скалы-блюдца с небольшим наносом органики и высотами до 10м над уровнем моря, всё продувается сильными ветрами  но японцы умудрялись делать делянки 3Х4метра обваловывать валиками до метра высотой, полностью защищающими делянку от ветра, и выращивать сельхозкультуры для внут.потребления. Кроме лис и птиц там ничего нет, ни одного дерева т.к. всё сдувается сезонными тайфунами. Шикотан уже больше похож на сушу, сопки-вулканы, лес, живность - лисы зайцы медведи.
В общем это компетенция МИДа, хочется верить в профессионализм коллег Лаврова и что вовсе не жадность причиной нынешней высокой политики по северным территориям.
Подобный семинар в ХГАЭПе - нонсенс, но наши "не ударили в грязь лицом".
27.03.2015 23:01:37
Якамура
Если  уж завели  тему  то,справедливости  ради,надо  беспристрастно  вспоминать  исторические  моменты.В 20  году  Япония  не  объявляла  войну  России  однако  же   в  Хабаровске   в  один  день из  минометов положила  просто  так 3,5 тысячи  мирного  населения,а   сколько   по всей  России,дошла  ведь  до  Омска.А вывезла   леса, пеньки, материалов...Это  посчитать  нужно.Так  что  не  такие  уж они  белые  и пушистые.А во время ВОВ,хотя  Япония  и  не решилась  напасть,но  официально  подписанный  договор  с Германией  о союзничестве  давал  право  считать  ее   в  состоянии войны.Да  и  капитуляция  была  принята  с   условием  заключения  мирного  договора  и   территории  отошли  по результатам  окончания 2 Мир. войны(условие   не заключения  договора  С  США).Вы  бы  еще  подняли  тему  обсуждения напрасных  жертв  осады  Ленинграда.Если бы  не  сопротивлялись  то  и  жертв  бы  не  было.зашел случайно,но гнусность  вашего  сайта  как то  видна  сразу.
Без  уважения
28.03.2015 08:11:47
канал Культура
в "Чёрном зеркале" на Укр-ТВ музыкальная отбивка "Полёт Валькирии" Вагнера. Миру-мир. Нет войне.
28.03.2015 08:31:34
канал Культура
Якамура,
а если вспоминать жертвы крестовых походов то мир и взаимопонимание вообще никогда не наступят, не стоит пыжиться, милитаризованный мыслитель, Япония не то что за 100 а за 50 лет радикально изменилась. Мир уже не будет столь совершенен без Тойоты, они перегнали цивилизацию и по технологиям и по менталитету сосуществования и выживания. Лучше задумайтесь о жертвах нынешнего гос.управления в РФ (а вы к нему отношение не имеете?) о гибнущих на Украине, а не о убиенных японцами 100 лет назад.
28.03.2015 11:02:32
Якамура
Каналу  культуре. Я  вот  не  могу  иметь"взаимопонимание" вашим "передовым  решениям"  отдать  хоть  кусочек  земли если  с  ними  отойдут шельф,возобновляемые  рыбные  ресурсы,  контроль  за морскими  путями  и проливами,экономическую  зону  и  потерю статуса внутреннего морского  пространства  Охотского  моря.По договору  о  капитуляции Япония  не  может  иметь  вооруженные  силы,но  уже  имеет  и авиа несущий  крейсер  и  системы  залпового  огня,и  современное  наступательное  вооружение С  чего  бы  это? История  не  имеет  прошлого,она имеет  только  исторические  факты. Или  у  нас  уже  культура  такая,не  помнящая родства  и  истории?. Так  в  Украине  это  все  уже  произошло.Забыли  исторические  факты  и  сильно  исказили  и даже перевернули  реалии.В итоге-  фашизм Договора  подписали  под  гарантии  Европы  и  Янукович  и в  Минске  два  раза. подписать    то  подписали....  и наплевали. А  чем  Япония  лучше?Только  своими  Тойотами.
28.03.2015 11:35:18
simply
Якамура,
Якамура - сан.....банза-а-а-а-й!))
28.03.2015 11:44:26
канал Культура
Якамура,
спасибо за глубину, вашу системную  озабоченность третьей мировой на тихоокеанском ТВД полностью разделяю
01.04.2015 16:07:25
Tsuneo
Большое спасибо.Очень хорошая статья.
 
Tsuneo Akaha, Ph.D.
 
Professor of International Policy Studies and
 
Director, Center for East Asian Studies
 
Middlebury Institute of International Studies at Monterey
 
460 Pierce Street
 
Monterey, CA 93940
Добавить комментарий
RSS