Центральным событием [недавнего времени] стал давно ожидаемый визит Президента РФ в КНР, в ходе которого, наконец, был подписан 30-летний договор о поставках газа по восточному направлению.
 
В СМИ и экспертном сообществе интенсивно обсуждается вопрос о взаимосвязи визита в КНР и украинского кризиса, из-за которого РФ подверглась санкциям. Общепринятой трактовкой этого события является мнение, что подписание газового соглашения с Китаем стало ответом на санкции Запада и возможное вследствие этого сворачивание экономических отношений со странами Европы с последующим изменением внешнеполитического курса на восток.
 
Другое активно распространяемое мнение заключается в том, что подписанный с КНР контракт скорее не выгоден РФ, так как заложенная в него (условно вычисляемая, а не обнародованная) цена за газ является убыточной или на грани убытка. Эксперты считают, эти утверждения в целом неверными.
 
Комментируя эти мнения и в целом данное событие, эксперты отметили следующие непубличные детали и факты:
 
1. По данным экспертов, еще в марте - апреле с.г. в графике Президента РФ на май было две поездки в КНР - государственный визит (это самый высший уровень), который подразумевал по статусу поездку в столицу - Пекин, а также визит на саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Шанхай 20-21 мая. Однако в конце апреля ситуация изменилась по китайским внутриполитическим причинам.
 
В результате по инициативе китайской стороны государственный визит в Пекин был фактически отменен, а формально (по предложению китайских дипломатов) совмещен с поездкой В. Путина на саммит СВМДА в Шанхай.
 
Эксперты отмечают, что Президент РФ был этим, с одной стороны, обижен (в свою очередь, китайское руководство попыталось это компенсировать приемом гостя по самому высшему уровню), а с другой стороны, вполне доволен, так как остается прозападно-ориентированным в внешнеполитическом и идейном отношении политиком, и крайне не хочет становиться зависимым от КНР. В этом плане совмещение визита в КНР с поездкой на саммит создавало условия для маневра, так как на полях СВМДА можно было организовать встречи с лидерами других азиатских стран, которые являются геополитическими противниками КНР.
 
В частности, по информации экспертов, подобная встреча быта запланирована с премьер-министром Японии С. Абэ. Эксперты отмечают, что в действительности о данной встрече попросила японская сторона, причем задолго до саммита.
 
Главной причиной этой инициативы стало мощное давление США на своих союзников по G 7 c требованием принять санкции против РФ. Японское руководство долго сопротивлялось этому, причем не столько по экономическим, сколько по политическим причинам, и крайне нехотя согласилось.
 
Дело в том, что в Японии стали резко опасаться того, что санкции приведут к усилению дружбы РФ и КНР, к заключению ими стратегического политического партнерства, что в том числе означает поддержку КНР со стороны России по спорным китайско-японским территориальным вопросам. Поэтому на санкции С. Абэ формально согласился, однако решил компенсировать это личной встречей с В. Путиным и достижением особых договоренностей.
 
Что касается причин решения китайского руководства понизить уровень визита В. Путина в КНР, то по сведениям экспертов, это объясняется подготовкой к смене внешнеполитического курса (подготовка соответствующей стратегии завершена в начале апреля) новым руководством страны во главе с Си Цзиньпином.
 
Суть новой стратегии сводится к созданию с США G 2 (по этой причине в реальности лидер КНР отказал Б. Обаме в кулуарах саммита по ядерной безопасности в Гааге в марте с.г. в присоединении Китая к G 7 вместо России). G 2 не означает стратегического партнерства с США, а признание взаимных интересов и разделение сфер влияния в мире (в политическом, экономическом и военном плане).
 
В частности, для КНР это означает установления своего исключительного контроля над ЮВА и Центральной Азией, а также зоны безопасности в Южно-китайском море. В свете этих целей, руководство КНР не хотело сильно раздражать администрацию Б. Обамы.
 
Еще одной причиной, по данным экспертов, является недовольство китайского руководства тем фактом, что в результате украинского кризиса под ударом оказались обширные интересы КНР на Украине, в том числе и в Крыму. В частности, на западе полуострова Китай планировал реализовать проект глубоководного порта в районе Евпатории в рамках важнейшего геополитического мегапроекта построения «Нового шелкового пути».
 
Эксперты отмечают, что этот проект по сути носит антироссийский характер, так как его целью является создание фактической альтернативы Транссибу и Севморпути в качестве ключевых евразийских транзитных коммуникаций. В рамках новых реалий, когда Крым стал российским, китайской стороне по линии МИД РФ был дан негласный намек о том, что проект порта на полуострове может быть реализован, однако КНР должен официально признать факт принадлежности Крыма России.
 
Эксперты отмечают, что еще один сорванный украинским кризисом проект - это превращение Украины в житницу Китая, подразумевающий долгосрочную аренду 3 млн га самых плодородных украинских сельхозземель, часть которых (по задуманному плану) приходилась на Крым с последующим вывозом производимого зерна в КНР. По информации экспертов, этот проект активно обсуждался китайским руководством со свергнутым президентом B. Януковичем (на последних перед переворотом переговорах в январе с.г. речь шала о получении КНР в лице Синьцзяньского промышленно-строительного корпуса 5% украинской территории на условиях экстерриториальности и с возможностью аренды дополнительных площадей).
 
Таким образом, эксперты отмечают, что украинский кризис фактически нанес геополитический удар не только по экономическим и политическим интересам РФ, но и косвенно по КНР.
 
2. По сведениям экспертов, интенсивные переговоры по цене на газ шли все время подготовки к визиту Президента РФ и сопровождались нежеланием сторон идти на уступки.
 
Китайское руководство было согласно на цену в 400 долл. за тысячу куб. м., однако при условии получения публичной политической поддержки со стороны РФ претензий КНР на спорные с Японией острова Дяоюйдао (Сенкаку).
 
Однако данное условие было для Президента РФ политически неприемлемым, особенно в свете планировавшейся встречи с C. Абэ.
 
Поскольку стороны так и не сошлись в цене к моменту визита В. Путина в КНР, газовый контракт было решено не подписывать, а компенсировать это заключением договоренностей в целом ряде других сфер, в частности в сфере ОПК, электроэнергии, региональном сотрудничестве, а главное некоторым политическим результатом. Под последним подразумевалось получение публичной поддержки стран членов СВМДА позиции РФ в украинском кризисе и осуждение санкций.
 
Однако, по данным экспертов, этот план был сорван Украиной и США, которые являются странами-наблюдателями в СВМДА. Произошло это таким образом, что с подачи США Турция подготовила альтернативную российской резолюцию СВМДА по украинскому кризису.
 
В результате российский вариант протолкнуть не удалось, так как проамерикански настроенные члены организации стали настаивать на принятии турецкого варианта резолюции. В итоге с помощью КНР России удалось заблокировать турецкую версию, и было решено не принимать никакой резолюции по украинскому кризису. Однако это означало, что визит Президента РФ в КНР становится политически провальным.
 
Чтобы компенсировать это В. Путин отдал распоряжение о срочном возобновлении консультаций по цене на газ, которые шли до 4 утра дня подписания. На этот раз главным условием было получение значительного транша предоплаты по контракту. Одновременно с этим решением было принято решение об отмене переговоров с премьер-министром Японии.
 
3. По мнению экспертов, события на Украине и газовый контракт России с КНР действительно связаны, но не в последовательно-хронологическую цепочку, они являются проявлениями одного большого геополитического процесса.
 
В этой связи правильно говорить о том, что украинский кризис являлся одной из попыток части элиты США сорвать или хотя бы заморозить на неопределенно долгое время подписание контракта между РФ и КНР, одновременно с этим поставив под контроль один из ключевых маршрутов поставок газа в ЕС (т.е. украинскую ГТС), и за счет этого жестко рассорить Европу с РФ.
 
В результате европейские страны, прежде всего промышленно развитые, были бы вынуждены переориентироваться на объединение европейского рынка с американским в рамках проекта Трансатлантического партнерства, что позволило бы экономике США наконец то реально выйти из рецессии (т.е. не виртуально за счет манипуляций с количественным смягчением, которое пока привело лишь к надуванию очередных пузырей на фондовом рынке, одновременно с дополнительным обогащением ряда крупнейших финансовых корпораций).
 
Эксперты в этой связи отмечают, что в ближайшие годы Европа не только не сможет отказаться от российского газа, но и планирует его наращивать. Об этом в частности, свидетельствует подготовленный еще в 2011 г. план развития европейских сетей (TYNDP) до 2020 г.
 
Согласно этому документу, добыча газа в ЕС в означенный период снизится почти вдвое. При этом объемы поставок газа из Ливии и Алжира запланированы почти на прежнем уровне (так как эти страны фактически контролируются США), а поставки из Норвегии обеспечат лишь 9% от общих потребностей Европы в этот период. В этой связи основной упор сделан на покупку газа из России (40% прироста поставок) и сжиженный газ (СПГ) из Катара (безопасность этих поставок обеспечивается ВМС США в регионе).
 
При этом по информации экспертов, среди еврочиновников, негласной основной реальной целью газовых переговоров с РФ на ближайшие годы обозначено: выбивание больших скидок на газ - до 20 -25% (ранее «Газпром» шел на уступки не более 10-15%), привязка цены к спотовым поставкам СПГ (а не к ценам не нефть и нефтепродукты) и заключение коротких контрактов, чтобы лишить РФ возможности привлекать т.н. «длинные деньги» (долгосрочные кредиты, которые можно получить лишь под долгосрочные контракты).
 
С этой целью в Европе активно раскручивается тема возможности «почти безграничных» поставок сланцевого газа из США. Однако такие поставки (которые еще нужно наладить) будут существенно более дорогими, чем российский газ.
 
4. По оценкам экспертов, подписанный с КНР газовый контракт не является убыточным, если рассматривать его комплексно и учитывать все заложенные в нем нюансы. В частности, весьма выгодным этот контракт делает тот факт (на который очень мало обращают внимания), что, согласно достигнутому соглашению, вместе с газом в КНР будут также осуществляться также поставки гелия, который является ключевым компонентом большинства самых разных высокотехнологичных разработок, включая электронику.
 
Именно поэтому поставки газа по данному контракту будут осуществляться по маршруту «Силы Сибири», т.е. с Ковыктинского и Чаяндинского месторождений, которые помимо газа содержат высокий уровень запасов гелия (в этом плане оба месторождения являются крупнейшими в мире) [1]. При этом перечень инвестиций, предусмотренных данным газовым соглашением содержит строительство завода по производству гелия.
 
Эксперты отмечают, что с учетом поставок гелия достигнутая условная цена на газ является более чем рентабельной для РФ. Для КНР дополнительно выгода заключается в том, что она сможет развивать высокотехнологичный сектор экономики, не будучи зависимой от политики США, так как сейчас именно США являются основным поставщиком гелия на мировом рынке (45% от мировых ресурсов), однако имеющиеся запасы гелия в Северной Америке начинают истощаться. Также это позволит Китаю сохранить на своей территории мировые производства электроники и вычислительной техники.
 
Из Информационно-аналитической справки
«Анализ политико-экономических процессов: период 19-25 мая», стр. 23-27.
Группа «Анонимный интернационал», 16.06.14
http://b0ltai.wordpress.com/
 
1. Содержание гелия в метане Ковыткинского месторождения - 0,3%, Чаяндинского - 0,5%. Себестоимость добычи при таком содержании гелия составляет от 0,8 до 1 долл.
* * *
 
Об интриге вокруг визита Владимира Путина в КНР и его реальных результатах
 
На минувшей неделе эксперты дополнительно прокомментировали заключение Россией и КНР 30-летнего газового контракта. В частности эксперты отметили следующие непубличные детали:
 
1. Китайская делегация до последнего вела очень жесткий торг, в частности, настаивала на том, чтобы в соглашении было прописано строительство трубопроводов китайскими компаниями с завозом китайских рабочих и инженеров.
 
Поскольку договориться о приемлемой цене никак не удавалось А. Миллер, поддержанный в этом вопросе И. Сечиным, предложил заключить контракт на 10 лет. Однако китайская делегация категорически отказалась от такого варианта.
 
В результате, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки ближе к раннему утру к переговорам подключился лично Президент РФ, отстранив при этом от них главу «Газпрома» А. Миллера. В финальной части этого раунда состоялся разговор тет-а-тет между В. Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином, после чего было объявлено, что вопрос решен.
 
А. Миллер был крайне недоволен достигнутой ценой, а так же тем фактом, что его фактически отодвинули от переговоров, поставили в известность о их результатах постфактум, фактически уже пригласив на подписание.
 
2. По данным экспертов, фиксированной цены по контракту нет, она носит переменный характер и зависит от ряда параметров: процентов по китайскому кредиту (которые держатся в секрете) на строительство трубопровода, объемов поставок, возможных условий пересмотра контракта, а также ряда теневых геополитических условий.
 
При этом для В. Путина важнее всего было получить от КНР значительный объем средств по контракту сразу же. Речь идет об инвестициях в газодобычу в размере 20 млрд. долл., а также аванс в размере 25 млрд. долл. Эти средства необходимы «Газпрому», чтобы вести строительство «Южного потока « без начальной финансовой поддержки ЕС.
 
Условно достигнутая цена на газ составляет меньше 350, но больше 300 долл. за 1 тыс. куб.м. По данным экспертов, один из важных ее параметров, который полностью не афишируется - возможность пересмотра цены через 10 (а возможно и ранее) лет для перевода расчетов из доллара в юань.
 
В этой ситуации новая цена будет установлена в юанях. Это негласное соглашение касается всех заключенных долгосрочных контрактов между РФ и КНР. Именно этот аспект газовой сделки между РФ и КНР в наибольшей степени беспокоит США.
 
Если все расчеты по крупнейшим контрактом будут переведены в юань, это означает, что США не будут контролировать достаточно существенный сегмент мирового рынка. Именно в этом контексте, по мнению экспертов, российско-китайский газовый контракт будет обсуждаться мировой элитой на заседании Бильдербергского клуба.
 
Что касается других геополитических аспектов этой сделки, которые, по информации экспертов, также серьезно беспокоят администрацию Б. Обамы и ряд представителей элитных групп в США, то таковыми являются перспектива заключения сделки с Ираном летом с.г., а также договоренности с Катаром о координации усилий по созданию газового ОПЕК (Форума Стран-Экспортеров Газа - GECF).
 
Эксперты отмечают, что 6 мая с неафишируемым визитом в Катаре побывал замминистра иностранных дел РФ Г. Карасин, который провел ряд встреч на самом высшем уровне. Результатом этого визита стало публичное одобрение эмиром Тамимом региональной политики РФ.
 
По сведениям экспертов, руководство Катара крайне обеспокоенно перспективной потери европейского рынка для своего СПГ в связи с проектом США по созданию Трансатлантического торгового партнерства, в рамках которого основным поставщиком газа (прежде всего, сланцевого) для Европы должны стать американские компании.
 
Кроме того, в связи с перспективой выхода на газовые рынки Ирана Катар (как и Россия) крайне заинтересован в поддержании высоких цен на газ.
 
По этой причине Катар заинтересован объединить с Россией усилия, чтобы сделать Иран частью общего газового картеля.
 
В этой связи эксперты обращают внимание на один факт. По их данным, существенное влияние на успех газовых переговоров с КНР имел тот факт, что CNPC имеет очень тесное сотрудничество с британо-нидерландской нефтяной компанией Shell, которая контролируется семьей Ротшильдов (как и BP, которая имеет долю в «Роснефти» и стратегическое партнерство с ней). Именно в этом контексте обсуждался вопрос о продаже CNPC миноритарного пакета акций «Роснефти».
 
Эксперты отмечают, что благодаря особому сотрудничеству с Shell CNPC в последние годы успешно закрепилась на рынках Канады и Австралии, получив там долю в совместных проектах с Shell. В то же время сама компания Shell стала практически единственной иностранной компанией, допущенной в китайский сырьевой сектор (получила право на разведку и добычу на перспективных участках сланцевого газа в Сычуани).
 
В свою очередь, семья Ротшильдов рассматривает возможность переноса своей штаб квартиры в Китай (Гонконг).
 
По сведениям экспертов, руководство Катара при поддержке Великобритании намерено выстраивать стратегические партнерские отношения с КНР. При этом посредником в этом сотрудничестве будет именно Shell (которая намерена стать ключевым поставщиком катарского газа в Китай), а на политическом уровне таковым пытается стать В. Путин.
 
Из Информационно-аналитической справки
«Анализ политико-экономических процессов: период 26 мая-1 июня», стр. 30-33.
Группа «Анонимный интернационал», 16.06.14
http://b0ltai.wordpress.com/