В Советской Гавани уже не первую неделю обсуждают развод одной местной семьи. Казалось бы… Да мало ли разводов в наше сумасшедшее время? Тем не менее, в орбиту скандала уже втянуты суд, прокуратура, лучшая городская школа, известный краевой телеканал и еще куча народа, так или иначе соприкасавшегося с семьей до развода.
 
Поскольку история эта уже стала достоянием общественности - о ней рассказал телеканал «Губерния» - постараемся разобраться в происходящем и мы. Поскольку речь идет об интересах ребенка, фамилии участников мы не назовем.
 
Итак, супруги из Советской Гавани - официально развелись и сегодня делят… нет, не имущество. Они делят единственного сына, семилетнего мальчика. Предмет спора - место проживания ребенка: с отцом или с матерью? Мама мальчика, сейчас проживает в Хабаровске. Она тележурналист. Отец, в прошлом начальник милиции общественной безопасности, в настоящее время вышел в отставку. Он предприниматель, имеет небольшое частное предприятие.
 
Мать
 
Об этой истории мы узнали из сообщения читателя, который рассказал о неслыханном скандале, разразившемся в лучшей школе города. Вот что написал житель Советской Гавани 15 декабря:
 
«У нас в городе три недели назад были маски-шоу. Одна мама тайно приехала в город с целью похищения своего сына. Эта компания среди бела дня, во время уроков, пришла в школу и стала требовать от педагога отдать ребенка. Сын ехать с мамой отказался, плакал, забился под парту и просил маму уходить. Женщина размахивала служебным журналистским удостоверением, обещала всю школу с учителями сгнобить, показав такой сюжет по телевидению, после которого им всем будет плохо. Директор школы вызвала бывшего мужа этой визитерши, которого на глазах у детей и учителей друзья женщины избили на крыльце школы…»
 
Забегая вперед скажем, что «шоу», о котором сообщил читатель, завершилось экстренным вызовом полиции. На хабаровчанку были составлены протоколы, подписывать которые она отказалась. Уроки были сорваны. По словам родителей одноклассников мальчика, их дети-первоклассники вернулись из школы перепуганными и заплаканными.
 
Руководство школы направило жалобы по месту работы женщины. Ответа не последовало.
 
«За ребенком она приехала не одна. Ее сопровождали два физически крепких молодых человека. Они не давали пройти в школу отцу ребенка, силой удерживали его на крыльце, порвали на нем куртку, причинили физическую боль. И это происходило на глазах у всей школы. На место скандала прибыла сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних А.М. Кошевая. В ее присутствии ребенок потребовал, чтобы за ним приехал отец. Все происходящее мама снимала на мобильный телефон, пообещав сделать репортаж и показать его на телевидении. При этом она угрожала учителям увольнением после выхода сюжета в эфир. Ребенок укусил мать за руку, вырвался и убежал.
 
Эта бурная сцена напугала и взбудоражила ребят, они начали звонить своим родителям, просить о помощи, урок был сорван. Во время скандала у одной из учениц 1 класса случился нервный срыв, в результате которого ей потребовалась медицинская помощь. Учебный процесс был сорван не только в нашем классе, но и во всей школе.
 
Мать ребенка с начала учебного года в школе появлялась два раза - 3 сентября и 15 ноября, когда пыталась увезти сына силой. Классному руководителю с начала года она звонила всего два раза. При этом отец ребенка уделяет сыну много внимания, всегда провожает его в школу и забирает с уроков, занимается с ним спортом, проводит с ним все свободное время.
 
После скандала в школе, в ноябре, у ребенка произошел нервный срыв, он стал пугливым, постоянно боится, что его могут украсть и увезти от отца, которого он очень любит. Ребенку рекомендованы занятия с психологом…» - это из обращения родительского комитета класса в прокуратуру Хабаровского края.
 
Совсем другую версию происходящего рассказала мне сама мама, с которой я связалась по телефону:
 
- Я оказалась в каком-то кошмаре, - говорила она. - Когда мы жили вместе, мужа никогда не было дома. Ребенком занималась я одна. Я смирилась - ну, такая у нас семья. Но потом… все становилось только хуже и хуже. Муж изменял мне. Я решила, что не могу и не хочу больше так жить. Мы развелись. Я сразу сказала, что мне ничего не нужно - ни квартира, на другое имущество - только сын. Суд принял решение - ребенок должен проживать вместе со мной. Но ради ребенка я была готова на то, чтобы он проживал с отцом. И какое-то время так было. Но потом я поняла, что бывший муж настраивает его против меня. Я не могу этого допустить…
 
Вскоре телеканал показал сюжет, рассказавший о том, как экс-супруги делят ребенка. Женщина, лицо которой было скрыто, рассказывала о том, что бывший муж не дает ей видеться с ребенком:
 
- Он - бывший начальник милиции. Стоит мне появиться в городе, как ему немедленно об этом докладывают, он прячет сына.
 
В сюжете были показаны кадры любительской съемки, сделанные ей с помощью мобильного телефона: на экране мелькали учителя, дети, директор школы. Голос за кадром сообщил: «учителя встали стеной…».
 
Коллега ее, с которой мы разговаривали по телефону, сказала, что их коллектив полностью на стороне матери: «Да чтобы забрать ребенка, я бы толпу амбалов привела!».
 
Возможно, я сама поступила бы также. Если бы точно знала, что ребенок в опасности. Если бы мне не давали с ним видеться.
 
История странная. С одной стороны - несчастная мать, отказавшаяся от всего - квартиры, машины, другого имущества. Мечтающая лишь о том, чтобы ее малыш был с ней. С другой - более, чем странное поведение педагогов, не позволивших забрать ребенка матери, имеющей на руках решение суда. С третьей стороны - отец ребенка, который пока нигде своего мнения не высказал - в телесюжете ему почему-то не дали слова.
 
Люди говорят
 
Чтобы выяснить, в чем там дело, я отправилась в Советскую Гавань.
 
Оставив отца «напоследок», иду в школу. Пока дожидаюсь директора, разговариваю с педагогами. Они до сих пор в шоке от истории с дракой. Они рассказывают мне о том, что мама вела себя очень агрессивно. Не дождавшись окончания урока, схватила ребенка. При этом ребенок идти с ней не хотел: «Он стал вырываться, кричать, укусил мать за руку и убежал». Рассказывают и о том, что она оскорбляла учителей… О ее друзьях, которые также вели себя неадекватно и учинили драку с отцом ребенка, о сорванных уроках…
 
Директор школы Вера Викторовна Колопенко вообще не склонна обсуждать ситуацию: «Для меня главное - нормальная, спокойная обстановка в школе, где учатся дети! О происшедшем мы написали руководству телеканала. Если подобное повторится, мы будем обращаться в прокуратуру...»
 
Как стало известно несколько позже, после показа телесюжета руководство школы в прокуратуру обратилось. По мнению педагогов, в сюжете факты искажены, пострадала репутация школы.
 
Семья экс-начальника милиции в маленьком городке, где все на виду, хорошо известна. Общаясь с горожанами, я услышала много такого, что заставило меня несколько иначе взглянуть на ситуацию, описанную в телесюжете. Рассказывали историю о девушке из очень бедной семьи, которая вышла замуж за «большого человека» в маленьком городе. Муж был намного старше, и детей у него не было.
 
- Когда мальчик родился, он просто голову от счастья потерял, - рассказывает мама одноклассницы мальчика, семьи которых дружат много лет… В смысле - мы дружим много лет с ним, а когда он женился, то, конечно, стали дружить семьями. Когда сын появился, он готов был на все ради жены. Хочешь машину - на, хочешь другую - получи. Он настоял, чтобы она получила хорошее образование, оплачивал все ее поездки, учебу. Помог получить образование и ее сестре. Я вообще не понимаю, почему она решила развестись.
 
- А развод был инициативой женщины?
 
- Насколько я знаю - да.
 
- Она мама, ее желание жить рядом с ребенком, понятно и объяснимо. И вполне можно понять то, что она любым способом старается забрать малыша. Тем более, если отец препятствует общению…
 
- Да не препятствует он ничему. Она сама не особенно-то баловала сына вниманием. Когда он был совсем маленьким, месяцев пять или шесть, он очень сильно заболел. Выхаживали его отец, его мама и мама жены.
 
- А сама она?
 
- А сама она уехала в Китай. За шубой. Я думаю, она была очень молода, выросла в малообеспеченной семье. А тут - все и сразу. Она занималась покупками, нарядами, веселилась. Думаю, она не очень понимала, что значит быть женой и мамой. Да и после развода мало что изменилось. В первый класс мы собирали их сына, покупали ему ранец, тетрадки… А мама приехала на линейку. Это был… знаете… очень эффектный выход, я бы так это назвала. Все - напоказ.
 
Я разговаривала со многими горожанами, которые хорошо знакомы с бывшими супругами. Впечатление осталось странное. Обычно общество принимает сторону матери. Это вполне естественно: ребенку, особенно маленькому, лучше жить с мамой. Конечно, если мама не алкоголичка, не наркоманка, не психически больной человек. Она - не алкоголичка и не наркоманка, она психически здорова. Но все, с кем мне пришлось поговорить, считают, что ребенку будет лучше жить с отцом. Даже врач, который вел беременность и принимал роды у женщины, придерживается того же мнения: «Папа отличный отец. Ребенок довольно сложный. Он вполне здоровый мальчик, но ему категорически противопоказаны стрессовые ситуации. Его нельзя резко выдергивать с уроков, нельзя делать эпицентром скандала. Для него это может плачевно закончится. Я думаю, что наилучшим выходом из этой ситуации будет, если родители договорятся. Если они спросят ребенка - где он хочет жить сейчас. А потом опять спросят. И так - постоянно. Ребенок не должен видеть родителей - врагов».
 
Отец
 
- Когда сын родился, я просто себя не помнил от счастья. У меня две предыдущие семьи распались по одной только причине: детей не было. Я уже почти смирился, а тут… Да еще сын! Я очень хотел, чтобы мой сын гордился своими родителями. Заставил жену учиться, помогал ей делать карьеру. Я тогда и внимания не обращал на то, что ей совсем не хотелось ни домашнего уюта, ни других каких -то семейных ценностей… Считал, что молодая еще, все придет в свое время, - рассказывает отец. - Потом… потом она уехала в Хабаровск на практику, на две недели. И вернулась через два с половиной месяца. Сказала, что «жить в этой дыре больше не может и не хочет, что ей нужно делать карьеру, что она нашла себе интересную работу. Я готов был переехать в Хабаровск - ради сохранения семьи, ради сына. Но, приехав в Хабаровск, перегнав ее машину, я узнал, что она нашла себе не только новую работу, но и нового друга, с которым и проводила время все два с половиной месяца так называемой «практики». Тогда она и сообщила мне, что хочет развестись.
 
- Какое-то время малыш жил ведь с мамой?
 
- Жил. Он жаловался, что гулять мама его отпускала на полчаса во дворе. Он постоянно сидел дома один. Поймите, я вовсе не пытаюсь насолить бывшей жене! Все, что меня интересует - нормальная жизнь моего сына. Она - молодая женщина. Она делает карьеру, устраивает личную жизнь. У нее просто нет времени на сына! Она живет на съемных квартирах, а здесь у ребенка своя комната. У него здесь тренировки - плавание, карате, ему это очень нравится. У него здесь друзья. У мамы новые бойфренды - ребенок их боится. За последние три месяца она позвонила сыну всего один раз. Я совершенно не против, чтобы она встречалась с сыном, и уж тем более, не настраиваю ребенка против нее. Она сама это делает.
 
- Как это?
 
- Перед Новым годом она приехала на пару дней. Сначала все было хорошо. Но в какой-то момент сын сфотографировал ее на планшет. Она просто «взорвалась»: стала кричать, чтобы он немедленно удалил фото, потом ударила сына. Ударила сильно - синяк остался. А он еще от скандала в школе не отошел… Вот, скажите, могу я быть спокоен за ребенка, если он будет жить с ней?
 
- Как по-вашему, в чем причина того, что вы не можете прийти к мирному соглашению? Мама вот утверждает, что отказалась от всего - и от квартиры, и от машины, что ей нужен только сын…
 
- Ну, ей совсем не нужно отказываться от машины и квартиры. Машину я перегнал ей в Хабаровск еще до развода. Квартиру еще в период брака оформил на нее. Это мы с сыном живем сейчас в ее квартире, а автомобиля у меня сейчас нет. Есть небольшое собственное дело. Не миллионы, конечно, но на то, чтобы достойно содержать сына, мне хватит.
 
- В телесюжете она рассказала, что вы, как бывший начальник милиции, устроили за ней слежку, стоит ей приехать в город, как вы прячете ребенка…
 
- Такая «слежка» вряд ли по силам даже действующему начальнику полиции, - улыбается отец. - Это ведь люди, техника, и так далее. Это просто смешно и рассчитано было на несведущего зрителя, не более того…
 
Семилетний сынишка в разговоре со мной сказал, что не хочет уезжать от папы: «Пусть мама приезжает к нам, в гости». Зато с увлечением рассказывал о том, как они с отцом ездят на рыбалку, ходят в баню с веником, на горку, на тренировки… Стоило малышу начать говорить об отце, как у него загорались глаза. За время нашего разговора он несколько раз спросил у меня: «А меня у папы не отберут?».
 
У меня не было для него ответа. Как нет - до сих пор - ответа на главный вопрос: чем закончится вся эта история. В суде, где слушалось дело о месте проживания семилетнего мальчика, его самого не заслушивали. Хотя мнение ребенка в таких спорах может стать решающим. 21 января должно было состояться еще одно судебное заседание, на котором должно было быть определено место проживания мальчика. Но оно не состоялось: Мама прислала в суд заявление о болезни. Отец намерен просить суд отложить решение до окончания учебного года.
 
Во всей этой непростой истории пострадавшая сторона, конечно, ребенок. Ему всего семь лет. И ему, как любому малышу, нужны и мама, и папа. Лучшим выходом из ситуации было бы, чтобы экс-супруги договорились: отбросив в сторону все старые обиды и амбиции. Ради своего сына.
 
Ольга Демиденко,
Советская Гавань.