Тот теплый сентябрьский день в нашем шестом классе я отчетливо помню, как будто это было вчера. Полная, жизнерадостная, с классическим для учительницы русского языка именем, Марья Ивановна никак не могла нас успокоить.
 
С чего мы все ржали - я сейчас и не знаю! Но смеялись просто до изнеможения!
 
«Ребята! - смеялась с нами Марья Ивановна. - «Хватит смеяться!» Пишем сочинение на тему «Как я …»
 
Ха-ха ха! - изнемогал класс!
 
«Тихо!» - хлопнула ладонью по столу Марья Ивановна, и, остановив свой взор на мне, требовательно сказала: «Тихо! Проводим эксперимент!» И в кое-как установившейся паузе торжественно произнесла: «Ребята! Сейчас мы проведем эксперимент. Вот я покажу Киселеву палец - и он будет смеяться! Правда, Киселев?»
 
При этих словах я молча уполз под парту: от смеха уже болел живот. А Марья Ивановна продолжала: «Не верите? Смотрите! Киселев. КИСЕЛеВ!!» - требовательно позвала она. И как только я выполз, кося глаза и усилием воли пытаясь подавить в себе смех, растягивавший рот, Марья Ивановна обрадовано объявила: «Киселев! Смотри!! Палец!!!» - и выбросила вперед руку с вытянутым мизинцем.
 
Я рухнул, как подкошенный, а класс так взорвало хохотом на всю школу, что это был перебор!
 
«Дневник! - хлопнула по столу Марья Ивановна - Выйди за дверь! Посмейся!» Класс тут же смолк, а я с опущенной головой и трясущимися от смеха плечами побежал в коридор, в установившейся тишине которого, отсмеявшись, на подоконнике написал свое сочинение, которое тогда писали все классы: «Как я провел это лето»
 
Вечером я получил дневником по башке… А в понедельник, перед большой переменой, радио, которое было установлено во всех классах, объявило, что жюри, состоящее из учителей и старшеклассников, признало мое сочинение лучшим в школе! Но за окном по летнему светило солнце, жужжали пригретые им мухи... Все рвались на перемену - и никому это было не интересно!

* * *

 
Прошли годы. И для читателей мне вновь захотелось написать сочинение на эту же тему. Рассказать и вправду есть чего! Ведь это лето я провел в Белоруссии, снова побывав через годы в том же  месте, неожиданно увидев ее с другой стороны. Какой мы знаем Беларусь? Такой, какой видим, замечая чистоту, порядок, дороги и коров на полях. А если еще и послушать белорусские СМИ - то замечательная страна предстает перед нами!
 
Новое открытие Беларуси началось с письма на имя президента Республики Беларусь Лукашенко, в котором ему сообщили о хищении на одном из предприятий города миллиона долларов. Одновременно письма ушли в прокуратуру и МВД.
 
Кто знает Лукашенко как яростного борца с коррупцией, тот здорово удивится, узнав, что его администрация письмо «отфутболила», не отреагировав никак. А в МВД и прокуратуре заявили, что «данный вопрос вне их компетенции»! И это при том, что за каждым долларом заимствования Беларусь ходит с протянутой рукой! Словом, если бы автор письма не заставил проснуться и «общественность», вряд ли в Белорусских новостях прозвучало, что «благодаря слаженной работе прокуратуры и МВД Республики Беларусь» лицо, не возвратившее миллион долларов, обнаружено и «виновному грозит наказание в виде трех лет лишения свободы». Впрочем, сказали - и забыли. А что автору? Бис? Браво? Размечтались!
 
Автора, сообщившего Лукашенко об исчезнувшем миллионе долларов, немедленно уволили. Восстановленный по суду, он вынужден был уволиться сам - ему на работе не давали работы. Изолировали. Сторожили. И государство на помощь не пришло. Государство пришло на помощь… вороватому руководству, обслуживая его интересы!
 
Все дело в том, что автора письма оболгали двое управленцев, пойдя и добровольно сообщив следствию о совместном с ним нанесении предприятию ущерба. Цена вопроса - десять тысяч российских рублей.
 
В результате проведенного расследования эти двое оказались доказанными лгунами. Вреда от них предприятию за годы их работы доказано на два порядка больше, чем то, что они приписывали автору. Оговор очевиден. Но поскольку предприятие выставляет материальные претензии именно автору письма, а не своим кадровым сотрудникам - следствие заказного характера не замечает! Оно не миллион долларов ищет, а вот уже более полугода, не жалея ни средств, ни времени, пытается автора довести до суда! А что белорусский суд? Ну и что, что истцы оказались лжецами! Раз люди сознались, для белорусского правосудия их показания обрели очевидность, не требующую доказательств!
 
Один в один, как с Алексеем Навальным по делу о «Кировлесе»! Только там «добровольно сознался» один, а здесь двое! Доказательная база налицо!
 
И автору письма всерьез грозит срок! Как помнит читатель, за миллион исчезнувших долларов виновному обещано три года лишения свободы. А нашему автору за десять тысяч наших рублей всерьез обещано два! И как вам это нравится? Дальше еще интересней!
 
По приезду меня заинтересовало, а что знает город о похищенном миллионе долларов? Оказалось, что тема табуирована, закрыта! Кроме верхушки власти в лице молчащих силовых и административных управленцев да нескольких испуганных инсайдеров народ не знал и - что важно (!) - яростно не хотел знать о происходящем, не желая случайно влипнуть!
 
«Да ну его!» - вдруг обрывали меня на полуслове. «Не хочу я ничего знать! Мое дело - работа, дача, дети! Пошли они...»!
 
И после этой вот смелой фронды знакомые быстро исчезали, не забывая оглядываться...
 
Оказалось, что даже работники предприятия не знали, что их обокрали! И тогда я с рассказом о похищенном в городе миллионе пошел в редакции местных газет, где меня с неподдельным поддельным интересом выслушали, а после огорошили: «И кто будет это печатать? Мы? Не будем! И не надейтесь!» - честно заявили в одной.
 
А во второй разъяснили, что если текст даст прокуратура - тогда возможно. «А что бы такое по своей инициативе?! ДА ЧТО ВЫ!!»
 
Сами расследовать информацию ни та - ни другая газета воинственно не желали! Именно так, наступая на горло свободе слова, и выживают на иждивении у власти газеты Беларуси, обретая новостной позитив. Правда, читать такие газеты - себя не уважать.
 
В Белоруссии две настоящих беды. Кумовщина и контрактная система найма на работу, с правом работодателя увольнять любого по окончанию контракта без объяснения причин. Все вместе превратило белорусов в трусливых людей. А есть еще и административное право! Потому автор письма теперь не может найти себе достойную работу. Ни один работодатель не хочет с ним связываться! Иначе вышестоящая власть предпримет к ним санкции в виде расторжения договоров. Или науськает налоговиков. А кому это нужно? Именно по этой причине в Беларуси мало безработных. Все недовольные бегут из страны! Практически десятая часть деятельного мужского населения качает нефть в Тюмени, строит в Питере, водит автобусы в Москве. Женщины так же выезжают на заработки - где кто устроится. Вот и нет безработицы!
 
Оставшиеся белорусы живут в мире отчаянного индивидуализма, где каждый - себе. Куда подевалось белорусское радушие? Каким оно стало фальшивым! Скаредность белорусов коробит даже белорусов, приезжающих с заработков из России! Сейчас для многих жителей приглашение в гости - событие! Жить в Белоруссии трудно. Соблазнов много, а денег мало. Все зарубежное дороже, чем в Москве, на тридцать процентов. А здесь еще Лукашенко заявил, что все, выезжающие из Беларуси за товаром, обязаны платить на границе сто долларов. И Совмин Беларуси бьется над тем, как эту глупость оформить в Закон!
 
Работы с достойным заработком в Белоруссии мало. Средний заработок по стране - это как «все едят голубцы»  - кому то мясо - остальным - капуста. Потому и царствует кумовщина, разъедающая мораль этой страны.
 
Скажем, семья председателя колхоза «захватывает власть» над селом, ставя на руководящие должности родственников - и сельская молодежь, теряя перспективу, плюет на все и мигрирует в города. И ведь слова никто не скажет! Поскольку двое сыновей Лукашенко пристроены отцом, то и губернатор Брестской области пригрел свое чадо в начальниках областного ГАИ. И куда ни кинь - везде в Беларуси одно и то же.
 
И в наших администрациях кумовщины навалом, но в Белоруссии она усугублена контрактной системой. Приведу вам живой пример из драмы наших знакомых.
 
В госучреждении, на работе с хорошей зарплатой работают их сын и невестка. Он преподаватель, она - в бухгалтерии, и готовится стать мамой. С работой справляется, одни благодарности. Кажется, все хорошо, впереди ждут почет и уважение. И вдруг ее вызывают в кадры и просят написать заявление «по собственному желанию». Будучи в высшей степени грамотной, невестка сопротивляется. И тогда ей в лицо шипят открытым текстом: «Не уволитесь сами - мы уволим! Все равно вы у нас работать не будете! Человека на ваше место мы уже отправили на обучение в Польшу!» Т.е. закон законом, а у человека тупо отбирают рабочее место на том основании, что у руководства чья-то дочь отучилась - и это место надо ей! И трясут - отнимают стул из-под живого человека! Не сами трясут - заставляют трясти отдел кадров, для которого приказ руководства важнее законов Республики Беларусь. И вот вам дилемма. Что делать и даме и кадровику? То, что ее уже уволят - раз решено - дама не сомневается! Вот как бороться за свои права?! Не напишет заявление - мужу могут контракт не подписать. А кадровик не выполнит приказание - ему могут контракт не подписать без объяснения причин.
 
Так система и перемалывает людей. Одни не хотят ничего знать, другие - видеть, третьи - слышать.
 
Мой брат работает в администрации города. И стоило мне поцапаться с администрацией, как это тут же сказалось на нем: «Не вы ли его обучаете разговаривать с нами?» «Вот увидишь! Из-за него тебе не подпишут больше контракт!» - в истерике кричала его жена в моем присутствии, узнав об этом. Брат молчал. «А ты скажи, что я в Ванино -  городской сумасшедший! Что я и оттуда письма Лукашенко пишу! Наконец, скажи, что у тебя натянутые со мной отношения! И что в комиссии по жилью ты не можешь быть, потому, как заинтересованное лицо! Вот и все! Какие к тебе претензии!» - посоветовал я ему.
 
Через несколько дней брат рассказал, что его вызывали наверх, интересовались... «И что ты сказал?» - спросил я своего брата - бывшего «афганца», которого есть за что уважать!
 
«Ну, то, что ты мне сказал!» И брат слово в слово повторил мой текст. Наверное для того, чтобы я знал, что он от себя ничего не добавил.
 
«Ну правильно! Молодец!» - поддержал я его. А теперь поставьте себя на его и мое место! Это вообще! И это - Беларусь нашего сегодня!
 
…В конце отпуска я ехал в Киев. В поезде у границы пассажиры не без гордости обсуждали насколько Беларусь чище Украины.
 
«А мне Беларусь представляется красивым коровником. Красиво, чисто. Но стоит замычать или кто-то просто ткнет в тебя пальцем - и нет коровы!» - вступил я в разговор - А остальные промолчат, не заметят!»
 
Я не ожидал, что здесь началось! На меня кричали и старые и молодые! Искаженное лицо проводницы покрылось красными пятнами негодования, как будто она отвечала не за порядок, а за идеологию вагона!
 
«Я сейчас вас высажу, если вы не прекратите такое говорить!» - орала она. На миг я почувствовал себя Бухариным на процессе. Ведь если бы это таки было так - эти люди запросто потребовали бы мне смертной казни за задетое их святое! Настоящая Северная Корея!
 
Но стоило приблизиться к границе - воды в рот набрали.
 
«А давайте посмотрим, кто как заботится о народе!» - нарушил я тишину. «Я еду за киевскими тортами! Вот спросим и узнаем!» «Сколько можно мне из Киева привезти киевских тортов?» - спросил я белорусского таможенника. «Три» - ответил он. «Четвертый - это уже товарная партия». «Да хоть вагон везите!» - ответил на тот же вопрос украинский мытарь. «И что скажете? - спросил я попутчиков. Хотя это были и не корректные совершенно вопросы, но я улыбался.
 
В день отъезда мы с товарищем сидели и разговаривали у драмтеатра. Неожиданно к нам подходит дама и восторженно говорит, что она из Москвы, что как здесь красиво и какое вкусное здесь мороженое.
 
«А вы состав мороженого читали? - спрашиваю ее не без иронии - Все мороженое в Беларуси - это сухое непонятное молоко и пальмовое масло!» Признаться, я этого и сам не ожидал, пока не прочел! А все настоящее идет на экспорт!
 
Провожали меня вечером. Брат на минуту пришел проводить. С тех пор не звонит, не появляется в Интернете, не поздравил, чего никогда у нас не было. Что то происходит в Беларуси… Так что
 
Любите Россию, мать вашу! Там хорошо, где нас нет!
 
В. Киселев,
п. Ванино