Ежедневные "НОВОСТИ" Владивосток, 16.07.99 г.

Вора в законе Джема считают теневым правителем Дальнего Востока. Его имя окутано густой паутиной сплетен, слухов, мифов и легенд. Отдел расследований "Н" решил собрать самые распространенные из них и посмотреть, насколько они соответствуют действительности. В конце концов, страна должна знать своих "авторитетов". К сожалению, поговорить с Евгением Петровичем нам так и не удалось. Как объяснили бравые ребятки, "разговора не будет", и единственное, что они нам посоветовали, это как можно быстрее покинуть Комсомольск-на-Амуре. "Ну чем вы недовольны? Вас, например, к Ельцину бы разве подпустили? Не-е-т. Вот и все..." Так был опровергнут наш самый первый слух-миф: Джем всегда с нами, то есть с народом.

Досье "Н".

Джем (в центре № 1)
Джем (в центре № 1)


Васин Евгений Петрович (на ФОТО - в центре). Имеет две клички - Джем и Батя. Родился 10 ноября 1951 года в городе Борзя Читинской области в семье рабочих. Шесть раз был судим по "хулиганским", т. е. не слишком авторитетным статьям (первую получил в пятнадцать лет). Женат, двое детей. Практически монопольно контролирует дальневосточный общак. По данным аналитического центра МВД, входит в десятку наиболее авторитетных воров в законе России.

Слух первый: Джем - "липовый" вор в законе.

В 1985 году Евгений Васин был коронован в лазарете Тобольской тюрьмы ворами "ташкентской семьи", куда входил авторитетнейший вор по кличке Кока. Тогда за Васина якобы "подписывался" и сам Япончик. Но есть слух, что когда из лазарета его перевели обратно в камеру, вор в законе Дато целых 9 месяцев не хотел признавать Джема своим "братом". Тем не менее, официальный воровской статус он все-таки получил. Другое дело, насколько личность Джема соответствует понятию "вор в законе"?

По воровскому кодексу чести он должен не иметь семьи и детей, не быть больше года на свободе (тюрьма для вора - дом родной), не иметь собственных денежных накоплений - все деньги в "общаке", не работать. С этих позиций Васин не классический вор в законе. Он имеет семью (есть сведения, что Джем проводил вместе с ней отпуск в Германии - выезжали на целебные воды подлечиться). Из тюрьмы он освободился 23 июля 1987 года и, судя по всему, снова туда не торопится. Что касается денег и работы, то у Джема хорошая команда мобильных, умных, с жесткой коммерческой хваткой ребят. Они активно проникают в банковское дело, коммерцию, индустрию и все больше отходят от чисто криминального промысла. Сам Джем, уже будучи "вором", до начала 90-х числился снабженцем комсомольского кооператива "Дружба". Он приятный, обходительный собеседник, прекрасный дипломат - на матерого зека определенно не похож.

Слух второй: Джем вплотную связан с легендарным Япончиком.

При аресте Вячеслава Иванькова (Япончика) американская полиция во время обыска на его квартире обнаружила групповой снимок Джема и его ближайшего окружения. На карточке подпись: "Братишке Славику на вечную память с Дальнего Востока". Судя по всему, Джем действительно контактировал с Япончиком - вором в законе международного масштаба. Известно об их встрече после освобождения последнего из тюрьмы осенью 1991 года. Васин тогда приезжал обсудить состояние дел в своем регионе и вел переговоры по проблеме "незаконного" сбора "налога" в Москве с владельцев иномарок, уже обложенных данью в его краях. Кроме того, есть сведения, что именно с подачи Япончика Евгений Васин, собственно, и был коронован, несмотря на свои непрестижные в уголовном мире судимости.

Слух третий: Джем - очень мирный и спокойный правитель, ни с кем не воюет.

На самом деле убийств на почве криминальных разборок между дальневосточными группировками за годы правления Джема стало чуть больше. Понятно, что становление ДВ общака, его отделение от иркутского и московского, завоевание территориальной автономии проходило далеко не бескровно. В начале 90-х попытку взять Приморье и Хабаровский край под контроль предприняли авторитеты Иркутска. Джем к тому времени уже обладал властью сильной, но не полной - приморская братва с неохотой отстегивала доходы в джемовскую кассу. Поэтому, когда появились сибиряки, местные не сразу решили, кого поддерживать. Последовала короткая и жестокая война, погибли многие авторитеты с обеих сторон: Шалам, Бандит, Ткач, Свирид - всего полегло до 30 человек. Безусловно, Евгений Васин лично никого не убивал - он "в законе", его оружие - веское слово и личный авторитет. Сейчас, по рейтингу "Новой газеты", ДВ общак входит в пятерку наиболее сильных группировок страны.

Слух четвертый: Джем готовит себе смену и воспитывает молодых людей в воровских традициях.

Это правда. Евгений Васин и его команда организовали на небольшом амурском острове Малайкин молодежный лагерь. В летнее время туда посменно заезжает до 50 подростков. Лагерь построен по бойскаутскому принципу: жесткий распорядок дня, активные тренировки на лоне природы и военизированные игры типа "Зарницы". Занятия проводят дважды судимые джемовские товарищи В. Давыденко и С. Кривов, пять раз судимый П. Есин и т.д. Что там происходит на самом деле, никто не знает - территория закрыта и охраняется. Два года назад комсомольская милиция рискнула провести в лагере рейд, но максимум что обнаружила - это двадцать ящиков водки, шампанского и коньяка. Фактических свидетельств того, что пацанам прививают воровскую идею, нет. Но Васин публично называет свои владения "наше маленькое Палермо".

Еще один факт, подтверждающий этот слух. В Хабаровске и Комсомольске работает несколько небольших бригад, которые отлавливают пацанов-беспризорников, убежавших из дома. Их свозят на отдельные квартиры, кормят, моют, одевают. Если узнают, что родители мальчишки пьют, то едут к родителям и воспитывают их физически. Понятное дело, что с детства у пацанов формируется довольно специфическое мировоззрение - не государство обеспечивает им нормальное детство, а "вор в законе" дядя Джем.

Слух пятый: Джем окружил себя ворами в законе, которых подобрал с улицы.

Сегодня в Комсомольске живут пять воров: Джем, Сахно (Эдуард Сахнов), Ева (Семакин Олег), Лепеха (Сергей Лепешкин) и Леший (Олег Шохирев). Интересны обстоятельства коронации последних двух. Лепешкина, 25 лет, и Шохирева, 24 лет, короновали три года назад. Соответственно, им было тогда чуть больше двадцати. Оба не судимые и тюрьму видели лишь издалека. Более того, коронация произошла после того, как обоих удачно "отмазали" от службы в армии по болезни. Лепешкин болен пиелонефритом (воспаление почек), а Шохирев - гидроцефалией головного мозга (увеличение мозга). Сейчас оба работают "на подхвате", но вместе с тем их воспитывают как продолжателей общего дела.

Месяц назад в Хабаровске погиб ближайший соратник Джема - вор в законе Волчок. Джем знал его еще с детства и воспитывал, как своего младшего брата. Волчок на центральном пляже Хабаровска упал с водного мотоцикла, отбил себе внутренние органы, а потом наглотался воды. Когда его вытащили, он был еще живой. Умер уже в больнице.

Слух шестой: Джем вовсю занимается благотворительностью, помогает вдовам, сиротам, пенсионерам.

Как и любой "крестный отец", Джем организовал своеобразные приемы граждан. У него есть даже секретарь, который ведет запись обратившихся, назначает часы визитов. Рассказывают, например, об одной старушке, которую неизвестные обворовали на "нет". Убитая горем бабушка пожаловалась Джему. Спустя сутки она вернулась домой - все вещи стояли на своих местах. На моей памяти есть такой пример: к Джему обратилась студентка, отчисленная из вуза. У бедняжки совсем не было денег, а лететь нужно было в Питер. Джем без разговоров оплатил билет и еще дал на расходы.

Около Евгения Васина кормится довольно много народа. Одно из назначений общаковой кассы - поддержание семей севших в тюрьмы членов общака. Для этого четыре года назад в Комсомольске был создан благотворительный фонд "Сострадание". Его учредителями являлись все воры в законе, несколько дальневосточных писателей, бывшие сотрудники милиции, преподаватели вузов. Филиалы фонда есть в Хабаровске, Биробиджане, на Сахалине. Но это трудно назвать благотворительностью - Джем просто блюдет интересы свои и своей организации.

Слух седьмой: Джем злоупотребляет спиртными напитками.

Это правда. А еще он болеет сахарным диабетом и страдает варикозным расширением вен. Нельзя сказать, что Джем пьет каждый день. Просто время от времени, по информации правоохранительных органов, он уходит в запои. Однако его окружение тщательно скрывает эту вредную привычку. На похоронах Волчка Джем "попрощался" с ним до такой степени, что не смог доехать даже до кладбища - его еле усадили в машину и увезли. В те дни, когда Джем в запоях и не выходит из дома, всем говорят, что "Бате нездоровится".

Слух восьмой: организованная преступность ведет к уменьшению уличной преступности.

Как ни странно, но это так. Правда, меньше стало случаев только в сфере "профессиональной" преступности, среди людей, живущих исключительно за счет криминальных доходов (кражи, разбои и т. д.). Теперь гораздо удобнее заниматься нелегальным бизнесом или вообще открытой коммерцией - и на свободе, и доходы больше. У Джема это дело поставлено на широкую ногу - игорный бизнес, автостоянки, бензин, рыбопродукция, цветной металл. И никакого криминала. Ко всему прочему, Евгений Васин во всеуслышание призывает к ненасилию. Излюбленная его тема - национальная терпимость и осуждение национализма. Об этом он заявлял даже по комсомольскому телевидению. "Это мой край, и я его хозяин. Я хочу, чтобы здесь у меня был порядок". Говорят, что именно из-за этой единоличной позиции у Джема испортились отношения со многими ворами России. Известно, что в прошлом году его вызывали на сходку в Одессу. Сам Джем посчитал, что "там делать нечего", и его представителем был Волчок.

Слух девятый: Джем не занимается наркотиками.

Воровской общак изначально презирал наркотики. Случалось, даже матерых воров в законе лишали этого звания из-за пристрастия к наркоте. Поэтому общак продажей и распространением наркотиков традиционно не занимается. А если и занимается, то никто этого не знает. Известен случай, когда по инициативе Джема раскороновали уссурийского вора в законе Монгола. Официальной причиной было то, что тот якобы злоупотреблял наркотиками и даже из-за этого попал в тюрьму. На самом деле Джем не мог простить Монголу того, что короновали последнего без его участия. Сейчас Монгол живет в Москве и тесно общается с ворами центральной части России.

Слух десятый: Джем пытается принять участие в международном проекте "Шельф-1" по разработке месторождений нефти на Сахалине.

Проект "Шельф-1" при его реализации обещает баснословные прибыли в долларах. За возможность принять в нем долевое участие билось несколько российских компаний. Доподлинно известно, что одна из них (победившая, кстати, на аукционе) имеет в составе учредителей пару-тройку ивестных в криминальных кругах фамилий. Правда, фамилии Васина там нет, но говорят, что его братва финансировала поездку как минимум одного ученого-эколога к месту бурения скважин. От заключений этой комиссии зависела судьба проекта. Ученые тогда подтвердили - бурить можно. Но один из них признался корр. "Н" в откровенной беседе, что все не так благостно - могут погибнуть синие киты, ареал которых находится как раз в месте разработок. Однако, по последним сведениям, Джему обрубили участие в "Шельфе". Посодействовали этому сахалинские правоохранительные органы при поддержке московских чиновников.

Слух одиннадцатый: Джем болезненно относится к людям, которых считает своими потенциальными соперниками.

Комплексы бывают и у "авторитетов". Самый яркий пример - история с хабаровским положенцем Податевым по кличке Пудель. Отличный организатор по натуре, Пудель быстро завоевал не меньший, чем у Джема, собственный авторитет. Но потом он понял, что если не притихнет, то его успокоит свинец. Пудель был вынужден ретироваться в Москву, где сейчас и живет. Кстати, живет неплохо. Работал в комиссии президента по правам человека и иногда наведывался в Хабаровск. После одного из приездов сюда в подмосковье кто-то взрывал пуделевский "Мерседес".

Слух двенадцатый: Джем пытается залезть в политику.

Пытается. При этом пользуется всеми способами. Известно, что в период выборов президента от ДВ общака в Москву летали гонцы с чемоданами денег на предвыборную кампанию. Более того, обеспечивалось и необходимое количество голосов. Пачки подписных листов раздавались ответственным по районам и тюрьмам. Те, в свою очередь, по хатам и явкам. Во все наркоманские притоны "ширики" за новой дозой ходили только с паспортом. Драгдилеры не продавали наркотики, пока наркоман не подписывался в поддержку нужного кандидата. Интересно, что эти кандидаты в Госдуму все-таки не прошли.

Слух тринадцатый: Джема пытались убить.

Действительно, 27 июня в Комсомольске по улице Ленинградской, прямо напротив двухэтажного дома Джема, был найден парень с простреленной головой. Рядом с ним валялась снайперская винтовка. Личность парня так и осталось неизвестной, зато оперативные данные милиционеров более чем красноречиво говорили о том, что это был киллер, исполнявший заказ на Джема. Одна из версий - около месяца назад Джем, находясь в сильном подпитии, на каком-то торжестве публично унизил сахалинского авторитета Аксена. Дело чуть ли не дошло до мордобития. Утверждают, что скрытая война между Джемом и сахалинцем началась давно - с того времени, как Аксен попытался выйти из-под воровского крыла и начать работать самостоятельно. Сейчас правоохранительные органы всерьез озабочены тем, что вот-вот начнется новая волна криминальных разборок.

Слух четырнадцатый: воровской общак постепенно теряет свои позиции.

Если покопаться в истории, то свои позиции воровской общак начал терять еще в годы Великой Отечественной войны, когда многие уголовники и воры пошли защищать Родину от фашистов, что презиралось истинными ворами. Потом была знаменитая "сучья война", когда настоящие уголовники били тех, кто воевал, а следовательно, имел поблажки от администраций колоний. Сейчас процесс утери всех традиций идет медленно, но верно. Известно, что Джема практически вытеснили с Сахалина. В Приморье он уже и не суется. Абсолютно все люди, которых он ставил здесь на "положение", умерли не своей смертью. К тому же значительно подрывают власть воров и правоохранительные органы. Все сильнее вживаются они в нишу, занимаемую преступным миром.

Ничего сверхъестественного в Джеме нет. Он типичный представитель нового братства криминальных авторитетов - расчетливый, общительный, в меру наглый, по-своему талантливый, ценит хорошие машины, бывает за границей. Никакой, в общем, не легендарный. Но тем не менее...

Информационная служба "Н"

P. S. Евгений Петрович не так давно подал в суд на собкора газеты "Известия на ДВ" Бориса Резника. Тот в своей статье назвал его вором в законе. На суд Джем не явился, решив, что адвокаты смогут все сделать без него. Когда судья зачитал претензии, Борис Львович сказал: "Я возмещу ущерб, но лишь в том случае, если Джем явится на суд и в присутствии тележурналистов скажет, что он не является вором в законе". В тот же день иск отозвали из суда.