Авиакомпания «Дальавиа» в последнее время часто попадает в поле зрения средств массовой информации. Еще бы: речь идет о приватизации одного из самых мощных на Дальнем Востоке авиаперевозчиков.

Информацию о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего руководства авиакомпании и телевизионные кадры, демонстрирующие, как заместителя генерального директора позавчера в наручниках ведут в прокуратуру, многие тоже связали с вопросом о собственности. Тем более, что Александр Киселев успел «бросить» в телекамеру слово «рейдерство», которое означает незаконный захват предприятия. (см. Топ-менеджера «Дальавиа» увели в наручниках).

Напомним, в декабре прошлого года федеральное государственное предприятие «Дальавиа» было акционировано. 100 процентов акций его являются (и по сей день!) собственностью Российской Федерации. Однако уже в январе совет директоров компании, куда входят представители Росимущества и Росавиации, принял решение о назначении генеральным директором «Дальавиа» представителя авиакомпании «Аэрофлот» в Екатеринбурге Валерия Чичилимова. Много лет возглавлявший хабаровских авиаторов Павел Севостьянов был назначен советником нового гендиректора. А Александр Киселев продолжал исполнять обязанности первого заместителя генерального директора, но в феврале этого года был уволен с предприятия.

Смена руководства произошла на фоне активных разговоров о создании на Дальнем Востоке авиационного холдинга под эгидой «Аэрофлота». Сразу после назначения на должность нового генерального директора на «Дальавиа» была проведена комплексная проверка деятельности предприятия. Проводили ее, по слухам, специалисты «Аэрофлота». Как сообщил нам весьма компетентный источник, ничего особенного проверка не дала. Однако руководство компании сочло ущемляющим интересы «Дальавиа» лизинговый договор на поставку самолетов. Заключен он был по стандартной для Хабаровска ставке, которая несколько превышает московскую. Позже - в мае - про оптимизацию графиков лизинговых платежей рассказал на пресс-конференции и новый заместитель генерального директора компании Андрей Быковский (назначенный уже при Чичилимове). Оптимизация, как было заявлено, должна существенно повысить финансовую состоятельность предприятия. Однако специалисты считают, что в лизинговом договоре заложены такие штрафные санкции, которые могут привести предприятие к банкротству.

С другой стороны, усилился конфликт между «Аэрофлотом» и «Альянсом», владельцем Хабаровского аэропорта: спор идет и о ценах на топливо, и о том, кому достанется международный терминал, который ныне в оперативном управлении «Дальавиа», о старом аэровокзале и даже о том, в чьем оперативном управлении будут взлетно-посадочная полоса и прочие аэродромные мощности, собственность Российской Федерации. Во время визита в Хабаровск главы «Аэрофлота» Валерия Окулова владельцы аэропорта даже предприняли ряд демонстративных мер, все местные телеканалы продемонстрировали гневную отповедь Валерия Окулова. А недавно руководство «Альянса» презентовало свой проект создания на территории аэропорта ХАБа, то есть крупного международного транзитного авиаузла. И, кстати, кто бывал в аэропорту, видел, какой шикарный ремонт уже отгрохал там «Альянс».

В конце июня решением суда Александр Киселев был восстановлен в должности. И пришел на своё рабочее место. Но его «вывели за рамки штата». Поэтому, по рассказам очевидцев, Киселеву пришлось определяться в кабинет к Севостьянову. И уже 3 июля пришли с наручниками «люди в черном» (простите за выражение)...

По мнению наших экспертов, возбуждение уголовного дела в отношении бывшего руководства «Дальавиа» и весь этот спектакль с наручниками - демонстрация силы «Аэрофлота».

Как сообщили нам в прокуратуре края, по заявлению нового руководства «Дальавиа» уголовное дело возбуждено в отношении «бывшего руководства» компании и конкретно в отношении Александра Киселева по статье 201 п.1 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Предварительное следствие установило, что он имел некую корысть, заключая договора лизинга и иные. Хотя решение о том, брать или не брать в лизинг самолеты, в одиночку, как правило, не принимается. Вчера суд удовлетворил ходатайство прокуратуры о заключении Киселева под стражу.

История с задержанием приобретает особый смысл в свете заявления заместителя генерального директора «Дальавиа» Андрея Быковского о намерении «Аэрофлота» осуществить дополнительную эмиссию акций. Государство, как известно, является крупным акционером этой компании. И вполне может оплатить свою долю принадлежащими ему акциями, в том числе 100-процентным пакетом акций «Дальавиа». Если штрафные санкции по лизинговому соглашению поставят дальневосточную компанию на грань банкротства, ее стоимость может оказаться просто символической. Впрочем, официального решения ни о дополнительной эмиссии, ни о схеме ее оплаты на сегодняшний день не обнародовано.

А Андрей Быковский категорически отрицает, что прокурорская проверка была инициирована новым руководством «Дальавиа» (дескать, покажите наше письменное заявление…). Нам, конечно, показать нечего. Нам, как и всем остальным жителям края, остается лишь наблюдать за всем этим показательным авиашоу.

 

Раиса Елдашова,

«Тихоокеанская звезда», 05.07.07.