Гамей встречает земляков на дальневосточном краю воздушного моста
Гамей встречает земляков на дальневосточном краю воздушного моста
10 июня в Арбитражном суде Хабаровского края стартовал процесс, способный утихомирить обострившийся спор военных и штатских правопреемников аэродрома под Комсомольском-на-Амуре.
 
Представители Минобороны РФ на минувшей неделе обнародовали на страницах «Приамурских ведомостей» свою принципиальную позицию по вопросу принадлежности хозяйства взлетно-посадочной полосы (ВПП), где нарастает масштаб боевой учебы крупнейшей на Востоке России базы ВВС. Сегодня мы предоставляем слово оппоненту армейского командования по этому вопросу - директору ОАО «Комсомольский Аэропорт» Леониду Гамею.
 
- Прежде всего, уточним для читателя, непосвященного в суть спора: кто, с кем и почему судится? И почему сельская улица Молодежная в новой волне приватизации госимущества вдруг стала известна сразу нескольким главкам?
 
- Территориальное управление Росимущества, как заявитель, просит признать незаконными действия краевого управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по регистрации права войсковой части на оперативное управление взлетно-посадочной полосой, магистральной рулежной дорожкой и еще несколькими аэродромными объектами, расположенными по конкретному адресу: Комсомольский район, село Хурба, улица Молодежная, 3. Кроме того, заявитель намерен аннулировать соответствующие записи регистрации как незаконные документы. Командование части ВВС выступает в этом арбитражном процессе как третье лицо.
 
- Но ведь дальневосточные представители ВВС и ПВО выполняют соответствующие приказы Минобороны. Претензии к вашему предприятию, наверняка, уже согласованы с аппаратом Сергея Шойгу.
 
- В конце 2010 года экс-министр обороны РФ подписал приказ №1599 «О закреплении недвижимого имущества на право оперативного управления за ФБУ в/ч 10253». Но издал его Анатолий Сердюков уже после государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости. В связи с этим они, по убеждению заявителя в суд, подлежат исключению из приложения к приказу.
 
Кроме того, в документах госрегистрации, полученных прошлой осенью Минобороны - целый ряд противоречий. Например, сразу несколько важнейших объектов недвижимого имущества аэродрома обозначены на одном листе как единый объект без присвоения конкретного адреса. Абсурд документа очевиден. Тут как в песне - «…где эта улица»? Так что инициатор судебного иска не случайно полагает: «Регистрация права оперативного управления нарушает права и законные интересы собственника федерального имущества».
 
- Но и военачальники, видимо, не просто так опасаются бизнеса, стремящегося получить право взимать плату за каждый взлет-посадку военного самолета?
 
- Опасения военачальников, думающих теперь о том, кто кому будет вскоре платить за аэродромные услуги, все же несколько запоздалые. Командующий Сергей Дронов в свое время пытался реализовать при нашем содействии очень мудрое и абсолютно трезвое решение - о совместном содержании (!) аэродрома «Хурба». Слово «содержание» могло бы примирить и даже объединить усилия спорящих сторон. И в этом вопросе мы друг друга тогда сполна понимали. Увы, законодателями России такой вариант аэродромной деятельности просто до сих пор нигде не прописан. Статья 44 «Воздушного Кодекса РФ» предусматривает только «совместное базирование» и «совместное использование».
 
Не скрою, командование военные летчиков остро и не раз ставило вопрос о реальном базировании гражданских судов в Хурбе. У ОАО «Комсомольский аэропорт» есть, чем ответить на эту претензию. Наше предприятие заключило договоры о базировании вертолета и самолета СА-25 с компаниями «шТурМан-2» и «Востокавиапром».
 
Использование ВПП, рулежных дорожек, перрона и мест стоянок воздушных судов осуществляется в соответствии с договором, заключенным «Комсомольским аэропортом» в конце 2011 года с ТУ Федерального Агентства по управлению госимуществом. Документ действителен до 15 декабря 2013 года. А наше свидетельство о госрегистрации и годности аэродрома к эксплуатации гражданских воздушных судов (ВС) действует до 17 июля 2014 года. Имуществом МО РФ авиапредприятие не пользуется.
 
Так что заключение договоров на прием и размещение гражданских ВС на перроне аэропорта для временной стоянки и базирования не противоречит Гражданскому Кодексу РФ. В полном соответствии с законом еще в декабре 2009 года Росимущество оформило Свидетельства о государственной регистрации права и на ВПП, и на рулежные дорожки.
 
Кстати, в конце 2012 года проводилось межведомственное совещание, в котором принимали участие высокопоставленные представители краевой власти, командующий войсками 3-го командования ВВС и ПВО С.В. Дронов и его заместитель по авиации А.А. Максимцев. Тогда было официально решено продолжить совместное использование аэродрома Хурба силами МО РФ и ОАО «Комсомольский аэропорт» - без ограничений, до завершения судебного разбирательства о его принадлежности. А после предстоящего решения суда - обратите внимание - гражданскому авиапредприятию и командованию рекомендовано совместно «принять меры по сохранению авиационного сообщения с Комсомольском-на-Амуре и получению планируемых инвестиций на реконструкцию данного аэродрома». Никаких возражений во время совещания в тот предновогодний день со стороны военачальников не было.
 
- И все же, статус аэродрома Хурба в настоящее время не установлен. Кому все-таки нынче принадлежат спорные земельные участки?
 
- В 2012 году обращение по этой проблеме губернатор Вячеслав Шпорт направил на имя Председателя Правительства РФ и Министру транспорта России. Действительно, перечисленные выше земельные участки сегодня не обременены собственником и по действующему законодательству находятся в ведении Комсомольского муниципального района. Именно с его главой ОАО «Комсомольский аэропорт» заключило договоры аренды земли, в том числе и под ВПП. Это ситуация возникла в связи с тем, что до настоящего времени представителями МО не оформлено право собственности и не сделано межевание на участке 1113 гектаров, где расположены объекты нашего предприятия.
 
В соответствии с сертификатом Федерального Агентства Воздушного транспорта за безопасность полетов гражданских судов отвечает сейчас главный оператор аэродрома. Эти полномочия лежат соответственно на мне. Для этого пришлось учиться. Командир воинской части не имеет аналогичного сертификата, а у авиабазы ВВС отсутствуют сертификаты по аэропортовой деятельности. А значит, она не имеет права эксплуатировать и содержать аэродром под гражданские ВС. Тем более, что у военных летчиков в Хурбе нет сертифицированной пожарной части, нет лицензированных спасателей.
 
Военачальники забывают, что осуществляя взлет-посадку, они используют систему посадок гражданского ведомства. Не будет нашего предприятия – значит здесь не останется и наших служб, обязательных по российским нормативам. А пока взаимодействие между авиабазой, «ОАО «Комсомольский аэропорт» и другими государственными органами осуществляется в соответствии с инструкцией по производству полётов, зарегистрированной Межрегиональным Управлением Росавиации.
 
- На минувшей неделе дальневосточный генералитет ВВС и ПВО обратился в краевое Следственное Управление СК и в аппарат Росавиации с просьбой отменить решение по допуску в Хурбу воздушного судна Boing-757-200 и его модификаций. Как прокомментируете?
 
- Наш аэропорт принимает Боинг-757 на основании разрешения Росавиации. В то же время нагрузка боевого штурмовика СУ-24 на взлетно-посадочную полосу намного больше. И этот факт уж явно не вписывается в норматив. Правовой оценки данному явлению пока нет. И здесь, в свою очередь, руководству ОАО «Комсомольский аэропорт» приходится задуматься: не пора ли надзорным органам рассмотреть проблему по существу и объективно?
 
- Однако военачальников и общественность настораживают некоторые обстоятельства приостановки аукциона по продаже активов аэропорта Хурба. Например, подозрительно низкая начальная цена его имущества - 46 миллионов 428 тысяч рублей…
 
- Наше предприятие не имеет полномочий самостоятельно оценивать свои активы. Этим занимается столичная фирма, уполномоченная Росимуществом. «Комсомольский аэропорт», уставной капитал которого 34 миллиона рублей, всего лишь предоставил требуемые данные для соответствующей экономической формулы. В итоге компетентные столичные эксперты выдали цифру, необходимую для проведения аукциона.
 
Кроме того, продажа имущества аэропорта, акционированного с 2006 года, не является инициативой территориального управления Росимущества. Краевая структура этого органа всего лишь выполняет директиву вышестоящей инстанции. Напомню, подача заявок на участие в открытом тендере продолжалась до 20 апреля. Документы подали 5 участников. Один из них вовремя не внес обязательный задаток в размере 5 миллионов рублей. Осталось в итоге четверо претендентов, готовых к участию в аукционе с шагом в 1 миллион рублей.
 
Торги, так или иначе, в обозримом будущем состоятся. Сомнений нет. Ведь имущество ОАО «Комсомольский аэропорт» должно уйти с молотка по распоряжению Правительства РФ в период с 2011 по 2013 год. Аукцион, я надеюсь, определит дальнейшую судьбу предприятия, в успешной работе которого заинтересованы и авиакомпании, и пассажиры. Воздушные перевозчики должны быть сполна уверены в надежности воздушного моста, остро востребованного населением северной части Хабаровского края.
 
Обидно лишь, что не все военные летчики, планируя летний отпуск, решаются приобретать для своих семей авиабилеты из Хурбы в направлении столицы по воинским перевозочным документам. В последнее время создается впечатление, что военнослужащим некоторых боевых частей дана негласная установка - игнорировать услуги ОАО «Комсомольский аэропорт». Жаль.
 
В последние годы наше предприятие, как известно по прошлогодним публикациям газеты «Приамурские ведомости», проделало огромную работу, добившись загрузки аэропорта благодаря контрактам с дальневосточными авиаперевозчиками. Но главное, результат нашего труда повысил настроение тысячам землякам. Они получили возможность провести отпуск на западе, сэкономив в итоге средства, здоровье и время на утомительные переезды до терминала Хабаровска и назад, после 8-часового перелета из Москвы.
 
Интервью записал Юрий Ковалев,
фото автора.