«Власти Хабаровского края содержат льготников за счет транспортников. А работники муниципального  автотранспортного предприятия Хабаровска оказывают услугу по провозу льготников, не имея в полном объеме оплаты за их перевозку». С таким содержанием письмо коллектив «Хабаровского пассажирского автотранспортного предприятия №1» разослал в редакции СМИ. В нем они обращаются в адрес врио губернатора Хабаровского края и жалуются на то, что фактически стали заложниками социальной политики местных властей.  С проблемой недофинансирования разбиралась и центральная профсоюзная газета «Солидарность».
 
Выяснилось, что за льготников власти не в полном объеме перечисляют деньги автотранспортникам. Сначала, заложенной в Единый социальный проездной билет (ЕСПБ) суммы хватало только на полмесяца поездок. Потом, когда билет сделали безлимитным, его опять недофинансировали.
 
- Арифметика тут проста. В денежном выражении один льготный социальный билет на проезд министерством социальной защиты края оплачивается в 548 рублей, - объясняет председатель профкома МУП «ХПАТП №1» профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Василий Остапенко. - Но 12% уходит на пригородные перевозки. Остается 484 рубля. Разделив на тариф пассажирских перевозок (15 рублей), получаем 32 поездки в месяц, заложенные в ЕСПБ.
 
По результатам недавнего исследования, проведенного муниципальным предприятием, было установлено, что льготник по ЕСПБ в среднем совершает 51 поездку в месяц. На деле же эта цифра как минимум может быть в два раза выше!
 
Получается, льгота за проезд, принятая в 2006 году в Хабаровске, до сих пор частично оплачивается предприятием, а значит, рабочий коллектив, сам того не желая, ущемляет свои экономические интересы. Ведь в результате недофинансирования из региональной казны дополнительная денежная нагрузка ложится на предприятие и, следовательно, на работников.
 
- У нас не повышается заработная плата, не выполняются социальные программы, средняя заработная плата составляет 26 тыс. рублей, в то время как средняя зарплата по краю равна 41 тыс. рублей, - говорит Василий Остапенко. - За прошлый год с предприятия уволились 150 водителей, 192 кондуктора, 43 ремонтных рабочих. В настоящий момент на предприятии трудится 1480 человек, из них 1200 - члены профсоюза. Мы еле держимся на плаву и вполне можем обанкротиться.
 
Из-за неправильной политики региональных властей в предыдущие годы закрылось ХПАТП № 3 и Хабаровское объединение пассажирского транспорта. Предприятия попросту обанкротились.
 
Именно поэтому от имени работников, профком ХПАТП №1 и направил письмо врио губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту с настоятельной просьбой разобраться в этом вопросе в ближайшее время - речь в первую очередь идет о полном финансировании программы ЕСПБ.
 
- Насколько нам известно, по процедуре у властей есть месяц для внятного ответа на наше коллективное обращение, - пояснил Василий Остапенко. - Если ответа мы не получим, то в 20-х числах июня будем готовы провести пикетирование у здания дома правительства.
 
В письме коллектив Хабаровского пассажирского автотранспортного предприятия № 1 (ХПАТП) указывает, что не намерен дальше оплачивать социальные проездные из своего кармана.
 
Между тем, известно, что  краевой комитет по ценам и тарифам отказал в повышении стоимости проезда в автобусах 12 хабаровским перевозчикам.
 
После экспертизы расчетных материалов двенадцати коммерческих перевозчиков Хабаровска установлено, что действующий тариф в размере 15 рублей, который был установлен с 1 января 2011 года, обеспечивает рентабельную работу этим компаниям.
 
Председатель комитета Александр Воронин особо подчеркнул, что обращение о повышении стоимости проезда поступили и от муниципального перевозчика.
 
Вообще, перевозчики, как выяснилось, далеки от политики. И вряд ли они убедят власти накануне судьбоносных выборных кампаний (8 сентября): губернатора края и мэра Хабаровска - повышать цены на общественный транспорт. Народ этого не поймет. Скорее всего, 18 рублей билет в общественном транспорте будет стоить с 1 октября.