Ю. Крупнов
Ю. Крупнов

На днях известный экономист и политолог, директор Института демографии, миграции и регионального развития, а в недавнем прошлом советник полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Крупнов обратился к руководству страны с весьма резким заявлением по поводу предложения руководителя Минэкономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной. Министр выступила с инициативой о фактическом свертывании программ по развитию малых городов и создании вокруг мегаполисов еще больших агломераций. Корреспондент задал ученому несколько вопросов.

 

Большинство наших элит купили билеты на «Титаник»

 

- Юрий Васильевич, отреагировали ли федеральные власти на ваше обращение? Поддержал ли кто-то из губернаторов Дальнего Востока?

 

- Пока никто не поддержал. Причина в том, что Набиуллина действует от лица руководства страны, а оно не заявило свою позицию. То ли правительство стоит на платформе ликвидации малых городов во имя десятка мегаполисов, то ли не стоит. В этой ситуации никто не хочет рисковать и делать заявления. В этом плане, к сожалению, следует отметить и отсутствие публичной позиции по проблеме у Владимира Путина, что, я уверен, серьезно ослабляет не только страну, но и его как политика. А самой главной проблемой является праволиберальное мировоззрение у большинства высших чиновников в стране, согласно которому надо принимать глобальные экономические процессы как данность и безропотно следовать за ними. Ущербность данного мировоззрения проявится уже к концу текущего года, когда глобальный кризис вступит в полную силу. То есть большинство наших элит купили задорого билеты на «Титаник», правда, уже догадываются, что тут какой-то подвох. Но другой социально-экономической модели - развития страны - не видят. Это беда.

 

- Вы предложили перенести столицу России на восток. Какие дальневосточные города могут стать потенциальными «кандидатами» на столицу?

 

- Речь идет не о побережье Тихого океана, а о населенных пунктах внутри континента, чтобы столица была промышленным городом, а не торговым. Мое предложение - Амурская область, в районе треугольника городов Свободный - Углегорск - Шимановск, в 30-40 км от будущего космодрома Восточный. Здесь нужно делать новый центр развития страны, строить молодёжный международный город будущего, в основе своей малоэтажный и человекосообразный, город как ядро новой российской и мировой космонавтики. Именно эту столицу мы и должны были бы нести на саммит АТЭС осенью, а вместо этого несем какой-то бред про сдачу дальневосточных сельхозземель в аренду государствам АТЭС.

 

Корпорация восточного развития может стать очередной кормушкой

 

- Сегодня снижены параметры финансирования дальневосточных федеральных целевых программ. Чего следует дальше ожидать в новом високосном году регионам востока России?

 

- Ничего не ожидать. Новая восточная политика пока не сформулирована. Опять же, к сожалению, и здесь Владимир Путин не видит для себя и страны прорывного направления. Предложение Сергея Шойгу о создании Корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока на данном этапе надо поддержать. Я предлагал такую корпорацию полпреду президента в ДФО и руководству страны ещё в январе 2008 года. Но абсолютно не ясно, кто и с каким управленческим подходом возглавит эту корпорацию. А, значит, она легко может превратиться в очередную кормушку для группки чиновников и не только не внести никакого вклада в подъем и развитие Дальнего Востока России, но и попросту в очередной раз объесть наш главный регион.

 

- Ваш проект «Восточного коридора» нашел хоть какой-нибудь отклик у властей? Какая роль отводится в этом проекте Хабаровскому краю?

 

- Здесь важны инициативы по БАМу-2, а также то, что, наконец, достигнута консолидация в регионе по вопросу строительства моста на Сахалин. Но, опять же, как и с Корпорацией, проблема в том, кто, и на каком концептуальном основании это проектирует. Пока все идет убого. Так что создание Восточного коридора развития ещё впереди. Мы должны на Дальнем Востоке сделать мировой полигон по созданию инфраструктур третьего поколения, которые дают на новых физических и управленческих принципах не только новое качество жизни, но и возможность экспортировать пакеты таких инфраструктур в неразвитый мир, осуществлять экспорт развития.

 

Проект «Суперджета» приговорил весь остальной авиапром?

 

- Есть ли в вашем Движении развития хоть кто-то из представителей Дальнего Востока, Хабаровского края в частности? Слышат ли вас власти?

 

- Да, конечно, у нас есть группы участников Движения в каждом субъекте федерации в ДФО. Власти слышат нас очень плохо. Поймите, сегодня тяжелейшая диспропорция. Дальний Восток имеет будущее только как регион опережающего развития в России. А реально сегодня он продолжает деградировать и власти в регионе вынуждены сражаться с этой деградацией, им не до развития, к сожалению. Основные проблемы нашего Дальнего Востока в отсутствии видения у федерального центра. Вот это беда. Дальний Восток России - для нас сегодня геополитический регион №1, и должен являться абсолютным приоритетом. А он на деле продолжает восприниматься как далекая окраина. Это роковая ошибка.

 

- В своих блогах и на сайтах вы размещаете информацию, помимо прочего, о проблемах «Суперджета», который производится в Комсомольске-на-Амуре. Что вас так волнует?

 

- Сегодня уже все признают, что «Суперджет» - крайне неудачный и, в конечном счёте, неконкурентоспособный самолёт. Это означает, что, наобещав перспектив, руководители «Сухого» приведут проект и заводы к краху. Более того, федеральный бюджет вложил в этот лайнер минимум 3 миллиарда долларов за последние годы, по сути, заморозив и приговорив весь остальной российский авиапром. Это, как минимум, ошибка, и она должна исправляться. По факту же, уверен, надо рассматривать эту авантюру как преступление. Виновные должны быть выявлены и наказаны. Для этого мы создали Общественную комиссию по расследованию обстоятельств деградации российского авиапрома и в марте обнародуем результаты её работы.

 

А на Дальнем Востоке надо делать два кластера - космический и авиационный. На этой платформе создавать новый российский космос и новую авиацию. Этого не делается. Время и деньги бездарно теряются. Управление дальневосточным развитием не просто на нуле - оно отрицательное.

 

Беседовал Андрей Мирмович

---------

 

Минэкономразвития демонстрирует провал дальневосточной политики

 

Замминистра экономического развития Андрей Слепнев рассказал о проекте развития Дальнего Востока, в рамках которого будут заключаться договора с бизнесменами из стран АТР на развитие сельскохозяйственного сектора. Такая инициатива исходит от России, как от председательствующей страны на форуме АТЭС.

 

Предполагается, что Россия будет сдавать в аренду партнерам из Сингапура, Тайваня, Вьетнама, Японии и Южной Кореи несколько миллионов гектар земли, на которых они будут выращивать рис и сою.

 

По замыслу министерства, иностранцы будут присутствовать на территории Приморского и Хабаровского краев, а также в Амурской области, где смогут получить под каждый проект до 200 тысяч гектар земли за символическую плату в 50 рублей за гектар. Основная цель, которая заявлена разработчиками концепции, – обеспечение продовольственной безопасности в регионе.

 

Странно то, что пустующую землю предлагают сдать за символическую плату иностранным фермерам, в то время как россиянам получить несколько соток для индивидуального хозяйства во многих регионах страны практически нереально. Инициатива сдачи земли в аренду странам АТР – прямое подтверждение того, что Россия сдает свой Дальний Восток, и демонстрация провала дальневосточной политики со стороны российских властей. Вкупе с рядом заявлений и решений, сделанных за последние полгода, Дальний Восток может превратиться в территорию, с которой российское население будет очень стремительно эмигрировать.

 

Из статьи Юрия Крупнова «Сдача в аренду Дальнего Востока - последний шаг перед эвакуацией населения».

.