Публикация материалов о деятельности чиновников Белогорска обходится городскому бюджету в кругленькую сумму
Публикация материалов о деятельности чиновников Белогорска обходится городскому бюджету в кругленькую сумму

Амурское управление антимонопольной службы начало рассматривать дело о нарушении администрацией г. Белогорска условий при проведении аукциона. По мнению специалистов, городские чиновники специально дали определенному СМИ возможность заработать на подготовке материалов о работе мэрии – сообщает «АмурПолит.ру».

 

Напомним, дело по статье 17 Закона «О защите конкуренции» Амурское УФАС возбудило после обращения белогорского издания «Просто газета». Журналисты посчитали, что одно из условий конкурса было несправедливым. Возмущение газетчиков вызвал следующий факт: местные чиновники решили, что освещать их работу может только издание формата А3.

 

Муниципальный заказ по созданию и размещению информационных материалов о деятельности администрации Белогорска в СМИ в 2011 году был опубликован на официальном сайте города 17 ноября 2010 года. Первый лот – информационные материалы в телеэфире, лот №2 – аналогичные услуги в печатном издании. Начальная максимальная цена в первом случае – два миллиона рублей, во втором – один миллион сто тысяч. Единственным участником по обоим лотам стал ООО «Город-ТВ», которое возглавляет супруга главы Белогорска Елена Мелюкова (учредитель газеты «Сегодня на Амуре»). Аукцион признали несостоявшимся, а контракты заключили по начальной максимальной цене с его единственным участником.

 

Основной вопрос, интересовавший членов комиссии УФАС и редакцию «Просто газеты» был элементарен: почему публиковать информацию о работе городской администрации можно лишь в издании формата А3?

 

«А почему нельзя выпускать газету на туалетной бумаге?»

 

Следует признать, что речь в защиту интересов белогорских чиновников юрист городской администрации начала весьма бодро. «В федеральном законе не содержится каких-либо ограничений к содержанию документации в части указания заказчиком точных размеров необходимой ему продукции, - пояснила Анна Стефанович. - Следовательно, если в аукционной документации указаны точные размеры печатного издания, как А3, то это предусмотрено законодательством и соответственно не влечет нарушения антимонопольного законодательства».

 

Однако вопрос – чем же обусловлено органические по формату? - членам антимонопольной комиссии пришлось повторять для белогорского юриста несколько раз. Однако ясного и вразумительного обоснования они так и не получили. Зато услышали: «Это результат оказанных услуг печатного издания», «Больше информации можно разместить», «Формат менее А3 будет менее читаемым» и «Большая часть по области, по городу, распространяет информацию в формате А3».

 

Самым категоричным был заместитель главы Белогорска Андрей Мусиенко. Несмотря на то, что права голоса чиновник не имел и на заседании присутствовал в качестве слушателя, свою позицию он прокомментировал после заседания комиссии:

 

«Речь идет об удобстве читателей. Почему тогда нельзя, например, предположить, что газету можно выпускать на туалетной бумаге? Это же возможно! – фантазировал вице-мэр города. - Почему никто не обратился в ФАС с требованием опубликовать газету в формате А6, или какой там следующий идет?». По мнению чиновника, формата А4 придерживаются в основном приложения и желтая пресса. А все ведущие областные издания печатаются на листах А3.

 

Юрист же сослалась на мониторинг, который провела белогорская администрация. Проанализировав газеты, издаваемые в Амурской области, они пришли к заключению, что их большая часть печатается в формате А3. Следовательно, по мнению чиновников, такие же требования нужно предъявлять и к печатному изданию, которое решит побороться за муниципальный заказ.

 

Проведенное белогорскими чиновниками исследование тоже вызвало большой интерес комиссии:

 

- Сколько печатных изданий вы изучили?

 

- Мы сделали запрос и нам не дали, потому что их очень много.

 

- Вы говорите, что областные издания тоже соответствуют вашим требованиям. То есть амурская газета должна будет печать ваши новости по всей области.

 

-… (пауза) Да.

 

- Разве это будет интересно для читателей других населенных пунктов?

 

- Ну, соответственно, нет, конечно.

 

- Тогда почему вы говорите, что соответствуют все областные издания?

 

Как мы видим, региональное издание вряд ли заинтересуется подобным муниципальным заказом. А из белогорских газет критериям аукциона соответствует только издание, которое возглавляет жена мэра города. Наверное, это чисто случайное совпадение…

 

Члены антимонопольной комиссии пояснили, что требования в аукционной документации почему-то выдвинули не к самой услуге (то есть освещению работы), а к печатному изданию. Неужели газета формата А2 или А4 не способна должным образом отобразить деятельность городских чиновников?

 

Антимонопольщики честно попытались выяснить – может быть, публикуемые материалы какие-то особенные? Однако все нормативно-правовые акты появляются в специально созданном «Белогорском вестнике». Значит, таблиц или каких-либо схем, диаграмм, которые не смогла бы напечатать газета другого формата, не предусмотрено.

 

О чем же в таком случае публикации? Вот как ответила на этот вопрос Анна Стефанович: «Это та информация, которая необходима. То есть любое заседание городского совета, существенные вопросы именно жизни города - это должно печататься в СМИ и доводиться до населения».

 

Комиссия начала изучать статьи подробнее. Выяснилось, что более миллиона рублей налогоплательщиков в течение года должно расходоваться на подобные публикации: «Пять смертей в одном доме», «Вся правда об «Айране», «Просто лапша» и «Белогорск-2010: хроника событий». Не очень соответствует заявленной тематике – «о деятельности администрации г.  Белогорск»? Во всяком случае, по мнению специалистов, расходуемые средства оправдывает разве что последний материал. Однако никаких принципиальных отличий в верстке, доступной лишь формату А4, и здесь не обнаружилось.

 

Все лучшее – женам?

 

Вопрос «За что платят деньги?» плавно перетек в выяснение «Почему платят именно столько?». Ответ администрации был обезоруживающе прост: лимит бюджета. Впрочем, после этого начальник отдела муниципального заказа администрации Белогорска Елена Власова припомнила, что они проводили еще один мониторинг. Правда, неофициальный - а потому никаких документов комиссии предоставить не могут. На основании этого и установили цену.

 

Редакция «АмурПолит.ру» решила самостоятельно произвести расчеты. Согласно информации, выставленной на сайте медиа-холдинга «ТВС-Медиа», цена страницы рекламного текста газеты «Сегодня на Амуре» – 13 с половиной тысяч рублей. В цветной печати - 17 с половиной. В каждом номере редакция обязана опубликовывать около трех полос формата А3 (2 тысячи квадратных сантиметров). Теперь разделим 1 100 000 на 12 и получим цифру 91,5 тысяч рублей. Значит, за четыре номера в месяц администрация выкладывает почти сто тысяч рублей. Да уж, недешево обходятся горожанам статьи о лапше и «Айране».

 

Еще большее недоумение комиссии вызвал следующий факт: редакция не сочла нужным даже соблюдать необходимое количество квадратных сантиметров площади газеты. Если в первом номере их действительно было больше двух тысяч, то в последующем – уже 800. При этом чиновники выдавали деньги газете в полном объеме. «Фактически вы принимаете к расчету меньшие размеры, а оплачиваете полные размеры. Кто здесь не исполняет обязательство – исполнитель или издатель? Или вы расходуете нерационально средства налогоплательщиков? - попытались выяснить члены комиссии. - Кто контролирует этот процесс?». Ответ Елены Власовой был просто и искренен: «Без понятия».

 

Но самое большое единство мнений проявили белогорские чиновники и представительница ООО «Город-ТВ» в конце слушания. На вопрос «Знаете ли вы о взаимоотношениях главы города Станислава Мелюкова и Елены Мелюковой?» они хором ответили: «Нет!».

 

Мнения сторон

 

Весь процесс напоминал разговор глухого со слепым: участники просто не понимали друг друга. У каждой из сторон – своя правда.

 

«Я думаю, не было даже основания для жалоб и в принципе рассматривать по большому счету и нечего, - подвел итог Андрей Мусиенко. - Если бы было желание у «Просто газеты» поучаствовать в этом конкурсе, пожалуйста, никто их не ограничивает. В любой момент данное печатное издание могло увеличить и свой тираж, и свой формат».

 

Последнее заявление, кстати, абсолютно справедливо: по словам начальника отдела контроля в сфере массовых коммуникаций амурского Роскомнадзора Ивана Полицы, печатное издание может самостоятельно без перерегистрации и каких-либо юридических проволочек сменить формат.

 

Другой вопрос - при этом редакции придется полностью менять разработанный макет газеты, тратить на это немало ресурсов, и заставлять читателя привыкать к нововведениям. А значит – вероятно, потерять часть аудитории.

 

Такой точки зрения придерживается главный редактор «Просто газеты» Наталья Михайлова, инициировавшая весь процесс. «В Белогорске, как и в любом городе, достаточно много проблем: ветхое жилье, повышение квартплаты, капремонт и так далее. А с 2009 года в местных СМИ резко активизировались рекламная информация социального характера», - поясняет Наталья Юрьевна. По ее словам, жители города звонят в редакцию и интересуются, когда же закончится этот пиар и кто за него платит.

 

«Когда мы познакомились с выложенным на сайте муниципальным контрактом, то поняли, что все газеты в городе, кроме «Сегодня на Амуре», не могут в нем участвовать по различным данным, - продолжила Наталья Михайлова. – А ведь эта сумма не последняя. И всеми участниками в той или иной степени является жена действующего мэра через ООО «Город-ТВ». Или через ООО «Сигнал-Инфо», либо через физическое лицо. Либо как учредитель, либо как генеральный директор».

 

«Я считаю, что в Белогорске информационное поле занято непосредственно женой главы администрации», – подытожила редактор «Просто газеты».

 

Амурское УФАС тоже выразило собственную позицию, распространив официальную информацию под заголовком «Миллион за лапшу».

 

«Администрация г. Белогорска может побороться за премию «Золотой ёршик», учрежденную Петербургским движением «Молодёжное Яблоко» за самый растратный муниципальный заказ в номинации «золотая информация», - пишут антимонопольщики. - Изучив акты оказанных услуг, комиссия обнаружила, что в печатном издании «Сегодня на Амуре» размещаются статьи, не относящиеся к информации о деятельности органов местного самоуправления. Остается только задать вопрос Совету народных депутатов г. Белогорска, почему народные избранники при утверждении бюджета руководствовались прежде всего интересами администрации или отдельных его должностных лиц, а не решением социально-значимых вопросов. Например, строительством дорог, детских садов, финансированием социально-значимых объектов, помощью социально незащищенным слоям населения. Неужели Белогорск настолько благоустроенный город, что 3 100 000 рублей можно потратить только на освещение деятельности администрации?»

 

Рассмотрение дела будет продолжено в областном управлении ФАС 14 апреля.

 

ФедералПресс: Амурская область, 18.03.11

http://fedpress.ru/28/polit/vlast/id_222400.html

.