В прошлом номере «РК» был опубликован материал «Война на реке Озерная?». Он получил большой отклик. Большинство читателей просили поддержать колхоз «Красный труженик» (как его продолжают называть с советских времен). Но некоторые, звоня в редакцию, говорили, что журналиста ввели в заблуждение, а на самом деле все в Озерновском регионе совсем не так.

 

Чтобы выяснить, как там обстоят дела в действительности, я поехала в Озерную.

 

Любой ценой?

 

Учитывая, что в этом году на Опале нет переправы, путь от Усть-Большерецка в п. Озерновский занимает немало времени, а также требует выносливости и терпения. До Опалы добраться, в принципе, не очень сложно. Поток транспорта туда довольно плотный. Кроме грузовых машин, которые возят сырец на новый завод холдинга «Народы Севера» в Октябрьский, утюжат просторы тундры разного рода джипы, причем иногда непонятно с какой целью. Рыбаки в перерывах между заметами не отказываются перевезти людей на другой берег. А вот там можно уже долго ожидать, пока со стороны Озерной подойдет машина. Тем не менее, те, кому нужно, до пункта назначения добираются.

 

К вечеру пятницы (23 июля) до места добралась и я. И сразу отправилась на речку, где происходят те самые события, о которых я судила по документам и фотоматериалам, а теперь хотела убедиться в их достоверности воочию.

 

Сразу скажу: действительность превзошла все ожидания.

 

По странной случайности мой приезд в Озерную совпал с сильным толчком нерки в речку. На берегах сразу началось оживление. Сначала замет сделала бригада Озерновского РКЗ № 55 на первой тони. Следом – на второй тони – рыбаки ООО «Витязь-Авто». Третья тонь в этом году у РА «Колхоз Красный труженик». Бригада уже готовилась выходить на замет, когда в протоке появился «Урал». Мне показалось странным, что машина проехала в одну сторону, потом назад, затем снова туда-обратно… Однако уже через несколько минут все стало понятно.

 

Недалеко от устья реки Озерная есть небольшой островок, он  разделяет основное русло, по которому основная масса рыбы идет на нерест, и мелкую протоку, в которую нерка заходит даже по приливу только когда рыбы очень много, что бывает чаще всего накануне шторма. В тот вечер погода заметно испортилась. Вероятно, уже делая замет, рыбаки на первых двух тонях увидели, что рыбы зашло очень много. Невода там, хотя и работают «в замок» (вопрос: почему органы рыбоохраны дают официальное разрешение на столь варварскую эксплуатацию реки?), были, естественно, полны. А значит, неплохой улов мог быть и у «Красного труженика» на третьей тони, и у ООО «Рыбхолкам» на четвертой...

 

Но, видимо, как раз этого и не собирался допустить «Витязь-Авто». И именно с целью перекрыть ход рыбы дефилировал «Урал» по протоке. Водителя, как и работников предприятия, находившихся на островке, ничуть не смущало, что с колхозной тони все происходящее фотографируют. Причем не только рыбаки бригады, но и явно постороннее лицо. Тем не менее, когда я дошла до места, с которого «Урал» ездил через протоку, машина прекратила свою «деятельность». Не удалось незаметно подойти туда и позже: водитель видел незваного визитера и, естественно, избегал встречи. Понятно, что даже сумей задать ему интересующие меня вопросы, ответа не дождалась бы.

 

Хотя он, по-моему, элементарно простой: любой ценой «удушить» колхоз.

 

Когда выхода нет

 

Между тем, все рядовые участники путинных событий в Озерновском регионе – местные жители (либо родившиеся, либо живущие там много лет). Сегодня многие из них, чтобы не потерять работу, вынуждены выполнять такие распоряжения «хозяев», что потом стыдно смотреть в глаза соседям.

 

Когда колхоз стали откровенно и жестко «давить», а это длится уже лет 6-8, люди долго оставались в рядах «Красного труженика». Но так не могло продолжаться долго. Ведь всем нужно жить. Содержать семью и дом, растить и учить детей… А у колхоза каждый год отнимали речные и морские участки. Так, сегодня у одного из старейших рыболовецких предприятий Камчатки, которое десятки лет было единственным пользователем здешних биоресурсов, осталась одна тонь на реке Озерная и два морских участка – на Явина и на Опале.

 

Да, люди вынуждены идти на предприятия, которые появились и укоренились в Озерной, используя любые методы, игнорируя законы чести, справедливости, порядочности. Для большинства это трудное моральное испытание, но иного выхода у них просто нет. И руководство рыболовной артели это понимает. Но что может сделать? В этом году впервые колхоз привез сезонных рабочих. А ведь всегда на путину в «Красный труженик» стояла очередь, но преимущества имели жители Запорожья и члены семей колхозников.

 

Но работая на добывающих и перерабатывающих предприятиях в Озерновском и Запорожье, местные жители, причем не только колхозники, оценивают ситуацию вполне однозначно: то, что происходит в Озерновском регионе, – беспредел.

 

Например, специалисты других заводов говорят: когда на второй тони работал колхоз, не возникало никаких инцидентов. Сделав замет, колхозные рыбаки давали рыбе подняться выше по течению, чтобы на всех тонях был нормальный улов. И рыбы, говорят люди, хватало всем!

 

Более того, ее и сегодня хватило бы, если бы ООО «Витязь-Авто» работало, соблюдая писаные и неписаные правила. Однако судя по поведению рыбаков его речной бригады, законность и прочая «ерунда» их мало волнует. Например, заметили, что я активно снимаю все, что происходит на реке, – и лодка, делавшая замет, демонстративно заходит за вешку, показывающую окончание рыболовного участка, метров так на 20-30. И это при том, что вешка эта стоит отнюдь не там, где должна, а на 170 м дальше.

 

По рыболовному билету протяженность участка ООО «Витязь-Авто» составляет 200 метров. Но в течение двух лет предприятие углубляло русло и отсыпало косу, которая как бы стала продолжением острова. К слову, заниматься углублением дна основного русла «Витязь-Авто» на законных основаниях не может, поскольку лицензию на эти работы сроком на 5 лет получил колхоз, еще будучи пользователем второй тони, а до истечения этого срока другой лицензии на тот же объект никто не имеет права выдать. Но мало того, что эти работы велись без разрешительных документов природоохранных органов. В результате землеройной деятельности «Витязь-Авто» намыл косу, которую и присовокупил к протяженности полученной тони, а она на сегодня составляет по факту 370 метров (против 200 метров по рыболовному билету).

 

О том, как на это смотрят инспекторы от федерального органа по рыболовству, я не узнала. Дело в том, что два инспектора не ходили по берегам Озерной, вымеряя, проверяя и т.д., а находились на том самом островке, где тонь «Витязя-Авто». С берега можно было увидеть, как иногда они выходят из балка, прогуливаются по берегу, но попыток «выйти в народ» что-то не наблюдалось. Правда, бригадир «Красного труженика» рассказывал, что на днях часа в два ночи один из инспекторов посетил колхозную тонь, однако общения, по сути, и не было.

 

Так что выяснить, почему ООО «Витязь-Авто» самодеятельно изменяет русло реки, отсыпает искусственную косу, увеличивает протяженность своей тони, препятствует рыбалке бригад, работающих выше, и еще много-много других вопросов, мне не удалось. Добираться вплавь на остров не было желания, а на лодке значило бы подвергать опасности рыбаков, зашедших на чужую территорию.

 

Порядочность сегодня не в цене…

 

Лет пять назад мне пришлось в Озерновском пробыть почти неделю. Прилетела на 2 дня, а задул «восточник» – вот и ходила по Озерновскому и Запорожью, знакомилась с жителями. Замечательные, открытые люди.

 

В этот раз я видела других людей. Нет, они вроде бы и остались прежними, но говорить с ними, как прежде, не получалось. Они боялись. А если что-то и говорили, то очень просили: только не упоминать их имен.

 

Да что там местный рабочий люд (которого некоторые предприятия в Озерновском принимают на работу с двумя заявлениями, второе – на увольнение без даты), если руководители нескольких перерабатывающих предприятий соглашались беседовать при условии, что никаких ссылок на них быть не должно…

 

Атмосфера недоверия, а порой и откровенного страха, неискренности, настороженности – вот что сегодня вы увидите, приехав в Озерную. Если приходилось бывать там раньше, разницу почувствуете.

 

И в Петропавловске, и в Усть-Большерецке, и в Озерной мне пришлось за последние несколько дней услышать: колхозники сами виноваты.

 

И я не буду с этим спорить.

 

Да, колхозники, вы сами виноваты!

 

Вы виноваты в том, что не научились предавать, делать подлости, строить козни и плести интриги, смотреть на людей как на быдло, презирать честность, порядочность, добрые соседские взаимоотношения, сентиментальные чувства и сострадание к ближнему…

 

Нет, от того, что вы остались прежними, к вам множество людей не будут относиться хуже, чем прежде, скорее, наоборот.

 

Но в той войне, которую затеял против «Красного труженика» «Витязь-Авто», благородство не будет ни оружием, ни броней. Благородство и честность – те качества, которые в современном бизнесе не жалуются, не популярны и не в почете. Потому что у таких бизнесменов есть высокие покровители, исповедующие одну с ними веру.

 

«Деньги не пахнут», – утверждают они. Неужели? А если вспомнить, как появилось это изречение? Его произнес в ответ своим возмущенным детям один из римских императоров, который ввел в древнем городе налог на общественные туалеты.

 

Впрочем, у наших местных олигархов, возможно, просто с обонянием не всё в порядке. А если что, то ведь на дорогие дезодоранты и всякий парфюм деньги у них найдутся. Так что спокойному сну их совести и человеческой добропорядочности ничто не помешает.

 

Елена Федорченко,

«Рыбак Камчатки», № 31, 28.07.10

http://www.iks.ru/~rybak/

-----------

 

Архив:

 

Война на реке Озерная?

 

Сегодня, завтра, через неделю – в любой день на реке Озерная могут произойти непоправимые и страшные события.

 

Вчера, 20 июля 2010 года, об этом и.о. начальника Озерновского ПОМ Э.В. Саенко известили официальным заявлением работники речной бригады РА «Колхоз Красный труженик».

 

События, которые происходят в этом оторванном не только от всей Камчатки, но и от своего райцентра – Усть-Большерецка, Озерновском регионе назревали не один год. Развитие рыбопромышленного потенциала территории, которое должно было бы сделать эту часть Усть-Большерецкого района экономически самодостаточной во всех отношениях, привело к взрывоопасной ситуации.

 

С одной стороны, некоторые предприниматели, пренебрегая элементарными принципами цивилизованного бизнеса и добросовестной конкуренции, в борьбе за рыбные ресурсы использовали откровенно нечестные способы. С другой, власти, правоохранительные и контролирующие органы заняли отстраненную позицию, давая на все обращения и заявления формальные ответы – а иными они и быть не могли, поскольку проверки были поверхностными и даже, возможно, субъективными.

 

В числе предприятий, ставших объектами повышенного интереса новоявленных рыбопромышленников, первую строчку заняла рыболовецкая артель «Колхоз Красный труженик». Что, конечно, понятно: колхоз с 80-летней историей имел традиции, твердый экономический фундамент, производственные объекты, флот, судоремонт, жилой фонд, развитую «социалку». Но главное – речные и морские участки. Которые в социалистическое время делить было и не с кем. Разве что с Озерновским РКЗ № 55, когда завод стал развивать собственную добычу, – чтобы увеличить рентабельность производства. Колхоз, добровольно (с долей принудительности со стороны областной власти) поделившись угодьями, тоже поставил перед собой цель повышения эффективности хозяйствования – и построил цех обработки рыбы.

 

Однако в начале 2000-х у этих двух предприятий, которые десятки лет обеспечивали промысел и переработку уловов в Озерновском кусте, появилось немало конкурентов. В том числе и тех, кто считал любые способы для достижения своих финансовых целей приемлемыми. И каждый год «конкуренты» получали очередные ломтики колхозного пирога в виде речных и морских участков. И вот сегодня колхоз, некогда единственный пользователь на реке Озерная и содержащий полностью все село Запорожье, имеет на этой нерестовой реке всего одну тонь! Более того, под номером 3.

 

Но даже не все вышеуказанное поставило колхозников на грань гражданской войны. А то, как вопиюще, не стесняясь и не боясь никого, конкуренты в течение нескольких лет нарушают правила рыболовства на реке в ущерб интересов «Красного труженика».

 

Вот хроника последних событий, которые происходили и продолжаются не реке Озерная в июле этого года.

 

Только документы и только факты!

 

«Мы, жители села Запорожье Усть-Большерецкого района Камчатского края, в воскресенье, 4 июля 2010 года, стали очевидцами грубого нарушения правил ведения промысла лососевых рыб в реке Озерная на рыбопромысловом участке № 752 бригадой речного лова ООО «Витязь-Авто».

 

Согласно решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае, с 1 июня по 10 июля 2010 года в реке Озерная установлены проходные дни для пропуска производителей нерки на нерестилище. Промысел в выходные дни запрещен. Однако в воскресенье 4 июля с.г. бригада речного лова ООО «Витязь-Авто» произвела четыре замета закидным неводом в промежуток времени с 17.40 по 18.55 по камчатскому времени. Кроме того, что был нарушен запрет на ведение промысла, заметы производились с заходом на территорию сопредельного рыбопромыслового участка № 753, находящегося в пользовании рыболовецкой артели «Колхоз Красный труженик». Такие грубые и циничные нарушения правил ведения промысла, фактически браконьерские действия, наносят непоправимый вред популяции озерновской нерки. Считаем, что необходимо наладить должный контроль за исполнением решений комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб на реке Озерная. В настоящее время такого контроля нет. Просим разобраться и принять меры воздействия к нарушителям ведения промысла».

 

Это заявление 5 июля с.г. подписали и направили в адреса Северо-Восточного территориального управления Росрыболовства, прокурора Камчатского края, главы Усть-Большерецкого района и прокурора Усть-Большерецкого района жители с. Запорожье и п. Озерновский А. Бедюх, С. Кондратюк, В. Геращенко, В. Смирнов, Е. Лаврентьев.

 

Руководство «Красного труженика» тоже начало «звонить во все колокола». Так, председатель колхоза М. Пузырёв направил и.о. начальника отделения милиции в Озерновском Э.В. Савенко заявление:

 

«По заявлению рыбаков речной бригады рыболовецкой артели «колхоз Красный труженик» рыбаки речной бригады ОАО «Озерновский РКЗ-55» на участке

 

№ 751 перенесли вешку, обозначающую начало участка, выше по течению, тем самым самовольно увеличили его размеры и, соответственно, длину замета.

 

ООО «Витязь-Авто» вообще не обозначил начало своего участка № 752, что позволяет ему также увеличивать длину замета, выходя за границы своего участка.

 

Эти нарушения Правил рыболовства позволяют бригадам ОАО «Озерновский РКЗ-55» и ООО «Витязь-Авто» делать заметы в границах участка, принадлежащего РА «Колхоз Красный труженик», тем самым уменьшать уловы бригады колхоза.

 

Прошу пресечь противоправные действия и наказать виновных».

 

Однако ситуация на реке не меняется. Председатель колхоза вынужден вновь обратиться к милицейскому руководителю, направив копии заявления и по остальным (уже привычным) адресам:

 

«Правление рыбартели «Колхоз Красный труженик» вынуждено повторно обратиться к Вам по поводу нарушений Правил рыболовства на реке Озерная Усть-Большерецкого района. Несмотря на проведенные милицией проверки работы речных бригад ОАО «Витязь-Авто» и ООО «Озерновский РКЗ-55», противоправные действия со стороны речной бригады ООО «Витязь-Авто» продолжаются по настоящее время. Это выражается в том, что речная бригада ООО «Витязь-Авто» продолжает делать заметы, заходя на территорию речной тони № 753, принадлежащей РА «Колхоз Красный труженик». Вешку, обозначающую начало своего участка, ООО «Витязь-Авто» выставило, но нижнюю вешку оставило на прежнем месте, т.е. продолжает лов по всей длине острова, длина которого вместе с косой – 370 метров, хотя, как указано в реестре участков, длина тони № 752 – 200 метров. Этим нарушается п. 31.16 Правил рыболовства, где запрещен лов вне границ выделенного участка

 

Речная бригада ООО «Озерновский РКЗ-55» переставила знак начала участка № 751 на прежнее место, но 18 июля 2010 года бригады ООО «Озерновский РКЗ-55» и ОАО «Витязь-Авто», осуществляя лов основных видов рыб на реке Озерная, закидывали невода попеременно с обоих берегов основного русла, т.е. работали «в замок», что противоречит пункту 31.6 Правил рыболовства.

 

Настоятельно просим навести порядок в лове основных видов рыб на реке Озерная и наказать виновных.

 

Диск видеосъемки прилагается».

 

Озерновская милиция на заявления отреагировала. Проверки провела. И вот что указано в постановлениях об отказе в возбуждении уголовных дел.

 

«Опрошенный бригадир промыслового участка № 752 ООО «Витязь-Авто» Смурыгин Ю.А. пояснил, что бригадиром рыбопромыслового участка № 752 на р. Озерная ООО «Витязь-Авто» работает с 2008 года. (…) … ООО «Витязь-Авто» добычу рыбы на р. Озерная в выходные дни, в том числе и 4 июля 2010 г., не осуществляло. В указанный день бригада лова занималась очисткой речного дна от посторонних предметов, мешающих осуществлению их законной деятельности в разрешенное время. Возможно, работники рыболовецкой артели «Колхоз Красный труженик» видели данные действия рыболовецкой бригады ООО «Витязь-Авто» на р. Озерная 4 июля 2010 г. и расценили их как осуществление добычи рыбы. В результате деятельности ООО «Витязь-Авто» по очистке дна реки со дна были извлечены куски колючей проволоки, металлические сваренные конструкции, несколько кусков коряг и прочий мусор. Данный мусор был впоследствии вывезен на свалку п. Озерновский. Подобные действия могли быть расценены как добыча рыбы в связи с тем, что сама процедура очистки дна от мусора похожа на процедуру добычи рыбы, так как для очистки дна были задействованы людские ресурсы, плав. средства и техника».

 

Комментировать утверждения бригадира «Витязя-Авто» не имеет смысла: выросшие в Озерной мужики, с детства пропадавшие с отцами на речке, не отличат рыбалку от очистки речного дна?..

 

Однако не могу не отметить одну деталь. Дело в том, что Правилами рыболовства на период путины запрещены все виды работ на реке, в том числе и по очистке речного дна. Странно, что об этом неизвестно работникам ООО «Витязь-Авто» и милицейскому чину. Или известно?

 

Второе постановление несколько отличается от первого. Так, там указано:

 

«Анализируя материалы проверки, в деятельности ООО «Витязь-Авто» имеет место нарушение п. 31.16 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства № 272 от 27.10.2008 г. о запрете осуществлять добычу (вылов) тихоокеанских лососей за пределами промысловых участков для добычи (вылова) тихоокеанских лососей, что подтверждается объяснениями Пузырёва М.П., объяснениями работников рыбопромыслового участка № 753, фотоснимками, изъятыми у Кондратюк С.В.

 

…Также проверкой установлено, что ООО «Витязь-Авто» нарушены требования п. «е» раздела 7 главы 2 договора…. О предоставлении участка для осуществления промышленного рыболовства, заключенного с руководителем Северо-Восточного территориального управления теруправления Росрыболовства, так как отсутствие обозначения границ рыбопромыслового участка специальными знаками имело место не только в проходные дни, что подтверждается собранными материалами».

 

Тем не менее, в действиях бригадира речного участка проверка преступных намерений не выявила, хотя за административное правонарушение Ю.М. Смурыгину, возможно, придется ответить (уплатой штрафа).

 

По сути же, защищать законные права РА «Колхоз Красный труженик», и это ясно видно по милицейским постановлениям, не собираются.

 

Вот и получается, что колхозникам остается рассчитывать только на себя и собственные силы… Значит, война?

 

Елена Федорченко,

«Рыбак Камчатки», № 30, 21.07.10

http://www.rybak.com.ru/30-10/index.htm

.