Памятный камень на набережной Комсомольска-на-Амуре
Памятный камень на набережной Комсомольска-на-Амуре
Приближается очередная годовщина Комсомольска-на-Амуре. Но еще не юбилейная. А к юбилейной историк Марина Кузьмина собирается выпустить последнюю книгу из цикла «Кто строил Комсомольск?» об истории градостроительства в Комсомольске.
 
Ранее, в рамках исследования темы «Кто строил Комсомольск?» были выпущены сборник «Черный камень на красной земле» (1992), «Плен» (1996), книги «Комсомольск-на-Амуре: легенды, мифы и реальность» (2002) и «Комсомольск-на-Амуре: военные в городе» (2020). Совместно с В.А. Мериновым создан документальный фильм «Комсомольск-на-Амуре: легенды и реальность», рабочее название которого «Комсомольск в объятиях ГУЛАГа» (2018).
 
За это время были опубликованы ранее секретные документы об истории строительства Комсомольска, переосмыслены некоторые факты и событий.
 
В прилагаемой статье Марина Кузьмина излагает новое видение первых лет становления города.
* * *
 10 марта 1932 года вышло постановление Далькрайкома ВКП(б) о капитальном строительстве в крае. Было намечено построить 19 крупных промышленных предприятий. 4 из них должны быть сверхударными стройками, в том числе, Судострой и Авиастрой, остальные - ударные.
 
…Угроза военного нападения или военного конфликта на Дальнем Востоке со стороны Японии или Китая в конце 1920-х - начале 1930-х годов была столь вероятна, что правительством СССР было принято решение об укреплении дальневосточной границы. Началась военизация Дальнего востока: насыщение территории войсковыми частями и подготовка к строительству оборонных заводов.
 
Обсуждения вопроса о том, кто будет строить эти заводы, в краевых архивных документах мне не встречалось. Но еще в 1929 году край получил «собственный» концлагерь. Его, по обращению Далькрайкома ВКП(б) и Далькрайисполкома, создало ОГПУ. Поддержки можно было ожидать и от Наркомата обороны. Никто не отменял вербовку рабочих и специалистов в западных районах страны. Судостроительный завод должна была строить организация Дальпромстрой (ДПС), авиационный - Авиастрой.
 
Как на строительство оборонных заводов попали комсомольцы?
 
Во всех литературных источниках (в документальных - не обнаружено) ссылка на воспоминания И.А. Каттеля, бывшего начальника строительства Магнитогорского комбината, о том, что именно он предложил руководству Дальневосточного края использовать для строительства оборонных заводов комсомольцев, потому что помнил, с каким энтузиазмом они работали у него на Магнитке.
 
 Было бы интересно прочитать протокол заседания Далькрайкома ВКП(б), где бы речь шла об обращении Каттеля, но, главное, о решении самого Далькрайкома. Мог ли он отказаться от приглашения комсомольцев? Если в его составе были здравомыслящие люди, то мог. Но я думаю, что это бы не помогло. Каттель уже добрался до Наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе, и Далькрайкому могли просто «рекомендовать» принять предложение Каттеля.
 
23 февраля 1932 года правительственная комиссия подписала акт о строительстве в районе села Пермское Амурского судозавода. В этот же день Каттель был назначен начальником Судостроя (Дальпромстроя).
 
 В марте в село выехал экспедиционный отряд рабочих и ИТР для подготовки жилья и проведения изыскательских работ.
 
 И уже 16 марта 1932 года комиссия при Далькрайкоме ВКП(б) рассмотрела вопрос об организации приема 6000 комсомольцев, мобилизованных ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. И начальникам строительств (то есть, Каттелю и Золотареву) в двухдневный срок предлагалось сдать точные заявки на присылаемых комсомольцев по специальностям. «Товарищи, которые поедут в Москву, заявки отвезут. А сами должны будут организовать отправление эшелонов с мест мобилизации комсомольцев, хозяйственное и политическое обслуживание. По эшелонам назначать политруков и комендантов. По вагонам - парторганизаторов и организаторов».
 
 Судя по постановлению Далькрайкома ВКП(б) о развертывании работы ДПС от 30.4.1932, весь Дальневосточный край был поставлен на уши.
 
 «Ввиду недостаточной партпрослойки в Дальпромстрое (ДПС) просить ЦК ВКП(б) прислать 30 ответственных администраторов на административно-хозяйственные должности в строительстве:
 
 - Предложить начальнику краевой милиции направить в с. Пермское 30 милиционеров;
 
- Поручить Реввоенсовету ОКДВА обсудить возможность передачи ДПС взаимообразно 100 больших брезентовых палаток… Вернуть к 15 июня;
 
 - Ввиду абсолютной необеспеченности ДПС транспортом обязать т. Каттеля принять срочные меры к получению транспорта из Москвы (автогужтранспорт, трактора, речной флот);
 
- Поручить Далькрайисполкому обсудить вопрос о выселении за счет строительства из с. Пермское населения, не имеющего отношения к строительству завода, предоставив всю освобождающую площадь в распоряжение начальника строительства;
 
- Дальснабсбыту, Дальпромкооперации, Дальлеспрому, Комитету резервов при СТО... организациям края предложить, обязать, обеспечить, заключить с ДПС договора на поставку… выделить и передать».
 
 И все ведомства кинулись подавать заявки в Москву. Потому что своего почти ничего не было. Транспорт, оборудование, продукты, промтовары и др. Все заказанное должно было прийти по единственной железной дороге до Хабаровска. А потом - по Амуру. Реально ли было доставить все грузы в срок?
 
 Первые строители города прибыли в село Пермское. Это событие было отражено в приказе №1 начальника Дальпромстроя И.А. Каттеля от 10 мая 1932 года, который гласил: «Сегодня из Хабаровска пароходами «Колумб» и «Коминтерн» и баржей «Клара Цеткин» в село Пермское на строительную площадку Амурского судостроительного завода прибыл первый эшелон рабочих, инженерно-технических работников и служащих треста «Дальпромстрой» для организации первоочередных работ по освоению строительной площадки».
 
 Согласно докладам начальника СМУ постройки завода №126 К.Р. Золотарева, начальника Глававиапрома от 2 июня 1932 года, первая партии рабочих и ИТР в количестве 150 человек была отправлена 29 мая с целью подготовить жилища - глиномазаных шалашей. Прибыли 31 мая и разместились в гольдских фанзах т.к. население откочевало на рыбную ловлю (речь идет о стойбище Дземги).
  
Из докладной записки от 21 июня 1932 года секретаря Далькрайкома ВКП(б) А.П. Гричманова и секретаря Далькрайкома ВЛКСМ И.В. Демчука о приеме, размещении и использовании на работе 6000 комсомольцев, направленной секретарю ЦК ВКП(б) П.П. Постышеву, зав. распредотделом ЦК ВКП(б) И.И. Ежову, секретарю ЦК ВЛКСМ А.В. Косареву. По плану мобилизации, комсомольцев должно прибыть на строительство судостроительного завода - 3500 человек, авиазавода - 1300 человек. На самом деле на Судострой прибыли 3747 человек, на Авиастрой - 1839. Итого 5586.
 
 На Авиастрое Золотарев с первых дней прибытия выражал озабоченность бытовыми условиями. Уже отправил три телеграммы по ведомствам, где уведомлял о том, что срочно нужны спецодежда, постельные принадлежности, фураж для лошадей, иначе «люди разбегутся, лошади издохнут, тогда и механизмы не помогут. Немедленно отгрузить продовольствие и промтовары, оставлять нельзя на последний месяц, ибо кроме нас на Амуре есть еще Судострой - 20 тысяч человек и войска».
 
 В краевой газете от 08.06.1932 была опубликована статья Каттеля «Комсомольский паспорт ДПС» со словами о том, что «с помощью комсомола построим завод в срок». Срок - 1 января 1933 года. «Но… грузы идут по железке до Хабаровска. Многие грузы придут тогда, когда путь по реке уже будет закрыт».
 
Кто предложил назвать новый город Комсомольском?
 
 1 июля 1932 года вышел первый номер газеты «Амурский ударник».
 
 Для ее выпуска в Пермское из Хабаровска была направлена выездная редакция краевой партийной газеты «Тихоокеанская звезда» в количестве двух человек, возглавляемая организатором рабкоров Александром Сергеевичем Маловечкиным.
 
Ему было поручено, на первых порах, редактирование будущей многотиражки «Амурский ударник», в редакцию которой были приглашены комсомольцы Моисей Эрлих, Григорий Андрианов, Михаил Ильин. В течение месяца Маловечкин должен был обучить их газетному делу.
 
В номере от 6.7.1932. газета информировала, что «сегодня открывается 1-я конференция трехтысячного отряда юных ленинцев Дальпромстроя».
 
Нет, юные ленинцы - это не пионеры. Это комсомольцы. Хотя… когда ЦК ВЛКСМ проводил разборку по поводу состава мобилизованных, то было выявлено 200 комсомольцев в возрасте 14 - 17 лет.
 
Из протокола 1-й конференции: «…Рабочая сила на стройке - комсомольцы - 90%. По призыву ЦК ВЛКСМ они первыми приехали на площадку и своими героическими усилиями в борьбе с тысячелетними таежными лесами и болотами заставили тайгу отступить…»
 
 Из информации о первой комсомольской конференции: «Зачинателями строительства крупного индустриального гиганта на Дальнем Востоке являются комсомольцы… О героях завоевания тайги должна знать не только комсомолия Дальнего Востока, но и всего Союза. А тем, кто бежал, - позор и презрение. Их немного, но они есть. …В основном, комсомол со стоящими задачами справился».
 
 Когда впоследствии встанет вопрос: откуда писатели и журналисты черпали информацию для своих публикаций - вот, из таких заявлений.
 
А с какими задачами комсомол все-таки не справился? «Позорный прорыв майского и июньского планов». Короче говоря, провалили двухмесячный план. А какая задача для строителей может быть главнее выполнения плана?
 
В итоге конференция постановила: принять обращение к руководству Дальневосточного края с просьбой войти с ходатайством в ЦИК СССР и ЦК ВЛКСМ о переименовании села Пермское в город Комсомольск-на-Амуре.
 
Комсомольцы пообещали, что это переименование они оправдают выполнением и перевыполнением комсомольскими бригадами производственных заданий и обеспечат окончание строительства в намеченный партией и правительством срок.
 
А кто именно внес предложение, за которое проголосовала конференция?
 
 В книге «Первостроители» Ю. Жукова и Р. Измайловой (Москва, 1982) авторы ссылаются на воспоминания Е.П. Селютиной, к которой они обращались в 1979 году.
 
 Она ответила, что первым, кому пришла в голову мысль назвать город Комсомольском, был ее муж - Иван Сидоренко. Ночью вскочил, разбудил своего друга Сергея Шефтелевича, и оба побежали в партком - внести свое предложение.
 
 Эта версия не подтвердилась.
 
 Да проще было посмотреть в ведомственную газету, которая в номере от 11.7.1932 г. написала: «На первой конференции комсомольской организации ДПС под бурные аплодисменты делегатов было принято предложение выездной редакции «ТОЗ» и «Амурского ударника»: «Ударной работой, пуском в срок завода-гиганта завоюем право нанести на карту СССР новый социалистический город - Комсомольск».
 
Если конкретизировать, то, скорее всего, предложение поступило от Александра Маловечкина, как самого политически грамотного в выездной редакции. Но, навряд ли, это было его личное мнение. Скорее всего, он озвучил предложение Далькрайкома ВКП(б), который его отправил в Комсомольск.
 
Еще раз прочитаем предложение выездной редакции. То есть, сначала надо пустить в срок завод, а потом можно говорить о городе. А срок пуска завода намечен на 1 января 1933 года. Так что, осталось ждать недолго.
 
В августе по стройке прошел слух, что ее собираются закрывать.
 
Каттель поехал в Москву отстаивать стройку. На четыре месяца. Скорее всего, чтобы не встречаться с комиссией.
 
Комиссия Наркомата тяжелой промышленности, возглавляемая Охотниковым, в пух и прах разнесла работу строительств. Указала на слабый в техническом отношении кадровый состав, огромную нехватку рабсилы, громадные финансовые расходы.
 
В итоге написала в отчете «…в связи с потерей для строительства 1932 года».
 
Но стройки она не закрыла. Наоборот, говорила о генплане будущего города.
 
А если завтра война?
 
Почти сразу после ее отъезда прибыла вторая комиссия во главе с секретарем Далькрайкома ВКП(б) С.А. Бергавиновым, который выступил на митинге рабочих строительства АСЗ 22.8.1932 г. с большой речью. В частности, он «открыл секрет». Дословно: «Сейчас уже дело прошлое, но нужно сказать, что мы весной находились в состоянии очень возможного столкновения с одним из наших соседей на Дальнем Востоке Прямо говоря, мы имели реальную угрозу войны с Японией этим летом и весной. Почему этого не произошло? Потому что мы «зубы показали». К нам шло огромное количество эшелонов людских, технических материальных. «Зубы показали», но это не значит, что в будущем могут появиться неожиданности и к этому надо готовиться. Не случайно ЦК партии и комсомола мобилизовали сюда комсомольцев: оторвали от производства, сорвали со своего гнезда, - а потому, что этого требует страна, это нужно революции».
 
 Неожиданность - это военный конфликт? Получается, что цвет советской молодежи специально привезли на Дальний Восток в то время, когда могла вспыхнуть война? Зачем? «Зубы показать»?
 
Потери комсомольцев за 1932 год
 
Заканчивался 1932 год.
 
Из доклада секретаря комитета ВЛКСМ строительства АСЗ С.Ф. Поликарпова о работе комсомольской организации от 25 декабря 1932 года.
 
«Комсомольцы встретились с дьявольскими трудностями. Не было жилья. Не было почти никаких инструментов. Отсутствовали пекарня, столовая. Почти растрепанная до дыр одежда и обувь требовали организации кустарной починки… Комсомольцам и всей организации приходилось организовывать самим все - от шамовки и кончая трудом на корчевке и осушке площадки».
 
Поликарпов почему-то не назвал общего числа комсомольцев, прибывших в ДПС. Об этом стало известно только на 2-й комсомольской конференции стройки АСЗ, которая открылась 10.02.1933, из отчетного доклада комитета ВЛКСМ. Доклад опубликован в открытом источнике - газете «Амурский ударник» от 15.02.1933.
 
Согласно ему, «на 1 июля 1932 года комсомольская организация Дальпромстроя насчитывала 2324 человека. на 1 октября 1932 года - 1555 человек. На 1 января 1933 года - 1534 человека. Выбыло: по болезни и семейным обстоятельствам - 329, дезертировали - 561, исключено из комсомола - 98 (94 за дезертирство)».
 
Но прибыло на стройку 3747 комсомольцев. Минус 2324. То-есть, за два месяца стройка потеряла 1423 комсомольца.
 
Цифра просто нереальная. Но пароходы ходили все лето и даже осенью. Ни милиция, ни чекисты (ОГПУ), дежурившие на пристани, остановить поток убегавших не могли.
 
Это еще не все. С 1 июля 1932 года по 1 января 1933 года стройка потеряла 790 комсомольцев.
 
Итак, потери комсомольцев на ДПС за 1932 год - 2213 человек.
 
Забыли про стройку 126. Сейчас мы о ней вспомним.
 
 Из докладной записки председателя комиссии Далькрайкома ВКПб) Минских о положении на строительстве завода №126, направленной в Далькрайком ВКП(б) от 1.12.1932: «На стройку прибыло 1839 комсомольцев. На 1 декабря 1932 года их осталось - 805. Стройка потеряла 1034 комсомольца. Всего же работников на 1.12.1932 г. на стройке 126 было 2320 человек: 1761 производственных рабочих, 325 - МОП (младший обслуживающий персонал), 324 - рабочих в системе ЗРК (закрытый рабочий кооператив). Среди 2320 человек - 400 составляла несоюзная молодежь».
 
Условия труда и проживания: Площадка освоена настолько примитивно, что нужно говорить о срыве программы текущего года, и следующий год тоже под угрозой срыва. Ни в одном бараке нет кипяченой воды, освещения. Нет бани. Нет одеял, подушек, матрацев. Спят на голых нарах. Кухонь нет. Пища скверная. Для вывоза леса нет транспорта. Финансовое положение тяжелое. Долг по зарплате рабочим - 3 400 тыс. руб.
 
Общие потери 1932 года - 3 226 комсомольцев из 5 586 прибывших в Пермское-Дземги.
 
Но это только начало катастрофы.
 
10 декабря 1932 года вышло Постановление Президиума ВЦИК о преобразования селения Пермского в город Комсомольск-на-Амуре».
 
А 18 декабря 1932 года участники слета комсомольцев-ударников в связи с выходом Постановления отправили телеграмму руководству ДВК, в которой они по-прежнему обещали «преодолеть все трудности и построить в заданный срок Амурскую судоверфь и новый образцовый социалистический город Комсомольск» («Тихоокеанский комсомолец» 18.12.1932).
 
 До намеченного срока сдачи АСЗ оставалось 12 дней. Какими силами?
 
 Из выступления П.П. Листовского, секретаря Далькрайкома ВЛКСМ на 2-м Пленуме Далькрайкома ВКП(б) 25.03.1934: «В начале 1933 года мы имели толпы комсомольцев, удирающих с площадки и просящих перебросить куда угодно».
 
Заместитель начальника ЗРК Дмитриенко на одном их партийных собраний Дальпромстроя (начало 1933 года) почти кричал: «…Надо прямо поставить вопрос - почему разбежалась и погибла в тайге та масса комсомольцев, которые приехали сюда? Почему вербованных больше, чем мобилизованных?»
 
Житель амурского села Д. Заксор: «По льду Амура от Пермского до Хабаровска каждый день шли и шли люди. По одному, по два. Они заходили в дома и предлагали за еду выполнить любую работу».
 
И тогда пришел Дальлаг
 
В июне 1933 года Далькрайком ВКП(б), по докладу начальника ДПС Каттеля по состоянию на 15 мая, сделал вывод, что, наконец-то, можно переключиться на основное строительство, «учитывая наличие на стройке Дальлага и вольнонаемных».
 
Уже в декабре 1932 года Дальлаг получил приказ выдвигаться в Комсомольск. Первые 3000 дальлаговцев прибыли на стройку еще 3 мая.
 
 Каттелю предложили использовать на строительстве 10 тысяч заключенных. Он отказался.
 
 На расширенном заседании парткома ДПС 31 октября начальник отделения Дальлага в Комсомольске Филимонов рассказал, что он обращался к Каттелю с предложением провести совместное совещание технического персонала ДПС со специалистами из числа лагерников, имеющих большой опыт работы Предложение было отклонено.
 
Выполнение плана за 1933 год Дальпромстроем составило 36 процентов. В ноябре 1933 года И.А. Каттеля сняли с работы.
 
 Что за люди были заключенные, с которыми не захотел знаться Каттель?
 
 В 1955 году вышла книга Яковлева Б.А. и Бурцова А.П. «Концентрационные лагери СССР» (Изд. Мюнхен). В ней, в том числе, были опубликованы результаты анализа по вопросу: на какие группы людей, в какие годы шли гонения.
 
В частности, в 1928-34 годах репрессиям подвергались: советские коммунисты различных партийных уклонов, крупные специалисты и деятели науки, инженеры, представители творческой молодежи, за связь с иностранцами, духовенство.
 
Вспомнился рассказ первостроителя В.С. Чесалина о священнослужителях, рывших котлованы на строительстве АСЗ.
 
Эксперимент, который провалился
 
Когда я перечитывала, уже который  раз, собранные воедино факты и документы, у меня появилось странное ощущение того, что речь идет о каком-то эксперименте.
 
 К одной из 19 ударных строек Дальневосточного края был проявлен особый интерес в лице И.А. Каттеля, все желания которого исполнялись, как в сказке. За какие-то 20 дней со времени его назначения начальником Дальпромстроя, были решены все вопросы между ДВК, ЦК ВКП(б) и ВЛКСМ, НКТП по использованию на дальневосточной стройке в качестве рабсилы комсомольцев.
 
 Не успели комсомольцы оглядеться на новом месте, как уже надо принимать решение о переводе села в статус города с гордым названием «Комсомольск».
 
 Через месяц комиссия Охотникова порадовала их, что уже верстается генплан города.
 
И хотя к декабрю 1932 года со строек (включая Авиастрой) исчезла половина прибывших комсомольцев, Президиум ВЦИК все равно присвоил городу имя комсомола.
 
Не могла отделаться от мысли, что экспериментаторы (если они, действительно, были) хотели создать какую - то комсомольскую «мекку».
 
Диссонансом выглядела только возможность использования комсомольцев в военных конфликтах.
 
Но, если и был эксперимент, то комсомольцы его провалили.
 
Комсомольцы, прибывшие на строительство амурского судостроительного завода, не оправдали доверия партии и правительства, пообещав построить завод в срок, если село Пермское переименуют в город Комсомольск. Первая очередь АСЗ была сдана только в 1936 году.
 
Два года подряд Дальпромстрой не выполнял план по строительству. Даже ударные комсомольские бригады не могли переломить ситуацию.
 
Комсомольцы дискредитировали славное имя Ленинского Комсомола своим массовым дезертирством.
 
И тогда пришел ОВСК
 
В январе 1934 года в город пришел ОВСК - Особый военно-строительный корпус. Почему Особый? А потому что в стране официально военно-строительные части появились только в 1942 году. Особый - потому что его создали для спасения комсомольских строек.
 
В городе закончился строительный лес. Бревна были подготовлены, но лежали на правом берегу. Комсомольцы было создали санный отряд и получили путевки в поход «За бревном обороны». Но не справились. Сплав леса поручили Нижне-Тамбовскому леспромхозу. Аналогично.
 
 Положение спас ОВСК. Пять тысяч бойцов прорубили во льду Амура от одного берега до другого ледовый канал и сплавили не нему бревна.
 
В июне 1934 года секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) и Ленинградского горкома ВЛКСМ И.С. Вайшль вышел с предложением о принятии шефства над Комсомольском-на- Амуре: «Мы знаем, что преобладающая масса мобилизованных комсомольцев… закрепилась на стройке и является образцом для всех рабочих в деле социалистического отношения к труду. Правда, некоторые из мобилизованных спасовали перед трудностями…»
 
 «Преобладающая масса», согласно письму секретаря парторганизации ДПС Плеханова, на данный период составляла 460 комсомольцев (это то, что осталось от 3747 комсомольцев, прибывших на ДПС).
 
Но это не помешало приезду делегации Ленинграда в Комсомольск и взятию шефства над ним. Произошло это событие 12 июня 1934 года.
 
 День рожденья - только раз в году…
 
 А именно, 10 декабря 1932 день считается днём рождения Комсомольска-на-Амуре. Первостроители никогда не праздновали дни рождения города. Они отмечали годовщины - вторую… пятую… четырнадцатую. Естественно, как здравомыслящие люди, праздновали их летом.
 
По случаю приезда ленинградской делегации, согласно решению комитета ВЛКСМ стройки (Дальпромстрой), празднование второй годовщины города было перенесено на 12 июня. Решение было опубликовано в газете «Амурский ударник» от 11.05.1934. И его никто не отменял.
 
Но вот в путеводителе «Комсомольск-на-Амуре» (изд. Комсомольского городского общества «Знание»), выпущенном в 1965 году, Е.В. Дороднов, указав дату и год закладки судостроительного завода - 12 июня 1933 года, сделал привязку: «День закладки завода стал днем рождения города». Такая «привязка» должна быть подтверждена документом (решение, постановление, приказ), согласно которому день закладки завода должен считаться днем рождения города. Такого документа мне не встречалось.
 
Заводской историк, первостроитель города В.Г. Истомин в 1982 году подтвердил, что дата 12 июня связана с Ленинградом, а не с пуском завода, но его мнение проигнорировали.
 
И только в 1996 году на митинге, проведенном демократической общественностью, было принято решение обратиться к городской думе с тем, чтобы в новом Уставе городе, над которым как раз шла работа, было записано, что 12-го июня отмечается День города.
 
Так и записали. Но, тем не менее, вплоть до последних лет, на митингах и демонстрациях в честь очередной годовщины города было немало плакатов и баннеров с поздравлением горожан с днем рождения.
 
Житель города Ромашков В.Н. написал по этому поводу письмо бывшему мэру А.В. Климову. Экс-мэр ответил, что день рождения и День города - тождественные понятия. «Поскольку по этому поводу существуют разные мнения, будем называть праздник по сложившейся за 80 лет традицией - днем рождения».
 
 Во-первых, традицию нарушили еще несколько десятков лет назад. Во-вторых, куда смотрит дума, когда игнорируют ее решения?
 
Вторая мобилизация
 
 Все это будет потом. А пока ЦК ВЛКСМ намечает новую мобилизацию комсомольцев: три тысячи на Дальпромстрой, одну тысячу - на Авиастрой.
 
В краевом архиве находится стенограмма выступления генерального секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева на одном из совещаний. На нем присутствует новый начальник ДПС - Викторов. Речь идет о договоре между ЦК и ДПС. Действительно, ЦК отвечает только за мобилизацию, как и в первом призыве. За все остальное - ДПС.
 
 У ЦК ВЛКСМ большие претензии к Дальпромстрою. Из стенограммы непонятно, имеет ли ЦК ВЛКСМ представление о том, что произошло с их комсомольцами на дальневосточных стройках. Непонятно, почему ДПС готов тратить на мобилизованных бешеные деньги, когда вопрос с рабочей силой практически решен?
 
Косарев называет условия приема новых мобилизованных: «Чтобы комсомольцу было выгодно туда ехать, не мешает повысить количество суточных, зарплату, подъемные. Увеличить число красноармейских пайков. Давайте в договоре запишем: по прибытии на место комсомолец получает жилье по нормам, установленным законом».
 
 Прибытие второй партии мобилизованных комсомольцев в сентябре 1934 года прошло как-то буднично. В газетах того времени я не нашла информацию об их приезде, в том числе, и об их количестве. Строительство в городе уже шло полным ходом. Военные работали на строительстве завода, строили двухэтажные деревянные дома и готовились приступить к строительству кирпичных четырехэтажек. Лагерь (Дальлаг и БАМлаг совместно) построили шоссе Комсомольск-Хабаровск. В октябре Лагерь сдал объекты по линии Хлебстроя, стройки всесоюзного значения - мелькомбинат №13 (ныне хлебозавод №1). И готовился начать строительство мощного Радиоцентра.
 
 Прибывших распределили по предприятиям, где они перестали быть идеологической категорией, а стали называться ИТР, рабочими, МОП, служащими. А еще их стали называть первостроителями с 1934 года.
 
Кто такие первостроители?
 
 Посмотрите в любой словарь и получите ответ.
 
 Первостроители, это те, которые с самого первого дня, месяца, года начинали, работали, служили на том или ином месте.
 
 Поэтому первостроителями в нашем случае имеют право называться только те, кто прибыл в Пермское - Комсомольск в 1932 году.
 
 Вообще, я припоминаю, что сначала шла речь о том, что первостроители - только комсомольцы. Потом разрешили быть первостроителями некомсомольцам, прибывшим в 1932 году. Потом первостроителями стали комсомольцы, прибывшие в 1934 году. Про некомсомольцев, прибывших в 1934 году, я уже не в курсе.
 
Если согласиться с тем, что прибывшие в 1934 году являются первостроителями, тогда в первостроители должны быть записаны 16 тысяч заключенных, прибывших в Комсомольск в 1933 году и 5 тысяч военных строителей, прибывших в 1934 году.
 
Городской краеведческий музей как раз получил грант на обновление экспозиции.
 
О подвиге на Амуре
 
1967 год. Городу - 35 лет. Началась реанимация «Подвига на Амуре». Под таким названием в этом же году в Хабаровском книжном издательстве вышла книга Е.В. Дороднова, тиражом 15 тысяч. экземпляров.
 
Замечу, что первыми авторами книг о Комсомольске были Е.В. Дороднов и Г.Н. Хлебников, прибывшие в город в 1934 году. То есть, они не были ни участниками, ни очевидцами трагических событий. Но информацию они могли получить из первых рук. Все последующие книги о Комсомольске, за редким исключением, были вариантами этих первых книг.
 
На Набережной был установлен памятный Камень.
 
 Надпись на него была готова уже в 1932 году. Помните приказ Каттеля №1 о том, что 10 мая 1932 года «…прибыл первый эшелон рабочих, инженерно-технических работников и служащих треста «Дальпромстрой».
 
В первом эшелоне было 800 человек.
 
Кто-нибудь видит в этом приказе слово «комсомольцы?»
 
Тогда на основании какого документа на Камне появилась надпись «Здесь в 1932 году высадились комсомольцы - строители города». Комсомольцами были только 300 из прибывших 10 мая. Вот им и поставили памятник.
 
Место, где высадились остальные - 500 некомсомольцев, до сих пор не обнаружено. Им как дали пинка из героической истории, так до сих пор восстановить в ней не могут.
 
Одним памятником не ограничились. В том же 1967 году поставили - скульптуру Туманова «Комсомольцам 30-х годов».
 
Если вспомнить про эксперимент, я бы сказала, что он возобновился нагнетанием «комсомольской темы»». И последующие события - подтверждение тому.
 
 В 1982 году город отмечал свою 50-летнюю годовщину. Тут уж простым памятником отделаться было нельзя.
 
 Конечно, только Монумент! И хотя на нем написали слово «Первостроителям» по фигурам видно, что это комсомольцы, ну, в крайнем случае, несоюзная молодежь.
 
Да и нынешняя молодежь, отмечая в 2021 году 100-летие хабаровского краевого комсомола, собралась около Монумента, словно забыв, что слово «комсомол» написано на каменной глыбе.
 
Вышел диск-гигант с песнями о Комсомольске. «Столица комсомольских городов…», «Держи равненье, мое поколенье…» «Комсомольск начинался с палаток…» (палатки, к слову сказать, были армейские).
 
Издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу Ю. Жукова и Р. Измайловой «Первостроители».
 
 Авторы честно пишут и о дезертирах и о болезнях…
 
«Драматические события начались с того, что кое-кто, не выдержав испытаний, начал убегать. Сформировалась в одном бараке группа в 120 человек прогульщиков. Еще одна группа подделывала талоны на пароход и продавала за 100-200 рублей. Еще одна группа хотела купить лодку на Сахалин, а оттуда домой».
 
Но, цитируя материалы 2-й комсомольской конференции в феврале 1933 года, авторы умолчали о количестве дезертиров.
 
И о болезнях.
 
«Одним из самых тяжких испытаний была цинга. Большинство вообще не слыхали о такой болезни. Она буквально косила людей. Пухли ноги, выпадали зубы. Вот уже 216 больных лежат (январь 1933 года. - Авт.). Встретили караван грузовиков, в кузовах лежали больные. В первом грузовике крепкие парни - расчищать дорогу. Если кого доставляли в Хабаровск - их быстро лечили. Но всех доставить было невозможно».
 
 Книга эта не столько о строительстве города, сколько об истории комсомольской организации «Дальпромстроя». Об ее наиболее ярких представителях, о деятельности комитета комсомола стройки, о работе и досуге комсомольцев.
 
 Книга вышла тиражом 50 тысяч экземпляров. Ее распространили по всей стране. И читатели узнали, что есть такой город - Комсомольск-на-Амуре, который построили комсомольцы, проявляя при этом мужество и героизм. За что им и поставили памятники.
 
 Неужели ни один из комсомольцев, оставшихся в живых и не покинувших стройку, не вспомнил, что рядом с ними в таких же условиях работали - вольнонаемные и вербованные (прибывшие по оргнабору) строители. Их было больше, чем комсомольцев.
 
Каттель говорил: «Прибывают сотнями. Каждый день».
 
Особенно много прибыло из голодающей Амурской области. Но в опубликованных архивных документах они практически не проходят. Разве что, Золотарев и Минских упоминают о них. Думаю, что полная информация об этой категории строителей в архивах Дальпромстроя, которыми, судя по отсутствии информации, никто и не интересовался.
 
«Некомсомольцы» ехали большими семьями, в надежде на лучшее будущее для своих детей.
 
 Осенью 1932 года «Амурский ударник» писал о том, что 300 детей не могут начать учиться в начальной школе. А сколько было детей младше семи лет и старше одиннадцати! Чтобы кормить свои большие семьи, родители работали, не щадя себя. Семьи вольнонаемных и вербованных недоедали, болели цингой и тифом замерзали в продуваемых ветром шалашах так же, как и комсомольцы.
 
Но если комсомольцы рисковали только своими жизнями, то вольнонаемные и вербованные принесли в жертву (чему и кому?) своих детей.
 
 И они не покинули стройку.
 
 В «Дальневосточном Комсомольске» от 03.08.1990., №141 опубликованы данные, полученные от первостроителя Гаврилюка А.Л. Это списки умерших - «каждый день хоронили по 15-20 человек…».
 
 Я ограничусь лишь несколькими фамилиями:
 
 - Сурков Василий Михайлович. Возраст - 3 года. Умер 1.1.33 Причина смерти: истощение.
 
 - Ладонова Клавдия Андреевна. 7 лет. Умерла 17.1.33. Причина смерти: общее истощение.
 
 - Пакшаева Пелагея Николаевна. 20 лет. Умерла 9.2.33. Причина смерти: цинга.
 
 - Яковлев Михаил Петрович. 19 лет. Умер 7.3.33. Причина смерти: скорбут 3 степени.
 
 - Камаева Валентина Михайловна. 11 мес. Умерла 17.3.33. Причина смерти: истощение.
 
- Путько Алексей Васильевич 4 мес. Умер 20.4.33 Причина смерти: истощение.
……..
 
 Так почему за «мужество и героизм» поставили памятники только комсомольцам?
 
Эпилог
 
Рано или поздно должно было произойти переосмысливание истории строительства города, чтобы восстановить справедливость по отношению ко всем строителям Комсомольска. Это произошло в 1989 году с возникновением в стране и в городе организации под названием «Мемориал»*, которое стало заниматься проблемами жертв политических репрессий.
 
На одно из первых заседаний комсомольского «Мемориала»* в числе пришедших оказалось несколько первостроителей: Выскубенко, Смирнов, Буряк. Скорее всего, они были обеспокоены тем, «как бы ни принизили роль комсомольцев».
 
К слову сказать, вопрос об участии заключенных в строительстве города «мемориальцы» к этому времени еще и не поднимали. Речь шла, в основном, о репрессиях. Но выступления собравшихся подталкивали членов «Мемориала»* к тому, что «лагерной» темой они будут обязаны заняться.
 
 Фрагмент заседания:
...Никонов: Кого было больше: комсомольцев или заключенных? В основном - заключенные.
 
Выскубенко: Мы тогда мало чем отличались от заключенных. Единственное - были свободны. 
 
Селедков: Я видел, как в Комсомольск привозили заключенных. Летом - огромными партиями. Город был - сплошные лагеря.
 
Выскубенко: На Старой площадке и в 1932-34 годах лагерей не было.
 
Буряк : В декабре 1933 года на стройке 126 уже было женское отделение лагерей. И на Пивани тоже. В 1934 был массовый приток заключенных. Нам надо выяснить, кто и за что репрессирован.
 
Карчевская: Всё комсомольцы да комсомольцы. Они только первым пароходом приехали, а потом вербованные пошли. Наши знакомые на берегу в палатках жили. Они много могут рассказать.
 
Назаренко: Заключенные строили Комсомольск. 80 процентов построено ими.
 
Василенко: Без военных строителей и заключенных не построили бы Комсомольска.
 
Бурмистрова (директор музея завода им. Ю.А. Гагарина): У нас есть воспоминания первостроителя Коршунова о том, что уже в 1933 году на Дземгах были заключенные. Очень трудно нам с первостроителями. У них за 50 лет сложился стереотип. Их надо тонко убеждать, что историю надо дополнить и участием спецконтингента в строительстве Комсомольска.
 
Кузьмина: О Комсомольске написано 17 книг, но ни в одной из них нет упоминания ни о репрессиях, ни о заключенных…
 
Поэтому основную задачу комсомольского «Мемориала»* на первое время сформулировали так: восстановление неизвестных страниц истории города.
 
В начале 1990-х годов на волне перестройки в Комсомольске был поднят вопрос об издании книги с условным названием «Комсомольск-на-Амуре: легенды, мифы и реальность». Под эгидой горкома партии была создана большая творческая группа, возглавил которую историк и краевед Алексей Сергеевич Григорьев, учитель истории средней школы №6.
 
Между будущими авторами книги распределили темы. Я выбрала тему «Кто строил Комсомольск?», потому что исследовала ее уже не первый год. Григорьев взял на себя раздел по истории первых лет строительства города. Именно он первым пробился в краевой партийный архив, где работал над материалами первичных партийных организаций Дальпромстроя и Авиастроя. Его статьи, опубликованные в газете «Дальневосточный Комсомольск» в 1990-1991 гг. явились откровением и потрясением для всех читателей.
 
Их содержание можно сконцентрировать в одном абзаце: «По-разному можно подводить итоги «года Каттеля». Так, например, как это сделано во всех книгах о Комсомольске, созданных доселе. С гордой авторской интонацией, изрядной долей лиризма и мечтательной романтики… Но есть другой подход к освещению итогов «года Каттеля» на стройке. «Год Каттеля» - это, как свидетельствуют некоторые источники, более шестисот загубленных, унесенных в безвестные могилы цингой и тифом и истощением молодых и пожилых жизней, в том числе и детей, грудных младенцев. «Год Каттеля» - это более тысячи «беженцев» со стройки - комсомольцев и членов ВКП(б), бежавших не от работы, а от смерти. «Год Каттеля» - удручающе-деморализующие неуют, грязь и холод бараков и шалашей. В шалашах Каттельграда зимой люди примерзали к нарам… «Год Каттеля» - это лапти без портянок, нары без постельных принадлежностей, бараки без света и умывальников, стройка без бани и магазина, работа без заработной платы и положенных отпусков…» 
 
 После августовских событий 1991 года деятельность творческой группы пошла на убыль. А через год по семейным обстоятельствам покинул город и сам Алексей Сергеевич, уехав на родину в Тверскую область. Коллективная работа над книгой закончилась. Но книга под таким названием вышла в 2002 году. В ней была использована часть материалов, наработанных Григорьевым.
 
Через год город будет отмечать свой 90-летний юбилей. А там, не за горами - уже столетний юбилей. Время, чтобы восстановить историческую правду о строительстве Комсомольска еще есть.
 
Пройдите по улицам города застройки 1930-1950-х годов.
 
 Здания педуниверситета и фабрики-кухни, дома №№ 31 и 49 по ул. Кирова, АСЗ и ТЭЦ (и не только) - этот след оставили после себя военные строители 1934-1941 гг.
 
Здания краеведческого музея и ГТРК «Комсомольск», радиоцентра и хлебозавода, дома №47 и 49 по ул. Вокзальной, дом №21 по пр. Ленина - это вклад лагерной системы 1933-1960 гг.
 
 Гостиница «Амур», рыбокомбинат, коттеджи на ул. Металлургов, дома 15-го и 22-го кварталов - вклад японских военнопленных (1945-1949 гг).
 
А какой след оставили после себя комсомольцы-строители 1930-х годов? Все, что они построили: было временным (кроме бывшего лесозавода) А, может потому им ставят памятники, что по-другому память о них (визуально) не сохранить?
 
Марина Кузьмина, канд. ист. наук.
 
*Международное историко-просветительское, правозащитное и  благотворительное общество «Мемориал» (НКО)  - неправительственная организация, основная задача которой - исследование политических репрессий в  СССР. 4  октября 2016  года Минюст РФ внес «Мемориал» в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».