Проект аэропорта Благовещенск от компании «Красинвест»
Проект аэропорта Благовещенск от компании «Красинвест»
Компании Виктора Вексельберга и Романа Троценко решили консолидировать весь аэропортовый рынок. Они создали компанию ООО «Аэропорты большой страны» (ООО «АБС») и теперь пытаются без каких-либо конкурсов получить контроль над крупными аэропортами Сибири и Дальнего Востока.
 
Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Новапорт холдинг» Троценко и АО «УК «Аэропорты регионов» Вексельберга учредили дочернюю компанию ООО «АБС Магадан». С большой долей вероятности компания создана для получения контроля над аэропортом Магадана. «АБС Магадан» зарегистрирована 9 ноября с уставным капиталом 1 млн руб., у «Аэропортов регионов» и «Новапорта» в нем по 50%. Основной вид деятельности ООО - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, т.е. это некая консультационная компания.
 
Ранее в октябре АО «Корпорация развития Магаданской области» начало отбор инвестора для заключения инвестсоглашения по реконструкции аэропорта Магадана «Сокол». Проект включает строительство нового пассажирского и грузового терминалов, привокзальной площади, реконструкцию инженерных коммуникаций. Размер инвестиций должен быть не менее 4,298 млрд руб., следует из конкурсной документации. Что примечательно, заявки на участие изначально принимались до 16 ноября 2020 года, победителя должны были определить до 20 ноября. Однако через день после регистрации ООО «АБС Магадан» 11 ноября 2020 года указанные сроки были продлены до 16 и 22 декабря 2020 года соответственно, тем самым дав ООО «АБС Магадан» необходимое время для подготовки к конкурсу. Победитель аукциона в обмен на инвестиции получит 75% - 1 акцию АО «Аэропорт Магадан», блокпакет останется за Магаданской областью.
 
По данным «НГ», аналогичная схема будет предложена в Южно-Сахалинске, где ФАС уже обратил внимание региональных властей о недопустимости передачи акций без конкурса компании «Аэропорты регионов».
 
При этом, по данным «Интерфакса», источник, близкий к одному из холдингов, не скрывал, что основной целью АБС может стать консолидация региональных аэропортов с годовым пассажиропотоком до 500 тыс. человек с последующим развитием активов не за собственные деньги, а за госсредства. В августе 2019 года на совещании по развитию региональной авиации под председательством помощника президента РФ Игоря Левитина гендиректор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский предложил Минтрансу создать управляющую компанию по развитию небольших региональных аэропортов. Предполагается, что на первом этапе компания получит в управление десять региональных аэропортов с пассажиропотоком менее 500 тыс. человек каждый. Проект предложено частично профинансировать из федерального бюджета, а частично из средств ВЭБ.РФ и других госбанков. Только на таких условиях управляющая компания готова развивать небольшие аэропорты.
 
Ситуация на рынке аэропортовых активов обострилась при проведении конкурса в аэропорту Благовещенск. В конце сентября «АБС» сообщало, что выиграло этот конкурс, предложив за проект более 7 млрд руб. Однако по жалобе другого участника - компании «КрасИнвест», которую, по некоторым данным, ошибочно связывают с «Базэл Аэро» Олега Дерипаски, Федеральная антимонопольная служба отменила его итоги и предписала области провести новый отбор.
 
«КрасИнвест», как оказалось позже, также рассматривает участие в конкурсе по приватизации 75% минус 1 акции аэропорта Магадана «Сокол». О возможности участия в конкурсе представитель «КрасИнвеста» сообщил «НГ» в четверг, заметив, что  в случае участия в конкурсе консорциума крупнейших аэропортовых операторов («АБС». - «НГ»), у которых под контролем около 60% рынка региональных аэропортов, уровень конкуренции будет сведен к нулю, поскольку конкурировать будет просто невозможно.
 
«Компания рассматривает возможность участия в конкурсе по приватизации акций аэропорта Магадан. Пока решение об участии не принято, и оно будет зависеть от того, как будет организован конкурс и какие участники будут заявлены на конкурс. В случае участия в конкурсе консорциума крупнейших аэропортовых операторов («АБС». - «НГ»), у которых под контролем около 60% рынка региональных аэропортов, уровень конкуренции будет сведен к нулю, поскольку конкурировать будет просто невозможно», - прокомментировал представитель «КрасИнвеста» «НГ» в среду.
 
Конкурс по продаже 75% минус 1 акции АО «Аэропорт Магадан» 1 октября объявило АО «Корпорация развития Магаданской области». В обмен на долю победитель должен построить новый пассажирский и грузовой терминалы, привокзальную площадь, инженерные коммуникации. При этом в Магадане, в отличии от Благовещенска, конкурс не на концессию, где можно предположить госфинансирование, а приватизация - покупка акций с инвестиционными обязательствами. Что здесь будет финансировать федеральный бюджет по договоренностям с «АБС» - покупку акций, переданных из федеральной собственности в региональную, или строительство терминала?
 
«Свои доводы мы неоднократно доводили до регуляторов рынка ранее и остаемся на позициях справедливой конкуренции, приобретение активов через открытые конкурсные процедуры с объективными критериями. Странно видеть ключевым критерием в отборе объем заявленных инвестиций на горизонте планирования три года, а не стоимость строительства квадратного метра, который в конечном итоге повлияет на величину аэропортового тарифа и цен на авиабилеты», - добавили в «Красинвесте», комментируя итоги конкурса в аэропорту Благовещенска.
 
В действиях ФАС понятна логика. Она укладывается в рамки Межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 годы, которая была разработана и утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 года № 1314-р. Именно в результате взаимодействия ФАС России и правоохранительных органов было возбуждено 37 (в 2018 - 34) уголовных дел, связанных со сговорами на торгах, из них 22 (в 2018 - 15) дела по статье 178 УК РФ. В 2019 году судом рассмотрены по существу и впервые вынесены обвинительные приговоры по 4 уголовным делам о картелях. Также судами вынесены приговоры по ряду резонансных дел в отношении должностных лиц государственных заказчиков, злоупотребивших должностными полномочиями, вступившими в сговор на торгах. В целях цифровизации выявления и доказывания картелей ФАСом был разработан модуль аналитической информационной систем «АнтиКартель».
 
В аэропортовой сфере можно вспомнить сразу несколько дел, о которых писала «НГ». Особенной яркой историей запомнилась ситуация в Иркутской области, едва не закончившаяся уголовным преследованием бывшего губернатора Сергей Левченко, которого привлекли лишь к административной ответственности. А ведь по схожей схеме действовал «Новапорт», учредив специальную компанию в регионе АО «Новапорт Иркутск».
 
В свою очередь, проводимая ФАС России активная борьба за конкуренцию и воспрепятствование бесконкурсной передачи стратегических активов неоднократно становилась предметом критики со стороны оппонентов, считавших, что в результате это затягивает строительство новых терминалов. Однако отмена конкурсов в Перми и Красноярске никак не помешали разным инвесторам построить там современные терминалы в кратчайшие сроки. Причем не за государственные деньги, а за частные, при этом сохранив контроль со стороны государства.
 
Ситуация накалена до предела, крупный консорциум двух профильных аэропортовых инвесторов, заручившись неофициальной поддержкой в аппарате президента («НГ» не нашла официальных документов на предмет передачи компании «АБС» 10 аэропортов с пассажиропотоком до 500 тыс. чел), консолидируют аэропорты, не гарантируя результата - эффективного управления объектами и окупаемости инвестиций, чем вызывают бурное недовольство более мелких игроков рынка. Пока счет идет на три аэропорта в Благовещенске, Южно-Сахалинске и Магадане.
 
«НГ» будет следить за развитием событий и ожидать вспышек конкурентной борьбы в других регионах. Пойдет ли ФАС по пути «АБС»?
 
Виталий Барсуков,
«Независимая газета», 13.11.20
https://www.ng.ru/economics/2020-11-13/100_161213112020.html