Свято-Никольский храм в городе Зея после наводнении, 1928 год. Фото из Госархива Амурской области
Свято-Никольский храм в городе Зея после наводнении, 1928 год. Фото из Госархива Амурской области
Когда в очередной раз разливается Амур, аборигены говорят «Черный дракон выспался». Именем сказочной рептилии Амур прозвали за крутой нрав и невероятно темный цвет воды, особенно в период речных волнений и ненастья.
 
Но по форме река и правда напоминает демоническое существо. Хвост чудовища лежит у берегов Охотского моря. Туловище простирается от Комсомольска до севера Китая. Зея, Бурея и Уссури - лапы дракона, а голова - Сунгари. Длина этого чудища достигает пяти с половиной тысяч километров.
 
Первый большой вздох черного дракона русским поселенцам довелось пережить буквально через три года после того, как они начали здесь всерьез обустраиваться - в 1861-м. К примеру, у только что учрежденного императором в статусе города и отстроенного Благовещенска (военный пост Усть-Зейский) уровень воды поднялся чуть ли не до пяти саженей (по нынешним меркам, около 10 метров).
 
Понятное дело, затопило все прибрежные казачьи станицы, пашни, охотничьи угодья. Государство выделило пострадавшим на целый год провианта и по 15 целковых каждой семье.
 
А уже через 11 лет в 1872 году Амур снова показал свой крутой норов. По только что проложенному телеграфу в столицу империи неслись сообщения - «вода идет валом, смыло сотни деревень, загублены посевы». Впервые в истории этих мест наводнение назвали потопом.
 
Прямо по улицам дальневосточных городов лодки и даже большие пароходы подвозили пассажиров к домам и гостиницам. Уровень воды у Хабаровска в 1872 году составил больше десяти аршин – по-нашему 722 см!
 
В 1897-м наводнение грянуло с какой-то новой дьявольской силой. Тогда под водой оказались почти четыре сотни верст только что построенной Забайкальской железной дороги, ставшей позднее основой Транссиба. «Этот год надолго останется в памяти жителей как год страшной катастрофы», – писали позже дальневосточные газеты.
 
Хабаровская набережная была полностью затоплена. Реки Плюснинка и Чердымовка разлились и затопили всю низину вместе с деревянными шанхаями, где проживало основное, кстати, самое бедное, население городка. Люди посостоятельне селились на трех холмах.
 
С того, последнего наводнения царских времен и начали вести постоянные гидрологические наблюдения за переменчивым нравом буйной черной реки и ее не менее буйных притоков.
 
Первый катастрофический паводок при советской власти произошел в 1928 году. Тогда случилось аж сразу четыре, как сейчас выражаются гидрологи, гребня паводка!
 
А вот как эмоционально описывали трагедию очевидцы: «Шум дождя, грохот бушующей воды, треск разваливающихся домов, стоны, вой собак, просьбы о помощи – все смешалось, слилось в адскую симфонию. Семь суток вода буйствовала и разрушала то, что создавалось на протяжении многих лет. Когда вода ушла, перед глазами людей предстала картина страшных разрушений. Невозможно было узнать, где были улицы, площади, скверы – вода сравняла все с землей».
 
А потом город поглотило настоящее цунами: «Вода прибывала с каждым часом, затопила даже телеграфные провода, над которыми свободно плавали лодки… Во многих местах глубина достигала четырех метров… плыли дома, сараи, магазины.»
 
Так девять десятков с лишним лет назад местные жители впервые после многолетнего затишья природы и долгой гражданской войны вновь ощутили дыхание проснувшегося черного дракона. А те хабаровчане, проживавшие в северной части городка рядом с рекой, которые ни разу с ним не встречались, в ужасе спасались от быстро прибывающей воды на… железнодорожном мосту.
 
В 37-м стихия сюда опять пришла. Говорят, это был последний довоенный паводок в Приамурье.
 
Впрочем, судьба будто щадила наши края во время двух самых страшных войн 20-го столетия.
 
Большая вода к нам нагрянула вновь только в 1958 году. Убытки - больше полумиллиарда рублей! На сей раз восстанавливать затопленное хозяйство Приамурья помогала вся страна. Тогда и начали строить первые защитные дамбы, бетонные набережные, страховочные затоны, упаковывать в трубы Чердымовку и Плюснинку.
 
А вот 1979 год вновь залил все низины Хабаровска, особенно в районе излучины Амура и Уссури. Ну а 1984-й стал для нашего города и всего края, скажем так, рекордным за весь период наблюдений, то есть за 88 лет. К примеру, водомерные посты в Еврейской автономной области, входившей в состав нашего края, зафиксировали тогда уровень воды на отметке больше 9 с половиной метров. Еще никогда амурская вода не поднималась здесь так высоко! В Хабаровске же уровень Амура достиг отметки 620 см. И вновь затопленными оказались самые низкие места в городе и пригородные дачные участки.
 
В лихие 90-е непримиримая стихия «милостиво» сделала вроде как небольшой перерыв. А уже в новом тысячелетии напомнила о себе - в 2007 году на реке опять начался большой паводок. Зейская ГЭС сдержала потоки воды и тем самым спасла приамурские города и поселки от катастрофического наводнения. Хотя прибрежные поселения были основательно подтоплены. В том году на ликвидацию последствий наводнения государство выделило сотни миллионов рублей.
 
С тех пор большой паводок стал приходить к нам каждые шесть лет. О масштабах бедствия августа 2013 года, когда уровень воды перевалил 10-метровую, первую «царскую», отметку, вряд ли есть смысл напоминать. Достаточно было взглянуть на наши края из космоса. Ширина Амура тогда доходила в некоторых местах до 40 км! Наводнение охватило все без исключения реки бассейна великой реки.
 
Некоторым хабаровским репортерам вместе со спасателями доводилось в те дни летать над большой водой на вертолете. Казалось, что мы летим над безбрежным морем, от которого нет спасенья. Признаюсь вам, от такой картины коленки дрожали не только у молоденьких журналисток.
 
Вода тогда принесла много бед, от которых мы не очухались до сих пор.
 
Ученые подсчитали, что всего за минувший советский век Верхнеамурье пережило шесть десятков наводнений, из них 9 катастрофических, на Среднем Амуре их случилось около полусотни, восемь из которых стали для региона катаклизмами. Медианную периодичность же таких трагедий официальная дальневосточная наука постаралась осторожно втиснуть в десяток-дюжину лет, хотя иные гидрологи, включая китайских, отформатировали этот временной период примерно в два раза меньшим.
 
В августе 2019-го, по прошествии условной очередной шестилетки, некоторые гидрологи и профильные ученые на всякий случай предрекали региону довольно приличное наводнение, чуть ли не сравнимое с бедой 2013-го. Но, слава Богу, черный дракон попросту проспал, и, похоже, решил продлить свой сон и в нынешнем августе. Что ж, поспи еще хотя бы лет пяток, древний монстр.
 
Алексей Светлов