Начальник управления культуры правительства Еврейской автономной области Елена Болтыбаева.
Начальник управления культуры правительства Еврейской автономной области Елена Болтыбаева.
Если бы такое региональное правительство, как сейчас, было в нашей области году так в восьмидесятом, или даже в восемьдесят пятом прошлого века, когда в каждом дворе стояли скамейки, а на них сидели наши местные бабушки - еврейские, украинские, русские, и вели свои бесконечные беседы, то можно было бы услышать, мне кажется, примерно следующее:
 
Первая: Вы слыхали, что эти мэшугэнэ придумали?
Вторая: Нет. А шо такое?
 
Первая: Они хотят уже совсем настоящий музей переделать в какой-то зал!
Третья: А что, у музея нет зала?
 
Первая: Таки есть, но у нашего правительства нет сэйхл!
Вторая: А что такое сэйхл?
 
Первая: Это то, без чего на работу в нормальные правительства не берут.
Третья: А! Это блат?
 
Первая: Нет! Это ум!
Вторая: Ша! Тихо! Не надо так громко!
 
Первая: Ой, можно подумать, что это для кого-то секрет!
Третья: А шо такое им сделал музей? Или Косвинцев отказался написать их портреты?
 
Первая: А вы их видели? Куда вы потом, я стесняюсь спросить, эти портреты повесите?..
И так далее…
 
Но сейчас век двадцать первый, и мы, таки, имеем региональное правительство, какое в прошлом веке даже в страшном сне представить было невозможно. Конечно, и тогда встречались глупые чиновники, жулики и лизоблюды. Однако, с ними боролись в то время не только соответствующие органы, но и искусство, и культура. Помните киножурнал «Фитиль», печатное издание - журнал «Крокодил», сатирический театр Аркадия Райкина?
 
А сегодня, например, в нашей многострадальной Еврейской автономной области о системной борьбе в сфере культуры с чиновничьей глупостью, жульничеством и лизоблюдством говорить, к сожалению, не приходится. Причин этому может быть много, но одна из них заключается в том, что самой культурой и искусством в ЕАО заправляет, по моему глубокому убеждению, как раз такой чиновник, или, вернее, такая чиновница - мадам Болтыбаева.
 
Двенадцать дней назад на заседании Законодательного Собрания ЕАО была поставлена, скажем так, жирная точка в истории с попыткой реорганизовать, а по сути, ликвидировать областное государственное учреждение культуры «Музей современного искусства ЕАО».
 
Инициатор создания рабочей группы по рассмотрению данного вопроса депутат Андрей Голубь информировал Законодательное Собрание о том, что рабочая группа пришла к выводу о нецелесообразности такой реорганизации и необходимости сохранения художественного музея в его прежнем статусе.
 
Депутат Андрей Голубь обратился к коллегам с предложением поддержать решение рабочей группы и информировать об этом решении губернатора Левинталя. За данное предложение Законодательное Собрание проголосовало единогласно!
 
В тот же день в вечерних новостях на местном телеканале был показан об этом сюжет. Корреспондент ГТРК «Бира» сказал дословно следующее:
 
«…Напомню: в управлении культуры вынашивали идею подчинить художественный музей краеведческому, лишив его самостоятельности. Но этим планам не суждено было реализоваться».
 
Общественность, как говорится, выдохнула! Опасность ликвидации художественного музея миновала. Но…
 
Публикация Сергея Бурындина «Дезорганизация на миллион», вышедшая в № 20 нашего еженедельника и подробно рассказавшая о ходе заседания рабочей группы по вопросу так называемой реорганизации художественного музея, заканчивалась словами автора: «Зная, кто сидит в сером здании правительства, предполагаю, что музей они в покое не оставят. Поэтому и общественности, и депутатам Законодательного Собрания, на мой взгляд, успокаиваться рано. Война за наши души все еще продолжается».
 
И автор оказался прав. Всего через десять дней после заседания Законодательного Собрания ЕАО директору художественного музея Косвинцеву поступило письмо от мадам Болтыбаевой. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать его дословно и с сохранением пунктуации автора:
 
«Уважаемый Борис Юрьевич! Рассмотрев ваше обращение в адрес губернатора Еврейской автономной области А.Б. Левинталя о недопущении реорганизации ОГБУК «Музей современного искусства ЕАО» в филиал ОГБУК «Областной краеведческий музей» сообщаем следующее:
 
В связи с тем, что по состоянию на 1.1.2019 ОГБУК «Музей современного искусства ЕАО» не соответствует требованиям федерального законодательства Российской Федерации, а также в целях сохранения деятельности учреждения и существования данного направления и популяризации художественного наследия управлением культуры правительства области рассматривался вопрос о преобразовании ОГБУК «Музей современного искусства ЕАО» в филиал ОГБУК « Областной краеведческий музей» - художественно-выставочный зал.
 
Также были проведены следующие мероприятия:
 
- в апреле текущего года данный вопрос был вынесен на заседании Общественного совета по культуре при управлении культуры правительства Еврейской автономной области. Членами Совета однозначного решения принято не было;
 
- в мае текущего года вышеуказанный вопрос был рассмотрен на обсуждении рабочей группы Законодательного Собрания Еврейской автономной области.
 
Исходя из того, что вышеуказанный вопрос не получил поддержки депутатов различных фракций и с целью более детального изучения вопроса, было принято решение продолжить вернуться к рассмотрению вышеуказанного вопроса в конце 2019 года.
 
Начальник управления Е.П. Болтыбаева».
 
Да… Проигрывать достойно - это, безусловно, удел чиновников, обладающих высоким интеллектуальным уровнем, способных анализировать и адекватно оценивать ситуацию, воспринимать себя не вершителями судьбы населения, а его наемными работниками, в общем, чиновников, которых наши бабушки никогда не наградили бы прозвищами типа «мэшугэнэ» или «шлимазл»…
 
А проигрывать достойно - для чиновников, возомнивших себя местными царьками и царицами, практически, не реально. Вспомните историю с так называемой реформой Облученского района. За громким и позорным провалом региональной власти последовали фейковые заявления в СМИ о том, что эта реформа, якобы, отложена до какого-то там времени. Похоже? Конечно же! Один в один! Ай да правительство ЕАО: сценаристы лишены фантазии, штампуют одни и те же сценарии, меняя только названия, режиссеры бездарные, даже скверный, до тошноты примитивный сценарий реализовать не могут, актеры - на уровне плохой самодеятельности годов этак семидесятых прошлого столетия.
 
Но! Нет ничего страшнее агрессивных бездарей! Они, как правило, готовы любой ценой добиваться поставленной перед ними их начальством цели и ради этого, как говорят в народе, «прут буром», напролом, используя откровенную ложь! На мой взгляд, письмо начальницы управления культуры мадам Болтыбаевой тому ярчайший пример.
 
«Членами Совета однозначного решения принято не было», - пишет она. Мадам! Вы меня, конечно, извините! Но членами Совета неоднозначного решения тоже принято не было. Члены Общественного Совета вообще никакого решения по вопросу реорганизации музея не принимали, потому что вы, если я правильно понимаю, испугавшись резкого неприятия этой вашей идеи большинством Совета, не поставили вопрос о реорганизации на голосование.
 
«…с целью более детального изучения вопроса, было принято решение продолжить вернуться к рассмотрению вышеуказанного вопроса в конце 2019 года», - заявляет в финале своего послания мадам Болтыбаева.
 
Иными словами, мадам Болтыбаева затеяла так называемую реорганизацию областного государственного учреждения культуры, плохо изучив этот вопрос? Ей просто приказали ликвидировать музей, и она, не вдаваясь в детали, приступила к исполнению? А когда с грохотом провалилась, решила заняться детальным изучением? А получится?
 
Детальное изучение - это вам не веники вязать. Оно же подразумевает мыслительный процесс. И еще: кем это, интересно знать, было принято решение «продолжить вернуться»? Кто озвучил дату - конец 2019 года?
 
Насколько мне известно, на заседании рабочей группы речь шла о 2023 годе, и не о реорганизации музея, а о строительстве культурного центра, в котором можно будет разместить музей. Разместить, а не ликвидировать, - это первое.
 
Депутаты Законодательного Собрания ЕАО единогласно не поддержали реорганизацию музея - это второе. Две ветви власти -законодательная и исполнительная - абсолютно равны по своей значимости. Но депутатов избирали жители области, делегировав им право представлять их интересы, а мадам Болтыбаеву народ не избирал, и как мне кажется, никогда не рискнул бы это сделать.
 
Депутаты в вопросе о реорганизации музея встали на сторону тех, кто их избрал, то есть на сторону общества, - это третье. А на чьей стороне «окопалась» мадам Болтыбаева? На той самой, которая с обществом борется?
 
Исполнительная власть региона обязана действовать в интересах жителей этого региона. Если такое не происходит, эта власть должна, как сказал президент Путин, «отойти от снаряда», - это четвертое!
 
Культура, искусство - очень тонкие материи. И здесь «переть буром», «идти напролом» может только тот, кто вообще понятия не имеет ни о культуре, ни об искусстве, ни о природе творчества. Делайте выводы, уважаемые читатели, о том, кто сегодня управляет духовной сферой жизни в нашей области. Им осталось сидеть в мягких креслах совсем немного - месяцев восемь, не больше, но перед тем, как уйти, хотят, видимо, до основания разрушить все, что еще осталось в ЕАО. И ведь они верят, что у них это получится.
 
Они прекрасно понимают, что к концу 2019 года ничего в наших музеях не изменится, что в краеведческом музее не появятся пандусы для доступа инвалидов-колясочников на второй этаж, потому что здание старое и в нем пандусы не были предусмотрены, как и в помещении областной библиотеки.
 
Это значит, что отсутствие таких пандусов во Дворце культуры, где при строительстве пандусы тоже не были предусмотрены и где расположен художественный музей, не является аргументом для его так называемой реорганизации.
 
Никаких других внятных аргументов мадам Болтыбаева придумать не смогла и к концу 2019 года вряд ли сможет, из чего я делаю вывод: мадам Болтыбаева, отправляя свое письмо директору «Музея современного искусства ЕАО» Борису Косвинцеву, хотела, видимо, во-первых, продолжать держать в напряжении коллективы двух музеев - краеведческого и художественного, заставить их нервничать, переживать, постоянно ходить по властным кабинетам с письмами, обращениями, вместо того, чтобы спокойно работать, выполняя свои функции; во-вторых, - ни в коем случае не признать свое поражение и, таким образом, как говорится, сохранить лицо.
 
Сомневаюсь, что жителей области интересует сохранность этого лица, или этих лиц. Все здесь давно уже поняли, кто сидит в сером здании правительства региона, и каждый с закрытыми глазами может «нарисовать» портреты этих «ликвидаторов», которые, как хищники на добычу, бросаются на тех, кто не хочет подчиняться их произволу. Захотели убрать главу Облученского района, - объявили реформу этого района. Захотели убрать Косвинцева, - объявили реорганизацию музея.
 
«- А шо такое им сделал музей? Или Косвинцев отказался написать их портреты?
- А вы их видели? Куда вы потом, я стесняюсь спросить, эти портреты повесите?
- Да, вы-таки правы…».
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №22