Ванинское АТП
Ванинское АТП
По вышедшей в газете «Моё побережье» публикации «АТП Ванино» забастовало» прокуратура Ванинского района совместно с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае теперь будет проводить проверку. Так в чем же причины протеста, которые вынудили остановить работу, из-за чего на линию не вышли 7 маршрутов?
 
Напомню, утром 16 апреля автобусы «АТП Ванино» не вышли на маршруты - коллектив ООО «АТП Ванино» не согласился с решением своего нового начальника В.В. Литвиновского, неожиданно решившего ввести на предприятии новую форму трудовых отношений.
 
По мнению работников АТП, из-за навязываемого им «новшества» они существенно потеряют в зарплате.  Кроме того, решили разобраться, почему  не платят вовремя отпускные, почему зарплату выдают тремя частями, почему несвоевременно заключают трудовой договор и т.д.
 
Попытки Владимира Литвиновского убедить коллектив, что от его нововведения всем будет только лучше и, как он выразился, «попрут деньги», не вдохновили водителей и кондукторов. Они против, чтобы на них ставили эксперименты, которые отразятся на их же семейных бюджетах. Противостояние длилось несколько часов, за которые уговорить подчиненных руководителю не удалось - люди и автобусы стояли... Претензий у коллектива к своему руководству накопилось немало.        
 
«Нам что, кредит брать, чтобы автобус содержать в исправном состоянии?»
 
Кондуктор Светлана Ершова
Кондуктор Светлана Ершова
Светлана Ершова, кондуктор:
- Сегодня нас поставили перед фактом. Я приехала на работу на маршрут на 5.20. Меня спрашивают, какой тебе писать план? Я спрашиваю, какой план? Мне объяснили, что я обязана сдать: на план и на топливо. Если будет хороший рейс, то есть будут пассажиры и мы заработаем 5 тысяч рублей, то даже в этом случае нам с водителем ничего не остается на зарплату. Приказа нет, поставили устно перед фактом и езжай. Так еще плюс сказали, что если в автобусе сломается запчасть, то мы - водитель и кондуктор - должны поменять ее за свой счет. Кроме того, на резину мы тоже должны сами скидываться и приобретать её. То есть содержание автобуса перекладывают полностью на водителя и кондуктора. Это как называется? Нам что, кредит брать, чтобы автобус содержать в исправном состоянии?
 
Начальник нас убеждает, что мы будем получать по 40 - 50 тысяч. Откуда они возьмутся??? Ведь есть дни, когда пассажиров очень мало - отпускная пора, непогода или просто нет денег. Есть дни, когда люди, получив пенсии и зарплаты, ездят чаще… Какой же у нас будет план при таком раскладе? У нас ведь не город, где огромный пассажиропоток.
 
«У нас итак уже всё отобрали, не платят ни ночные, ни праздничные»
 
Говорит кондуктор Ирина Шевелева
Говорит кондуктор Ирина Шевелева
Ирина Шевелева, кондуктор:
- Мы не знаем, какой с нами будет заключен договор.  Руководитель сказал, что обязуется платить федеральный МРОТ и водителям почасовую. Высчитывают подоходный. Я подавала в суд, поэтому лично у меня к трудовому договору с 1 января 2018 года есть дополнительное соглашение, что мне оплачивают МРОТ 9489 плюс северный районный коэффициент минус 13% подоходный. В итоге за месяц на руки 16511 рублей. Пусть нам оставят стабильность, которая сейчас все-таки есть. Большего мы не требуем... У нас итак уже всё отобрали,  не платят ни ночные, ни праздничные. За 2017 год мы подавали в суд, что нам не оплачивают праздничные и ночные. Суд выиграли. Решение суда вступило в законную силу 7 апреля, нам выдали его на руки. А 9 апреля звонят из суда и говорят, что якобы директор, который у нас был прежде, не согласен с решением, написал апелляционную жалобу. Теперь будут рассматривать дело в Хабаровске. Ранее мы обращались в суд и по поводу, что нам не оплачивают МРОТ в положенном размере. Суд выиграли, но до сих пор оплату не получили. В АТП и на решение суда внимание не обращают...  
 
«Совгаванское АТП уже  поработало по такому методу и у них тоже была забастовка»
 
Кондуктор Мария Иванова
Кондуктор Мария Иванова
Мария Иванова, кондуктор:
- На предприятие пришел новый начальник и стал уго-варивать нас перейти на новую оплату труда. Это выражается в том, что за свою работу мы будем получать оплату каждый день. Например, отработав смену на автобусе мы - водитель и кондуктор - собрали за проезд 8 тысяч рублей. Из них нужно 5 тысяч рублей сразу отдать в кассу - это установленный план. Остается 3 тысячи, из которых: на 2500 рублей нужно заправить автобус для работы в следующую смену, оставшиеся 500 рублей поделить за работу - 30% кондуктору, остальное водителю. То, что мы будем теперь так работать, нас поставили перед фактом - выезжайте и работайте. Причем - устно, даже приказа нет, никто ни с приказом, ни с договорами нас не ознакомил. Всё на словах. Как работать в таких условиях: ни белой зарплаты, ни больничных, ни отпускных… Нам предложили: вы каждый день откладывайте заработанное в итоге получите за месяц приличную сумму, тысяч по 40 не меньше. Откуда, непонятно... Совгаванское АТП уже  поработало по такому методу и отказалось, у них тоже была забастовка. И нам они советуют, испытав на своем примере, не лезть в эту кабалу.  
 
«Проблема в том, что предприятие  на пути к разорению»
 
Как только нынешний директор ООО «АТП Ванино» Владимир Васильевич Литвиновский вошел в помещение, где собрались работники автотранспортного предприятия, отказавшиеся выполнять требования своего нового начальника, задаю ему вопрос.
 
- Что происходит на предприятии, которым вы руководите? Почему на маршрутах нет автобусов?
 
- Проблема в том, что предприятие на пути разорения. Есть много факторов, которые повлияли на его разрушение. И одна из форм упорядочить работу предприятия - шаг на введение плана. Мы оказываем услуги, поэтому оплата должна быть от выручки, а здесь сейчас идет оплата почасовая. Работники АТП никак не могут понять, что план и факт - это разные вещи. Надо сделать широкий анализ работы…
 
- Вам раньше приходилось работать водителем автобуса или в автотранспортной сфере?
 
- Я работал на золотодобыче. Меня сюда пригласил Петрович.
 
- А это кто?
 
- Васильев.
 
- Но, может, не стоило так резко, что называется,  на людях экспериментировать, а лучше надо было всё просчитать? Вот сегодня - простой, а это уже убыток. Вы собираетесь сейчас решить вопрос или работники АТП продолжат протестовать? Ведь водители говорят, что работать по предложенному вами варианту невыгодно.
 
- Моя задача - выявить причину и дальше идти в их защиту. То, что меньше будут получать - этого не будет. В Ванинском районе инфраструктура работает, население платежеспособное и значит, есть все признаки для увеличения зарплаты…
 
Тут кто-то из водителей ему возразил: «Всегда, и в советское время тоже, транспорт был убыточным, и выручка у нас на маршрутах не поднимется. За счет чего тогда повысятся наши зарплаты?»
 
- Время нас рассудит…
 
С ответами собравшиеся не согласились. Припомнили и тот факт, что у «АТП Ванино» отобрали два 101-х маршрута в пользу Совгаванского АТП, и от этого прибыль у предприятия тоже уменьшилась... Начальник попытался еще что-то объяснять, но услышать его уже было невозможно, так как возмущения перешли в крик - люди требовали свое. Опять привели в пример Совгаванское АТП, где уже пытались таким методом работать и ничего не вышло...  
 
«Если еще будут вопросы - я у себя», - ответил на это Литвиновский и ушел в кабинет. Водители решили, что они не получили на все интересующие их вопросы ответы и мы вместе пошли в кабинет к начальнику АТП Ванино. А там разговор был таким (привожу лишь основное, так как говорили долго и о многом)...
 
В АТП Ванино забастовка, на которую вышли водители и кондукторы
В АТП Ванино забастовка, на которую вышли водители и кондукторы

 
«Васильич экспериментирует,  а мы голодными останемся»
 
Александр Бобовников, водитель:
- Вот ПАЗик на 7-м маршруте, он привозит выручку за смену всего 2000 - 2200. Надо будет сдать деньги на заправку и на план, а что тогда остается? Очевидно, что мне, водителю, выгоднее работать не от выручки (есть пассажиры или нет их), а почасовой. Теперь другой момент. Я находясь в отпуске до сих пор не получил отпускные. У меня уже отпуск заканчивается. Три раза ездил в Совгаванское АТП, где наш бухгалтер почему-то находится. Толку нет. Вы мне отдайте то, что я заработал.
 
Владимир Литвиновский:
- Пользуясь случаем, что все водители здесь, хочу сказать, что когда деньги пойдут, а они пойдут, я не сомневаюсь, потому что руководство администрации района идет навстречу. Моя задача увязать всё… И потом, когда вы увидите, что большие суммы идут и вы попросите перейти работать от выручки…
 
Александр Бобовников:
- Васильич, то, что ты говоришь, это все пустые слова. Ты дай нам это сейчас, нас не надо кормить завтраками, у меня дети хотят есть сейчас, а не через месяц… К тому же, у нас ни одного нового автобуса. Мы на старых уже на свой страх и риск ездим. Последний новый приходил лет 8 назад. И по бухгалтерии хватает вопросов. У нас один паромный автобус сколько зарабатывает! А доход почему-то не идет в АТП Ванино, хотя водитель зарплату получает здесь. Поэтому и по бухгалтеру надо решать вопрос, чтобы он был здесь, чтобы мы могли претензии предъявить и сразу получить ответ со всеми расчетами...
 
Александр Маронченко, водитель:
- За время, что я здесь работаю, вы уже четвертый директор. Я устраивался при директоре, при котором запчасти закупили, так вот они уже  закончились. Мы уже старье ставим. И автобусы старые. Новые арестованные стоят, потому что на них оказались перебитые номера. Нам сюда присылают одно старье…
 
Тут кто-то из водителей сказал: «Васильич экспериментирует, а мы голодными останемся...»  
 
Всего лишь «маленький социальный пресс»
 
Потом стали все вместе рассуждать, есть ли выход из ситуации? Пришли к мнению, что АТП Ванино нужно или передать из частных рук снова муниципалитету, или пусть работает само на себя, на самообслуживании, в том числе само и дотации получает, которые сейчас уходят неизвестно куда. На взгляд водителей,  нынешний владелец-арендатор, в лице предпринимателя Васильева из Хабаровска, должен от АТП Ванино отказаться и для предприятия так будет лучше. Но он не откажется…
 
Тут Владимиру Литвиновскому кто-то позвонил. Он ответил звонившему, что «...на предприятии сейчас маленький социальный пресс из-за зарплаты. Администрация в курсе, все в курсе». А через некоторое время после разговора по телефону сказал следующее: «...тема закрыта, всё оставляем как есть… Постараюсь пойти по другому варианту, чтобы спасти предприятие... По данным за февраль предприятие в минусе уже более чем на миллион двести тысяч рублей. Откуда такая цифра, почему? Это надо выявить. Каждый день идут минусы. Я хочу сделать АТП рентабельным и выражение, что «транспорт убыточный» - это не правильно. Это очень выгодно! Будут у нас и новые автобусы, вернем и 101-й, всё у нас будет… Сейчас нам еще нужны водители и кондукторы, уже даны объявления».
 
Напоследок водители задали не менее волнующий вопрос. Сегодня был простой, автобусы не вышли на маршруты, предприятие недополучит около 200 тысяч рублей, за это высчитают из зарплаты работников? Васильич ответил коротко: «...Вы платить не  будете! Я возьму на себя. Всё будет нормально…»   Тут же прозвучал весьма острый вопрос, почему заработанное выплачивается в АТП в трех частях: аванс, зарплата и отдельно премиальные? Белая идет по МРОТу, серая в виде премиальных - ведомости на нее нет, выдается по приходнику… И почему  выручку сдают в кассу «АТП Ванино», а  увозят её в Совгавань?  Еще раз вспомнили о бухгалтерии, из-за отсутствия которой нет ясности, что и как. Вопросы остались без ответа. Пока без ответа...
 
«Главное, чтобы автобусы вовремя выходили на маршруты...»
 
Работники АТП не зря упомянули частую смену у них начальства. Единственного, кого вспомнили, что он работал долго, так это А.П. Малыгина. Потом просто перечислили тех, кто руководил лишь какой-то период: Ю. Светличный, М. Лопатюк, А. Гуринов, Вадим (фамилию даже не успели запомнить, так как был он всего пару месяцев), сейчас В. Литвиновский. Впрочем, работникам неважно, кто директор, а важно ответственное отношение начальника к делу. Как и населению абсолютно все равно, какая фамилия у очередного руководителя. Главное, чтобы автобусы вовремя выходили на маршруты…
 
После того, как руководитель объявил, что все будут работать на прежних условиях, с 11.00 автобусы вышли на маршруты. Но на этом волнения не перестали сотрясать АТП. Через день на предприятие из Хабаровска на неделю прибыли бригады водителей и кондукторов, а местных работников начальник отправил кого на выходные, а кого в резерв...
 
Пока хабаровчане работали, ванинские водители и кондукторы просто сидели не одну смену без дела... Руководство не волновало, что люди потеряют в зарплате. Главное для начальства - путем эксперимента выявить, насколько эффективными могут быть в плане прибыли уже обкатанные маршруты.
 
Что из всего этого получится в итоге - ещё неизвестно, но нарушения трудового законодательства в АТП уже привлекли внимание Ванинской районной прокуратуры, представитель которой встретился с коллективом, выслушал жалобы, объяснил, как составить заявление в прокуратуру, а начальству тут же дал понять, что закон нужно соблюдать…
 
Татьяна Седых,
газета «Моё побережье».
п. Ванино Хабаровского края