- Добро пожаловать в колхоз "Светлый путь"!
- ‎Какой же он светлый? Не видно ж ничего!
 
Концерт в посёлке Гайтер проходил 24 октября. Торопился успеть в посёлок пораньше. Из Хурмули выезжал рано утром, потом два раза пересаживался в Комсомольске, с междугороднего автобуса высадился на трассе и пару км. шёл пешком до посёлка. Добрался за 3 часа и первым делом посетил деревенскую школу. Школа небольшая, выстроенная 5 лет назад. В 11 классе учится 5 человек, а в 10 - всего 2. До слуха долетели слова учеников: "Почему он сам пришёл?" Они ещё спрашивают. На перемене собрали школьников, я исполнил нанайскую песню и пригласил на вечерний концерт. Наверное, это единственный способ собрать зрителей в этом посёлке. Директор клуба мне говорила, что афиши расклеили, но нет гарантии, что придут люди. Население совсем инертно - ничего они не хотят. И подобное я слышу почти в каждом месте, куда приходится ехать. Это серьёзная проблема, которую ставит время, и надо находить решение.
 
Направился в клуб. Один мальчуган вызвался помогайкой нести гитару и показывать дорогу. В маленьких деревнях всегда много помогаек. Но работница клуба назвала его паразитом. Встретили, как положено, но к предстоящему мероприятию не проявляли особого энтузиазма. Общее апатичное состояние населения сказывается и на работниках культуры, которой словно нет в этих местах. Здание клуба стоит новое, но есть ли в нём жизнь?
Согласно данным из википедии, Гайтер - большое село. Население более 2 тысяч. Село делится на новое и старое по разные стороны от железной дороги. Есть ещё одноимённая станция в трёх километрах. Старое село расположено на берегу озера, там осталось совсем мало народу. Связь очень плохая. Одна вышка упала. Ловит только МТС кое-как. Чтобы позвонить, лучше выходить на улицу.
 
Редко можно встретить село, где не услышишь жалобы на жизнь. Если в каком-то месте преобладают тоскливые умонастроения, то не ждите, что люди повалят толпой на концерт - для этого им надо находить время, которое и так поглощено делами насущными. А если ещё мероприятие платное, то простой житель, уставший после трудодня, спросит себя: что я смогу получить там? Он хочет снять напряжение и ищет для этого доступные способы. А сложная музыка требует напряжения и внимания. Нередко после проведённого мероприятия вам заботливо предлагают работники ДК: "Может вам телевизор включить?" В одном селе предложили включить дискотечную музыку, если вы устали.
 
В селе нет развития. Когда школьник заканчивает школу, он уезжает в город жить и развиваться дальше. Развитие требует усилий. Если вы станете побуждать обычного сельского жителя к какому-то развитию, то встретите прохладную реакцию - зачем это ему? Он к такому просто не привык. Вся молодёжь, полная энтузиазма, давно уехала отсюда. А школьники, которые сегодня здесь, завтра тоже уедут - душа требует простора, её тяготит однообразие. В деревнях также много пенсионеров, которые прожили жизнь и уже не имеют сил активно проявлять себя, чего-то добиваться, что-то менять. Многие из них проживали раньше в городах и перебрались в деревню в поисках покоя (деревенская жизнь в своей простоте имеет свои преимущества), а кто-то вернулся на родину. Среди таких пенсионеров можно встретить людей с богатым жизненным опытом, с которыми интересно пообщаться, и которые с удовольствием слушают весь концерт. Есть и такие, кто едет жить в деревню из идеологических соображений, но таких мало. Как правило у сельского населения нет активного настоящего: у одних всё в прошлом, у других - в будущем. Деревня - это колыбель своего рода. Здесь совсем иная атмосфера.
 
В деревне не запирают дверей. Работница клуба рассказала показательную историю. Сидела у себя дома и не могла понять, почему постоянно лает собака. Вышла поглядеть во двор и по пути к сараю почувствовала запах табака. В сарае есть сеновал наверху, который облюбовала для себя одна из младших дочерей (или внучка?). Там кто-то есть, но не она точно. Заглянула внутрь: мужик роется в шкафу. Спросила, чего ему надо. Ответил: "Спички ищу." Попросила его пойти отсюда. Тот вышел и мимоходом бросил: "Во, деревня! Стучусь - молчат, зову - молчат, захожу - всё равно молчат. Во, деревня!"
 
В клубе есть музей истории посёлка. Как славно всё начиналось! И к чему всё пришло в итоге: взрослых людей в клуб не затащишь - хоть как на них рассчитывай. Причём ещё лет 10-20 назад была совсем другая ситуация - люди ходили на мероприятия, встречались, общались.
Многие дети подошли за три часа до концерта и постоянно маячили в клубе. Концерт длился час. Доиграл до нуля человек. Всего пришло человек 15. Были только школьники и одна женщина, которая занимается с детьми. Судя по разговорам и хождению в зале, живого интереса у них не было. Старшие школьницы сидели на задних рядах, общались меж собой и пялились в телефон. Возможно, позднее время начала концерта вынуждает их рано уйти, хотя основная проблема не в этом. Но если собирать только школьников и пенсионеров, то время надо ставить пораньше, чтобы им потом не возвращаться по темноте. После концерта меня осенила одна мысль, и я спросил у директора клуба:
- А как у вас в селе по части алкоголизма?
- ‎Процветает.
Очень похожий результат был в сильно пьющих посёлках в совгаванском направлении - Тумнин и Тулучи. Пронять людей в таких местах очень трудно.
 
Уезжал из посёлка вечером. Директор клуба провожала до остановки. С наступлением холодов незнакомые люди больше задают вопросов, почему раздетый. Предлагают одежду, готовы деньгами и едой поделиться. Всем им коротко объясняю, что я приучен уже много лет, и всем по возможности оставляю адрес сайта. В этот раз со мной уезжал из посёлка ещё один парень: он думал, что меня с поезда сняли. На концерт он не ходил, потому что не читает никогда афиш. Пока стояли на остановке, видели трёх местных бегунов, которые выбежали с посёлка до трассы, а через некоторое время бежали назад. Пока ещё есть такие ребята, не всё потеряно в нашей стране.
 
Фотогалерея: http://passer-beside.blogspot.ru/2017/11/blog-post_53.html