Российский парламент продемонстрировал готовность ответить жесткими действиями на решение японских коллег признать Южные Курилы «исконной территорией Японии». Вчера Совет федерации предложил президенту России рассмотреть вопрос о введении моратория на безвизовые обмены между южнокурильскими островами и Японией, а также рассмотреть «иные меры для предотвращения провокационных действий со стороны Японии». Восток России отнесся к этому предложению с пониманием.

 

Вчерашнее заседание верхней палаты российского парламента изучило одобренные парламентом Японии на прошедшей неделе поправки к закону «О специальных мерах по содействию решению проблемы Северных территорий», включающие фразу «Северные территории являются исконными территориями нашей страны». Речь идет о четырех российских островах южнокурильской гряды.

 

Япония требует от России «вернуть» так называемые северные территории — острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу более мелких и ныне необитаемых островков, которую в Японии именуют Хабомаи и для удобства считают одним островом. Япония называет острова своими, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года.

 

По мнению японской стороны, острова были «оккупированы» СССР по окончании Второй мировой войны. Москва же считает, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, по итогам Второй мировой войны — российский суверенитет над ними имеет должное международно-правовое оформление и сомнению не подлежит. Вопрос о статусе Южных Курил до сих пор остается одним из самых острых в японо-российских отношениях. Из-за территориального спора страны до сих пор не подписали мирный договор по итогам Второй мировой войны.

 

В принятом вчера заявлении сенаторы выразили протест против действий японских коллег и отметили, что поправки, принятые парламентом восточного соседа, «идут вразрез с принципами российско-японского добрососедства, взаимного уважения и конструктивного диалога, направленного на взаимоприемлемые решения проблемы мирного договора между Россией и Японией». Совет федерации рассматривает принятые поправки «в качестве крайне недружелюбного жеста, оскорбительного для российского народа, всегда доброжелательно настроенного по отношению к Японии».

 

Сенаторы предложили президенту России изучить вопрос о введении моратория на реализацию межправительственных договоренностей о взаимных безвизовых обменах между южнокурильскими островами и Японией. А также — «рассмотреть иные меры для предотвращения провокационных действий со стороны Японии».

 

Заявление верхней палаты выглядит вполне логично: с прошлой недели все представители российской власти указывали, что поправки, одобренные японскими парламентариями, «не способствуют улучшению отношений между Россией и Японией».

 

Сенатор от Амурской области Игорь Рогачев отметил, что японские парламентарии «сознательно идут на обострение и ухудшение российско-японских отношений». Сенатор от Хабаровского края Виктор Озеров, возглавляющий в Совфеде комитет по обороне, сказал, что подобные действия парламента Японии «не способствуют улучшению двусторонних отношений, а напротив, накладывают негативный отпечаток».

 

Вчера депутат Сахалинской областной думы, руководитель регионального отделения КПРФ Светлана Иванова назвала заявление российских сенаторов «жестким ответом на заявление японских парламентариев». Она подчеркнула, что предложение ввести визовый режим между Южными Курилами и Японией указывает на «более жесткий уровень отношений». «За время действия безвизового режима сложились дружеские отношения между сахалинцами и японцами. Люди приезжали друг другу в гости, был такой обмен семьями.

 

Теперь же явно отношения будут более жесткими», — сказала Светлана Иванова. Она предположила, что за поправками, принятыми к закону «О специальных мерах по содействию решению проблемы Северных территорий», стоят представители «определенных политических кругов Японии». «Простые граждане, например, те, кто приезжал по безвизовому режиму в Южные Курилы, никаких претензий не имели и никогда не высказывались в том духе, что российская территория принадлежит Японии», — заключила депутат сахалинской облдумы.

 

Марина Ильющенко,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 121 (4176) от 08.07.09

----------

 

А чем вы могли бы грозить Японии?

 

Владимир Ефремов,

председатель Сахалинской областной думы

 

— Грозить Японии — это самое последнее дело. Надо искать пути выхода, поскольку у них своя политика, у нас — своя. По этому поводу были парламентские слушания, на которых мы аргументированно доказали, что Курильские острова принадлежат России.

 

Анатолий Тихомиров,

председатель заксобрания Еврейской автономной области:

 

— Лично я не имею полномочий грозить государству. Но со своей стороны поддерживаю позицию Совета федерации и считаю, что политическая позиция в данном случае должна быть жесткой, так как это, в первую очередь, касается российской территории.

 

Владимир Беспалов,

первый секретарь Владивостокского горкома КПРФ:

 

— Трудно сказать сходу. Во-первых, мы поставляем в Японию различные сырьевые ресурсы, от которых эта страна зависит. Во-вторых, между нашими городами существует множество дружеских связей, поэтому можно подключить общественность, ведь Япония поставила нас в безальтернативную ситуацию. В-третьих, можно напомнить им об итогах Второй мировой войны. Мы не были тогда агрессорами, Россия со странами-союзниками освобождала захваченные территории. Япония же вела себя мерзко. В конце концов, можно им напомнить о том, что их историческая память слишком коротка.

 

Анатолий Дронченко,

депутат законодательной думы Хабаровского края, первый секретарь крайкома КПРФ:

 

— Я негативно оцениваю политику Японии. Не могут они провозгласить Южные Курилы своими — это незаконно. 11 июля у нас будет пленум по обсуждению данного вопроса — мы собираемся направлять обращение в Министерство иностранных дел, чтобы оно поспособствовало разрешению сложившейся ситуации.

 

Сергей Седов,

председатель совета Сахалинского регионального отделения «Справедливой России»:

 

— Вот как раз по этому поводу у нас 10 июля состоится митинг протеста. Чем грозить? Да чем тут грозить можно, просто как-то не по-соседски Япония поступила. Я предлагал областной думе прервать договор. Еще наши политики собирались посетить Японию — я бы теперь воздержался от поездки.

 

Рубрику ведет Марина Кравченко,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 121 (4176) от 08.07.09.