Геннадий Шестаков - поменял КГБ на Эдиту Пьеху
Геннадий Шестаков - поменял КГБ на Эдиту Пьеху
Алла Голубева
 
Эдита Пьеха отметила юбилей - ей исполнилось 80 лет. Глядя на нее, слушая ее голос с экрана телевизора, поверить в это совершенно невозможно. Как и полвека с лишним назад, когда мы впервые ее узнали, она такая же очаровательная, грациозная, утонченная.
 
Как и тогда, когда советская публика впервые увидела солистку ансамбля «Дружба» (кто «вживую», а кто - на экране телевизоров), она искренна, своеобразна и по-своему неповторима. Сказать, что я обожаю певицу Эдиту Пьеху, будет звучать как-то пошловато, лучше скажу: я ее Уважаю.
 
И не только за пение, хотя очень многим песням дала она рождение и вхождение в жизнь нашу, но и за то, что никогда не опустилась она (как некоторые наши российские звезды), до обсуждения своих замков или особняков, бесчисленных мужей и любовников, не заказывала авторам песен текстов об императорском происхождении и тому подобном.
 
Она редко дает интервью и никак не приветствует попыток интервьюеров нескромно вторгаться в личную жизнь ее и близких ей людей. Она - Эдита Пьеха, народная артистка СССР и России - и этим все сказано.
 
Но что-то из ее личной жизни мы, тем не менее, знаем. Да и невозможно в современном мире совсем уж скрыть подробности частной жизни публичных людей, а тем более, если не только она, но и еще трое из ее семьи - представители артистического мира...
 
У нее было три мужа. Первый - Александр Броневицкий, талантливый музыкант, руководитель чрезвычайно популярного в 60-е годы прошлого века вокально-инструментального ансамбля «Дружба». Это ради Броневицкого приехавшая на учебу в Ленинград из Польши Эдита навсегда связала свою жизнь с нашей страной. Это с ним был записан самый первый в истории советской эстрады клип - песня «Автобус червонный».
 
Люди постарше наверняка его помнят и помнят совсем еще юную Пьеху - в скромном беретике кондуктора, скромную и застенчивую.
 
В то время она пела еще с заметным польским акцентом. И еще одну песню еще той, совсем молодой, Эдиты Пьехи не могу я забыть (хотя ее давно почему-то не транслируют по ТВ): «Огромное небо, огромное небо, огромное небо - одно на двоих» - это о летчиках, которые ценой своих жизней не допустили, чтобы на город упал их самолет...
 
В одном своем интервью Эдита Станиславовна рассказала, что именно Броневицкий рекомендовал ей осваивать русский народный репертуар, после чего в ее репертуаре появились песни «Сама садик я садила» и «Ты постой, постой красавица моя». И тут же на нее ополчились недоброжелатели за искажение русских традиций.
 
Тогда Броневицкий сам написал для своей польской жены песню в русском народном стиле: «Побегут в моря воды вешние. Зацветет земля, сердце радуя. Ах ты, Русь моя, песня нежная, сторона моя неоглядная!»
 
От Броневицкого Эдита родила дочь Илону. Теперь уже выросли двое внуков, один из которых - Стас Пьеха - вошел ныне в когорту известных эстрадных исполнителей. Но увидеть внуков их знаменитому деду судьба, увы, возможности не предоставила... Броневицкого давно нет на свете. Однако брак этих двух талантливых людей прервался еще при его жизни.
 
Хотя Эдита Пьеха избегала делиться с публикой подробностями личной жизни, но было известно, что она, уже в весьма зрелые годы, была замужем за журналистом Владимиром Поляковым. Своеобразие этого брака заключалось в том, что Поляков постоянно жил в Москве, а она - по-прежнему в Петербурге. Теперь и это замужество - в прошлом.
 
Но был у знаменитой певицы и еще один брак, о котором она, не любящая выставлять свою жизнь напоказ, говорит не часто. Между тем, с человеком этим она прожила шесть лет, и человек это - также по-своему примечательный. А мне, еще недавно жительнице города Хабаровска, он интересен еще и тем, что родился он и провел большую часть своей жизни в этом городе.
 
Имя этого человека - Геннадий Шестаков. Начало этой истории я знаю от его матери - Марии Ивановны Молчановой, которая в советское время была довольно известным и влиятельным в местном масштабе человеком, так как много лет возглавляла лекторскую группу крайкома партии. А мой отец Эммануил Григорьевич Фишер, вузовский преподаватель философских дисциплин, являлся одновременно и внештатным лектором крайкома, что Мария Ивановна не единожды бывала у нас в гостях. Окончание же этой истории мне поведал спортивный деятель Валерий Семикоровкин, который на протяжении десятилетий дружил с Шестаковым.
 
Друзья: Геннадий Шестаков, Валерий Семикоровкин, Сергей Гончарук (слева направо)
Друзья: Геннадий Шестаков, Валерий Семикоровкин, Сергей Гончарук (слева направо)

 
Геннадий был обаятельным темноволосым человеком ростом за 180 сантиметров. Еще во время учебы в 34-й школе Хабаровска увлекся легкой атлетикой. Любимым его занятием был бег на 800 и 1500 метров - у спортсменов это именуется средними дистанциями. Но в сборную Российской федерации попал почти по случайности - вовсе не по своему «коронному» виду спорта: на соревнованиях в Новосибирске потребовалось срочно заменить вышедшего из строя спринтера.
 
Неожиданно для всех Геннадий Шестаков, выступавший в команде юниоров, добился в беге на 110 метров с барьерами таких результатов, которых никто от новичка и не ожидал. Потом, уже в составе сборной команды, участвовал в соревнованиях в Ленинграде. И опять победа, но уже на его любимой дистанции - 800 метров. Геннадий Шестаков стал обладателем медали чемпиона России.
 
К тому времени он уже окончил среднюю школу и мог выбирать для продолжения учебы любой вуз страны: ни один не отказался бы взять человека, способного с блеском отстаивать спортивную честь учебного заведения. Геннадий выбрал знаменитый Ленинградский институт физкультуры имени Петра Францевича Лесгафта. После второго курса его взяли в армию: учеба в вузе не являлась в те годы причиной для отсрочки от службы.
 
Но, как потом говорил Шестаков, от трех лет службы в спортивной роте в том же Ленинграде под руководством одного из лучших тренеров страны Ивана Пожидаева он ничего не потерял - напротив, прибавил себе опыта. В армию отправился перворазрядником, а назад вернулся мастером спорта по легкой атлетике.
 
Для тех, кто не в курсе, знает, поясню, что мастеров спорта по бегу в нашей стране, с учетом сложности нормативов, и тогда, и теперь по пальцам можно пересчитать. Шестаков возвратился к учебе в Институте имени Лесгафта, а после его окончания преподавал на кафедре физического воспитания и спорта в Ленинградском университете. И разумеется, постоянно ездил на всевозможные соревнования по легкой атлетике, в том числе и международные.
 
Он входил в когорту сильнейших «средневиков» СССР. На дистанции 1000 метров в закрытых помещениях результат Геннадия совсем немного уступал тогдашнему мировому рекорду.
 
К тому времени относится первый брак Шестакова - тогда еще не на Эдите Пьехе, это произойдет позже. Первой женой его стала известная спортсменка Татьяна Кузнецова, с которой нередко приходилось вместе выступать на соревнованиях. Она даже перегнала мужа по регалиям - имела звание почетного мастера спорта по другому виду легкой атлетики - прыжкам в высоту. А по профессии Татьяна была физиком - работала с полупроводниками в закрытом институте и владела несколькими языками. Высокая, стройная, с симпатичными ямочками на щеках.
 
Ко времени знакомства с Эдитой Пьехой в жизни Геннадия еще довольно много чего происходило. К этому времени и он, и его первая жена уже оставили спорт. И не только потому, что требовалось больше уделять внимания воспитанию родившегося в 1975 году сына Андрея. В один прекрасный день обоих супругов пригласили в КГБ и предложили сотрудничество. Объяснили, что видят в них большие перспективы: как и большинство людей, воспитанных большим спортом, Шестаковы умели быть коммуникабельными и не растерялись бы, вновь оказавшись за рубежом. Вдобавок в этому, обладали свойственной спортсменам быстрой реакцией. А то, что являлись супружеской парой, - тоже были на руку.
 
Согласие Шестаковы дали не сразу. Но родители Геннадия Мария Ивановна и Иван Васильевич советовали не отказываться: отцу прежде уже приходилось выполнять какие-то задания «органов», и он очень этим гордился.
 
Вскоре супруги Шестаковы уже учились в спецшколе КГБ - это для обоих было второе высшее образование. Во время учебы Геннадий писал в Хабаровск матери: «Не звони мне и не пиши. Я сам тебя найду, когда будет можно».
 
Новая работа супружеской четы содержала эпизоды, похожие на те, что каждый из нас видел в фильмах про разведчиков. Когда задание требовало выезда за рубеж, Геннадий и Татьяна приезжали туда порознь и действовали согласно легенде, будто бы только что там встретились и поженились…
 
После возвращения в Ленинград Геннадий Шестаков стал курировать по линии КГБ учреждения культуры города. От него требовалось «присматривать» за артистами театров и филармонии: как живут, что говорят, не собираются ли «смыться» за рубеж. Это было время, когда эмиграция считалась равносильной предательству. Предателями Родины считали и певцов Михаила Александровича, Ларису Мондрус, Юлия Горовца, и артистов балета Альберта Нуриева, Михаила Барышникова - список этот можно продолжать и продолжать…
 
Приехавшей в очередной раз навестить сына Марии Ивановне Геннадий показал список людей, за которыми поручено следить, чтобы не допустить во время зарубежных гастролей их общения с посольствами ради предоставления политического убежища.
 
- Смотри, мама, - этот вот - еврей, может в Израиль сорваться или еще куда-нибудь. И этот - тоже, хотя по фамилии и не догадаешься. Они все подо мною прогибаются. Все - кроме Аркадия Райкина да еще Евгения Мравинского, руководителя Государственного симфонического оркестра. За что я их и уважаю… Хочешь, на Райкина свожу?
 
«Присматривая» по роду своей деятельности за работниками Ленконцерта, Шестаков не мог не обратить внимания на Эдиту Пьеху - редкостную певицу, умницу и потрясающей красоты женщину. Дочь поляка и француженки обладала манерами королевы, которым просто так не обучишься, которые должны или быть в крови, или воспитаны «с младых ногтей». Эдита была на шесть лет старше Геннадия, но это не имело никакого значения. С первых минут знакомства она его обворожила и потрясла.
 
Оба: и Эдита Пьеха, и Геннадий Шестаков имели семьи. У обоих супруги были достойными людьми. У обоих были дети. И все же - победила любовь...
 
Когда у них начался роман, оба не предполагали, какое будет у него продолжение. Развязку ускорил узнавший об их отношениях муж Эдиты Александр Броневицкий - человек ревнивый, горячий и темпераментный, временами даже необузданный. Он избил жену и пообещал пристрелить ее возлюбленного.
 
Сохранять после этого брак гордая польская пани посчитала ниже своего достоинства. В 1976 году она стала официальной женой Геннадия Шестакова.
 
Развод и новый брак никак не повлияли на карьеру певицы. В артистических кругах подобные случаи - не редкость. Шестакову же пришлось заплатить за любовь увольнением с престижной работы и немалой потерей нервных клеток. Как говорится, «что позволено Юпитеру…».
 
Накануне официального развода Геннадий был вызван «на ковер» к очень большому начальнику:
 
- Ты вообще-то соображаешь, что делаешь? Забыл, где работаешь? В общем так: или возвращайся в семью, или о новых звездочках на погонах можешь забыть.
 
Новых звездочек на погонах действительно больше уже не прибавилось. Как не было уже и самих погон. А еще - стал Геннадий Шестаков на несколько лет «невыездным». За любовь следовало платить…
 
Впрочем, его вполне устраивала новая работа. Он стал директором в ансамбле своей жены Эдиты Пьехи. Для этого требовались знания хозяйственника - и Шестаков поступил на заочное отделение Института театра, музыки и кино. Через положенное время у второго мужа Эдиты Пьехи было третье по счету высшее образование.
 
В Хабаровск певица впервые приехала в 1977 году. Разумеется со своим ансамблем и его директором, по совместительству - мужем. Помню, как пришедшая в гости к моим родителям Мария Ивановна Молчанова с тревогой говорила:
 
- Не знаю, чем ее и кормить! Мяса не ест, жирного ей нельзя, печеного - нельзя! Я спрашиваю: а что можно? Говорит: салаты любые можно. Так я по поваренной книге салаты ей готовлю. Хорошо хоть японцы вовремя подсказали, что из папоротника их тоже можно делать…
 
Еще Мария Ивановна рассказывала, как она, по случаю знакомства с новой невесткой, решила сделать ей подарок - чайный сервиз. Долго выбирала и наконец купила такой, какого, ввиду немыслимой его стоимости, никогда не решилась бы приобрести для себя. За подарок Эдита Станиславовна вежливо поблагодарила и сказала:
 
- Очень кстати, у нас как раз в кухне все чашки поразбивались …
 
Впрочем, новая невестка вовсе не была ни задавакой, ни гордячкой. Просто у нее была немного другая жизнь, насыщенная другими проблемами, и ей как-то всегда было не до быта. Геннадий называл ее пахарем: она вся была в работе и являлась необычайно требовательной и к себе, и к участникам своего ансамбля.
 
Заниматься чисто бытовыми делами по дому у Эдиты Станиславовны не находилось ни времени, ни желания. За все ремонты в их трехкомнатной квартире обычно отвечал Геннадий. А его жена, обладая редкостным вкусом (о котором могут судить зрители ее концертов - по тому, как она всегда безукоризненно одета и причесана), подсказывала, какими должны быть обои, какими пол и потолок.
 
Хозяйством в квартире заведовала домработница Вера. Приходящим в дом многочисленным гостям могло даже показаться, что Вера находилась здесь всегда, настолько она была в курсе всех дел своей хозяйки. Даже на гастроли певица нередко брала ее с собой, во всяком случае по стране - так обязательно. Эта Вера потом и сыграла роковую роль в семейной жизни супругов Шестаковых. Кто знает, возможно, если бы не она, многое сложилось бы совсем по-другому…
 
Жила семья, в общем, неплохо и весело. У Геннадия сложились хорошие отношения с Илоной, которая даже и позже, когда второй брак Эдиты Станиславовны уже остался в прошлом, не забывала, тайком от матери, поздравить Шестакова с днем рождения и что-нибудь ему подарить.
 
Но это - потом. А пока они жили все вместе, и жили весело. У них любили бывать гости. Частыми были застолья, продолжавшиеся далеко за полночь. Эдита пила только сухое вино, а Геннадий - все, что угодно и в любых количествах, но никогда не пьянел.
 
Однако браки, заключенные людьми зрелыми, когда у обоих давно сложились четкие представления о добре и зле, свои привычки и пристрастия, когда нет уже молодой гибкости, способности и желания меняться, всегда рискованны и таят в себе угрозу сломаться. А особенно, когда один из них настолько известен, славен, знаменит. Эдита Пьеха была очень знаменита, в любом городе ее окружали толпы поклонников, и как тут было разобраться, где среди них поклонники чистого искусства, а где - нечто уже совсем другое…
 
В какой-то момент злые языки стали докладывать Геннадию, что вроде жена его «неровно дышит» к одному из участников своего ансамбля - человеку женатому. Человек этот имел «птичью» фамилию, но охотно откликался на кличку Соловей.
 
Были между ним и певицей какие-то особые отношения или нет - кто знает… Но Геннадий уверился, что были, и в отместку тоже решил завести себе пассию на стороне - балерину Кировского театра по фамилии Ганнибалова. Не было у него к этой даме особой любви - больше уязвленного самолюбия. И в один, совсем не прекрасный, день, когда Эдиты не было дома, он говорил с этой балериной, находившейся на зарубежных гастролях, по международному телефону. А верная своей хозяйке Вера разговор этот услышала и записала для нее на магнитофонную пленку. И это стало началом конца…
 
Как и первый развод, второй тут же отразился на служебном положении Геннадия Ивановича. Он уже не мог оставаться директором ансамбля бывшей жены. Преданные Пьехе поклонники поставили себе целью вообще вышибить его из седла, что означало вывести из состава директоров Ленконцерта. Но время было еще советское - 1983 год, когда законы более или менее соблюдались, а Шестаков с его тремя высшими образованиями законы знал хорошо. Кончилось тем, что поклонницы певицы здорово его поколотили, что он, впрочем, воспринял как должное. Новой должностью Геннадия стало руководство ленинградским театром «Буфф» - того, в котором работали многие известные люди, и среди них, например, Игорь Корнелюк и дочь Пьехи Илона Броневицкая.
 
Шестаков вернулся к первой жене Татьяне и сыну. Но верно говорят, что нельзя дважды войти в одну реку. У Геннадия, человека прежде сильного и энергичного, который всегда сам строил свою жизнь, не было больше желания что-то строить и склеивать. Жизнь казалась пустой и никчемной. Он словно бы плыл по течению…
 
По роду деятельности - и прежней, и нынешней - у Шестакова был большой и разнообразный круг друзей, в который входили выдающиеся спортсмены, артисты, ученые и высокопоставленные военные. Постоянные встречи с ними обязательно, как это на Руси водится, сопровождались застольями и возлияниями. У Геннадия был сильный организм и прекрасная восстановительная система. Наутро после вчерашних застольев он поднимался, мылся под контрастным душем, пил кофе - и шел на работу. И никто не смог бы догадаться о том, что было накануне. А на работе у него теперь тоже стояла в укромном месте бутылочка - под гипсовым бюстом Владимира Ильича. Для друзей…
 
И все же бесконечно продолжаться так не могло. Однажды, выйдя из дому, он неожиданно упал. И больше уже не поднялся - отказало сердце. Это был март 1994 года. Геннадию Ивановичу, у которого был совершенно особый день рождения - 29 февраля - только что исполнилось 52…
 
Эдита Пьеха, судя по всему, с печалью восприняла смерть своего второго мужа и приняла очень активное участие в организации похорон.
 
Прошли годы. За это время у Эдиты Пьехи был еще один брак, который теперь тоже остался в прошлом. Бывают такие самодостаточные женщины, которые не могут слишком долго жить в браке - он их тяготит. Возможно, и Пьеха - одна из них, кто знает…
 
Однажды по первому каналу телевидения прошла передача, которую ее автор Фекла Толстая назвала «Семейные тайны» Эдиты Пьехи». Участвовали и дочь певицы Илона Броневицкая, и внук Стас Пьеха. Оба, как теперь всем известно, пошли по стопам своей знаменитой родственницы. На вопрос о ее браках Эдита Станиславовна ответила:
 
- Моей единственной любовью был Сан Саныч Броневицкий. Поэтому когда мне говорят: «Ваш первый муж», - я возражаю: «Единственный!» А все остальное - были ошибки…
 
Ну, что же, ей, конечно же, лучше знать…
 
Однако город, где родился и провел молодость второй из ее официальных мужей, певица посещает нередко. И каждый раз большой зал ОДОРА, где обычно выступает она с концертами, бывает забит до отказа. Давно нет в живых Геннадия Шестакова да и родные его покинули Хабаровск. Но чем-то притягивает Эдиту Станиславовну этот город. Возможно, манит какими-то воспоминаниями…
 
Алла Голубева.