Визит Президента России в КНДР в 2000 году и ответный визит Ким Чен Ира в Россию в 2001 году обозначили возвращение наших стран к традиционным двусторонним отношениям.
Визит Президента России в КНДР в 2000 году и ответный визит Ким Чен Ира в Россию в 2001 году обозначили возвращение наших стран к традиционным двусторонним отношениям.
Минуло пять лет после ухода из жизни руководителя Корейской народно-демократической республики Ким Чен Ира. Сегодня в нескольких дальневосточных городах России, где живут и трудятся тысячи граждан КНДР, в 12 часов по местному времени прошла «минута молчания» в память о Ким Чен Ире.
 
Он скончался 17 декабря 2011 года в вагоне поезда во время одной из своих многочисленных инспекционных поездок по стране. За десять лет до этого Ким Чен Ир проехал в своем поезде через всю Россию до Москвы, где встретился с Владимиром Путиным, только вступившем в должность главы государства.
 
Сопровождать лидера КНДР в его 24-дневной поездке было поручено тогдашнему полномочному представителю президента РФ в ДФО, генерал-лейтенанту запаса Константину Пуликовскому. Полпред после этого путешествия выпустил книгу под названием «Восточный экспресс: по России с Ким Чен Иром» тиражом в 10 тысяч экземпляров. Издание до сего дня является библиографической редкостью. Приведем одну главу из этой книги.  
 
Транссибирская и Транскорейская магистрали
 
Мы с Ким Чен Иром несколько раз обсуждали экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. Здесь есть много перспективных проектов, один из них - соединение Транссибирской магистрали с железной дорогой, проходящей по всему Корейскому полуострову. Идея эта, экономически выгодная сразу трем странам, вызывает негативную реакцию в портах Тихоокеанского побережья России - Находке, Владивостоке, Ванино. Там почему-то считают, что после соединения Транссиба с корейской магистралью порты сразу рухнут - у них будут отобраны грузы. Это ошибочное мнение некоторых руководителей.
 
По Транссибирской магистрали с Корейского полуострова грузы пойдут в контейнерах. В них в основном перевозятся высокотехнологичные изделия. А наши гавани большей частью специализиру­ются на экспорте навалочных грузов - угля, леса, химических удобрений, металла. Россия экспортирует их во многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так что работы портам Находка, Владивосток, Ванино и другим хватит еще на столетия. Вряд ли в наше время, да и в далеком будущем уголь, который сейчас миллионами тонн идет из глубоководного Восточного порта в Японию, Китай, на Филиппины и даже в Южную Америку, будуг отправлять в страны АТР через Корейский полуостров в контейнерах.
 
Ким Чен Ира тоже волнует соединение Транссиба с Транскорейской железной дорогой, но несколько в ином ключе. Корейская колея более узкая, чем расстояние между рельсами Транссиба.
 
Многие железнодорожники КНДР против замены узкого пути на российские стандарты. Ким Чен Ир их убеждал: "Почему мы должны дорожить узкой колеей? Это наше национальное достояние, построенное по нашему желанию? Нет, эту железную дорогу прокладывали японцы, она является напоминанием о мрачном колониальном прошлом. Отчего же нам ею дорожить?"
 
Его позиция совершенно однозначна: необходимо работать над реализацией совместного проекта. Ким Чен Ир поинтересовался, готова ли российская сторона оказать содействие в реконструкции железнодорожного полотна КНДР на участке вдоль восточного побережья Кореи. Мы ответили, что Россия может заменить на широкий стандарт все железные дороги КНДР, что ускорит и удешевит перевозку грузов между Корейским полуостровом и Европой.
 
- Я думал в поезде буду отдыхать и наслаждаться российской природой. Теперь придется ломать голову над сложными задачами, - пошутил он.
 
Магистраль "Корейский полуостров - Европа" - дело будущего. А пока российская сторона действительно готова отремонтировать все стальное полотно КНДР. Уже сегодня поезда с Корейского полуострова можно принимать и отправлять через станцию Хасан, переставляя под ними колесные пары.
 
Сразу же после визита главы КНДР в Россию пошли комментарии экономистов и политологов об идее соединения Транссиба с Транскорейской магистралью. Журнал "Российская Федерация сегодня" в сентябре 2001 года писал: "В свое время С. Витте назвал Транссибирскую магистраль "дорогой величайшего политиче­ского и коммерческого значения". Именно он в середине 90-х годов XIX века настоял на том, чтобы Великий Сибирский путь, дошедший к тому времени до Забайкалья, не повторял на участке от Читы до Владивостока изгиб течения Амура, а был проложен по кратчайшему маршруту - через Внешнюю Монголию и Маньчжурию. Уже тогда такое отклонение Транссибирской магистрали на ее дальневосточном участке предвещало, что естественным завершением великого транзитного пути из Западной Европы к Тихому океану предназначено стать Корее - стране на стыке сухопутных и морских границ России, Китая и Японии. Это же уникальное геополитическое положение Корейского полуострова, омываемого водами Японского и Желтого морей, сделало его средоточением геополитических интересов держав".
 
Визит Ким Чен Ира в Россию стал событием глубоко символическим: он состоялся в дни празднования 100-летней годовщины со времени открытия Транссибирской магистрали, и весь маршрут лидера КНДР пролегал по этому пути, связывающему азиатские и европейские пространства России.
 
В 90-е годы XX века разрушилась налаженная структура экономических связей России с севером Корейского полуострова. Остановился крупный нефтеперерабатывающий завод "Сынри", на который поступала нефть Западной Сибири, прекратилась перевалка российских грузов в северокорейских портах Раджин, Сонбон и Чхонджин на Японском море; была свернута деятельность совместной российско-северокорейской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
 
Визит Президента России в КНДР в 2000 году и ответный визит Ким Чен Ира в Россию в 2001 году обозначили возвращение наших стран к традиционным двусторонним отношениям.
 
15 августа 2001 года, когда оба корейских государства праздновали 56-ю го­довщину освобождения от японского протектората, Министерство путей сообщения России объявило о начале работ над технико-экономическим обоснованием строительства к северо-восточному побережью Корейского полуострова магистрали с шириной колеи 1520 мм (технические параметры российских железных дорог).
 
Американцы немедленно оценили значение этого события: "Продолжение Транссиба, - писал еженедельник "Ньюсуик", - сулит чрезвычайные экономические перспективы. Весь товарообмен в Евразии переменится радикальным образом".
 
Константин Пуликовский, бывший полпред президента РФ в ДФО, из книги «Восточный экспресс: по России с Ким Чен Иром», 2002 год