Бюро высшего совета «Единой России» приняло решение рекомендовать правительству разработать проект строительства на Дальнем Востоке предприятия по сборке автомобилей. Региональные элиты отстояли право апеллировать напрямую к премьеру Владимиру Путину.

 

Среди антикризисных мер, которые обсуждали во вторник на бюро высшего совета руководители «Единой России», наи-больший резонанс может получить проект развития автопрома на Дальнем Востоке. Как заявил глава высшего совета Борис Грызлов, это «частный проект», партия выйдет к правительству с инициативой создания автозавода, который будет производить и автомобили, и автобусы.

 

Речь идет о совместном предприятии с японскими, корейскими или китайскими производителями. Как пояснили „Ъ“ источники в партии, в качестве возможных партнеров рассматриваются, в частности, Toyota и Nissan; предприятие может дать занятость более чем тысяче человек, стоимость подобных проектов $200–550 млн, обязательным условием проекта являются правительственные гарантии режима благоприятствования.

 

Борис Грызлов назвал проект автопрома на Дальнем Востоке «народной темой». Если экономические перспективы проекта пока туманны (см. справку), то политический расчет партии очевиден. Напомним, решение правительства о повышении пошлин на ввоз иномарок было встречено на Дальнем Востоке массовыми акциями протеста. Местные отделения «Единой России» и фракции в законодательном собрании Приморского края приняли обращение к главе правительства, председателю партии Владимиру Путину с просьбой пересмотреть принятые меры.

 

А в Хабаровском крае обращение было посвящено повышению энерготарифов. В ответ на это последовала жесткая реакция руководства «Единой России»: секретарь Приморского отделения партии Петр Савчук был уволен, смещен с поста спикер хабаровского краевого парламента Юрий Оноприенко. А глава исполкома партии Андрей Воробьев тогда заявил, что перекладывать ответственность за экономическую ситуацию на правительство недопустимо, а вместо обращений необходимо заниматься разъяснениями сути антикризисных действий правительства населению.

 

Во вторник стало ясно, что в руководстве партии возобладала другая точка зрения. На заседание бюро были приглашены секретари приморского и амурского региональных отделений, присутствовал член бюро партии, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. «Наши обращения были не напрасными, они услышаны руководством партии и правительством»,— заявил „Ъ“ секретарь амурского отделения Николай Швец. «Нас упрекали в эмоциональности, но мы готовы представить конкретный проект, в котором нет никаких эмоций. Это решение способно разрядить социальное напряжение, с ним мы можем выйти к людям»,— заявил глава фракции «Единой России» приморского краевого парламента Владимир Курилов.

 

По мнению политолога Михаила Виноградова, первоначальная жесткая реакция заключалась в том, что «Единой России» важно сохранять роль медиатора между регионами и премьером, политическая автономизация региональных отделений, которые через голову федерального актива действуют на правительство, нежелательна. Теперь можно предположить, что обращения к премьеру продолжатся.

 

Ирина Нагорных,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 30(4085) от 19.02.09

----------

 

Участие партии в организации автопроизводства на Дальнем Востоке выглядит странным

контекст

 

О возможности создания автосборки на Дальнем Востоке заявляли два российских автопроизводителя — ОАО АвтоВАЗ и ОАО «Соллерс». АвтоВАЗ думал о создании в Комсомольске-на-Амуре сборки своих моделей и моделей альянса Renault-Nissan, который является партнером завода (Renault владеет 25% акций ОАО). В «Соллерс» говорили о возможности сборки в регионе корейских внедорожников SsangYong. Телефоны представителей этих компаний вчера вечером не отвечали. Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак напоминает, что оба проекта были заявлены еще до кризиса, а сейчас, когда авторынок России падает (в январе — на 33%), АвтоВАЗ и «Соллерс» «наверняка не рискнут инвестировать в создание новых производств где бы то ни было». Саму идею сборки автомобилей на Дальнем Востоке аналитик считает здравой, но оговаривается, что «было бы как минимум странным видеть локомотивом подобных проектов партию „Единая Россия“«. Конечно, партия могла бы содействовать созданию инфраструктуры вокруг будущих производств или предоставить инвестору какие-либо льготы, рассуждает господин Пак, но добавляет, что эти вопросы могут решить и региональные власти.

 

Денис Беликов,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 30(4085) от 19.02.09

------------

 

Куда рулить

Автомобилисты присматриваются к отечественным машинам

 

Правительство Амурской области начало передачу иномарок из административного гаража социальным учреждениям. Эта акция проводится по предписанию губернатора Олега Кожемяко.

 

По микроавтобусу «Toyota Hiаce» получают социальный приют для детей, областной научно-методический центр культуры и областной центр детско-юношеского технического творчества. В детский приют «Радуга» передается «Nissan Safari», а областному центру художественного и технического творчества учащихся начального профобразования - «Toyota Crown». Внедорожник «Mitsubishi Pagero» становится собственностью центра по сохранению историко-культурного наследия. Джипы «Toyota Land Cruiser» пополняют автопарки центра обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности и ДЮСШ олимпийского резерва. В научную библиотеку и областной центр развития спорта чиновники отдают «Toyota Verossa» и «Toyota Touring Hiace».

 

Еще три авто - «Mercedes Benz S500» и два «Toyota Land Cruiser» (все 2007 года выпуска) - выставлены на аукцион. Стартовая цена губернаторского «Мерседеса» - 5,7 миллиона рублей, каждого из черных джипов - чуть более двух. На вырученные от их реализации средства для областного правительства приобретут автомобили отечественного производства.

 

Готовы ли рядовые дальневосточники последовать примеру амурских чиновников? Дилеры уверены, что изменение спроса на продукцию российского автопрома в регионе - это вопрос времени. По их прогнозам, уже в текущем году объем продаж машин, собранных в нашей стране, увеличится.

 

Возможность купить отечественный леворульный автомобиль на Дальнем Востоке дает сеть представительств российских автозаводов. В Хабаровском крае в прошлом году реализовано около 250 вазовских машин, в Амурской области 423, в Приморье - около 500.

 

- Спрос есть, - отмечает заместитель генерального директора предприятия, представляющего интересы Волжского автозавода во Владивостоке, Юрий Ткачук. - У отечественных моделей - свои поклонники. Например, «Ниву» часто берут для охоты или рыбалки. Покупают ее и те, кто живет за пределами краевой столицы.

 

С такой оценкой соглашается и его хабаровский коллега Александр Лисовой:

 

- Полноприводная «Нива» в сравнении с зарубежными внедорожниками выигрывает в цене и потому хорошо продается, - говорит он.

 

В зависимости от комплектации она стоит в Хабаровске 260 тысяч рублей. «Пятерку» можно приобрести за 150 тысяч. Самые популярные у приморцев - «Нивы» и «Приоры». Стоимость первой - от 280 тысяч рублей, второй - порядка 300 тысяч.

 

Цены практически одинаковы во всех регионах страны независимо от их удаленности от Тольятти - такова политика «ВАЗа». Введение исключительного железнодорожного тарифа на перевозки отечественных автомобилей не сделает их доступней для хабаровчан и владивостокцев.

 

- Задне- и переднеприводные автомобили нашего завода не пользуются на Дальнем Востоке особым спросом, - заявляет Александр Лисовой. - Их ценовой сегмент занят подержанными иномарками, которые, что греха таить, по многим параметрам превосходят «Лады».

 

По наблюдениям сотрудников благовещенской компании по реализации и сервисной поддержке вазовской продукции, среднестатистический покупатель их машин - среднего и старшего возраста. Автомобили также поставляются муниципальным предприятиям в рамках государственного заказа. Дилеры прогнозируют расширение круга клиентов, хотя пока этого не произошло. В январе в Хабаровске реализовано десять «ВАЗов», в Благовещенске - 30.

 

Руководитель автоцентра из Приамурья Николай Тымченко называет две основные причины, негативно влияющие на объем продаж. Во-первых, жесткая конкуренция, в которой пока с большим перевесом выигрывают иномарки. Во-вторых, недостаточная раскрутка отечественного бренда.

 

- Новые модели - «Лада Калина» и «Лада Приора» - никто, к сожалению, не знает, - сетует он. - Люди приходят в автосалон и спрашивают: «А где у вас «жигули»?». Показываем на ряды образцов: «Да вот же они!». Не узнают, потому что внешне наши машины - вылитые иномарки.

 

Да и «начинка» современных «жигулей», по словам специалистов, практически не отличается от комплектации иностранных машин соответствующего класса. Дизайн также вполне отвечает вкусам европейских автолюбителей.

 

- Сам езжу либо на служебной «Калине», либо на «десятке», - говорит Тымченко. - Нормальные машины, ничем не хуже импортных. А те, кто заявляют обратное, скорее всего, давно не садились в «жигули»...

 

Достаточно популярна на Дальнем Востоке и продукция Ульяновского автомобильного завода. Ежегодно продается до 900 машин этого производителя.

 

Самые востребованные модели - УАЗ-31519 (традиционный уазик) «Фермер» и «Патриот». УАЗ «Фермер» покупают не только для работы, но и для выездов на природу, охоту или рыбалку, ведь он берет семь пассажиров и 450 килограммов груза. Цена мощного и в то же время компактного внедорожника «Патриот» в базовой комплектации - около 350 тысяч рублей, дополнительные опции могут увеличить ее до полумиллиона. Цены на Дальнем Востоке пока выше среднероссийских - играют свою роль дополнительные расходы на доставку.

 

- Российский джип удобен и в городе, и за городом, - говорит директор приморской компании - регионального дилера Ульяновского автозавода Сергей Гриф. - До этого 19 лет водил «Волгу», какое-то время ездил и на «японке», но без сожаления вернулся к левому рулю. Очень достойный автомобиль. Я надеюсь, что он будет востребован жителями Дальнего Востока.

 

Высокий спрос на ульяновские автомобили в Якутии с ее бездорожьем, особенно в сельской местности. Уазики завозятся не только для населения, но и для бюджетных организаций и учреждений. Среди покупателей - республиканские министерства труда и социальных отношений, здравоохранения, внутренних дел, сельского хозяйства. Этими машинами пользуются и в управлении Пенсионного фонда, в налоговой службе, других ведомствах.

 

На Дальнем Востоке развивают не только дилерскую сеть российских автозаводов - есть и свой автопроизводитель. Предприятие расположено на территории Приморского края и занимается сборкой грузовых машин японской марки «Hino». По словам заместителя генерального директора Юрия Быстрова, компания пока не вышла на уровень промышленного производства. В апреле прошлого года со сборочных постов сошли первые грузовики. Во втором полугодии выпущено 450 машин.

 

По условиям сотрудничества в Приморье из Японии поставляются новые шасси грузовых автомобилей, причем собранные с учетом российских условий. Специалисты компании занимаются доукомплектацией. Из цеха грузовик выходит с российской маркировкой. В документах указано, что производитель находится в городе Артеме.

 

Кстати

 

Иностранные автоконцерны, которые открыли заводы в нашей стране, не имеют разветвленной сети продаж и обслуживания на Дальнем Востоке. В регионе продаются Renault, Ford, Volvo, Land Rover, SsangYong и Fiat. А вот Chevrolet, Toyota, Nissan, Kia, Hyundai, BMW отечественной сборки на Дальнем Востоке не купить.

 

Анна Бондаренко, Виктория Давыскиба, Владимир Таюрский, Михаил Строев, Татьяна Дмитракова,

«Российская газета» - Экономика Дальнего Востока № 4847, от 12 февраля 2009 г.

---------

 

Разобрали на детали

Обсуждается возможность создания в регионе автосборочных предприятий

 

В список антикризисных мер предложено включить создание автозаводов на Востоке. Об этом на заседании круглого стола «Перспективы автосборочного производства на территории Приморского края» сообщил депутат Госдумы РФ Владимир Пехтин.

 

Эксперты разошлись во мнениях. Одни считают такой шаг экономически необоснованным, другие видят в нем решение проблем региона.

 

- В Европе на тысячу человек приходится 400 автомобилей, а у нас - около 200, - напомнил профессор ДВГУ Тагир Хузиятов. - Более того, половина машин, эксплуатируемых россиянами, старше десяти лет. Они скоро придут в негодность. Это говорит о том, что перспективы развития производства имеются.

 

В ряду доводов «за», по его мнению, стоит и то, что во Владивостоке есть производственные мощности - некоторые из них перепрофилированы под магазины и склады. Существует инженерная инфраструктура. Налажена система логистики. В наличии и квалифицированные рабочие, которые занимались сборкой и ремонтом японских машин.

 

Кстати, профессор подсчитал ориентировочную себестоимость таких авто - от девяти до 13,5 тысячи долларов.

 

Поддержал идею создания завода и спикер приморского парламента Виктор Горчаков. Правда, с оговоркой:

 

- Решение зависит не только от нашей инициативы, это часть общегосударственной программы.

 

И напомнил предысторию вопроса:

 

- Краевая администрация уже рассматривала возможность создания автосборочного производства. Мы вели переговоры с компаниями Японии и Южной Кореи. Планировалось открытие автозаводов в Арсеньеве и Партизанске. Однако было заключено межправительственное соглашение о строительстве предприятия под Петербургом. Аргументы - на Дальнем Востоке небольшая плотность населения, к тому же продукция петербургского завода может идти не только на российский, но и на европейский рынок.

 

Варианты строительства автозавода на территории Приморья обсуждались с руководством китайской провинции Хэйлунцзян. В 2007-м власти Партизанска даже подписали с китайцами соглашение, декларировавшее намерения КНР создать в городе предприятие по сборке легковых, грузовых автомобилей и автобусов. За два года до этого начать автосборку в Приморье предлагала индийская компания Tata Motors Limited.

 

Многие участники круглого стола уверены, что очередь Востока России наконец-то наступила. Инвесторы постепенно осваивают регион, который раньше им был не интересен. Возможность размещения автосборочного производства рассматривает Новосибирск, переговоры с «Ниссаном» ведутся в Комсомольске-на-Амуре. Активно лоббирует идею Иркутск.

 

А участники дискуссии во Владивостоке сошлись на том, что размещение автосборочного производства в Приморье - не только актуальная, но и вполне решаемая задача.

 

Мнение

Александр Исаев, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции ВГУЭС:

- После падения курса рубля средняя заработная плата россиян составляет долларов 350, а скоро может быть и 200. Абсолютно очевидно, что в стране, где у населения такие доходы, рассчитывать на массовую продажу автомобилей себестоимостью девять тысяч долларов не приходится.

 

Анна Бондаренко, Приморский край,

Российская газета» - Экономика Дальнего Востока № 4847, от 12 февраля 2009 г.