В деле о гибели в Охотском море буровой «Кольская» выявлена фальсификация материалов следствия. Спустя пять лет после катастрофы все еще неясно, кто виновен в гибели людей.
 
Кратко напомним хронику событий. В 2011 году ОАО «Арктикморнефтегазразведка» («АМНГР») получило подряд на строительство поисковой скважины у берегов Камчатки. С августа по декабрь 2011-го плавучая буровая установка этого предприятия «Кольская» производила бурение на западном участке шельфа полуострова.
 
11 декабря началась буксировка «Кольской» в Корсаков. На ее борту находилось 67 членов экипажа. Из-за ухудшения погоды было решено увеличить скорость движения сверх допустимого предела, чтобы обогнать надвигавшийся циклон.
 
Из-за превышения скорости и ударов волны в обшивке корпуса образовались трещины, через которые стала поступать вода. Начальник «Кольской» просил у руководителей разрешения спустить опорные колонны для улучшения остойчивости. Однако те дали добро только спустя сутки, когда затопление платформы стало неизбежным.
 
18 декабря капитан «Кольской» дал сигнал SOS, но было поздно. В тот же день «Кольская» опрокинулась и затонула. 53 члена экипажа погибли.
 
Под следствием оказались бывший и. о. заместителя гендиректора по безопасности мореплавания «АМНГР» Борис Лихван и бывший и. о. главного инженера Леонид Бордзиловский. Они обвинены по ч. 3 ст. 263 УК - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц.
 
Судебное заседание планировалось провести в Поронайске. По формальным признакам это самый близкий к месту трагедии населенный пункт. Но родственники погибших добились переноса слушания дела в Мурманск (среди погибших моряков 36 - из Мурманской области).
 
Как сообщает издание «Вечерний Мурманск», состоялось уже сто судебных заседаний. В ходе процесса выявлены факты фальсификации и подделки материалов следствия, искажения показаний и нормативной документации. По факту фальсификации доказательств возбуждено отдельное уголовное дело, а сотрудник Дальневосточного следственного управления на транспорте Виталий Фердер, проводивший расследование, уволился из органов.
 
- Теперь, после повторных опросов, есть четкая картина происшедшего, - приводит «Вечерний Мурманск» слова Натальи Дмитриевой, дочери погибшего на «Кольской» капитана Михаила Терсина. - Понятно, что основные и главные обвинения должны быть предъявлены бывшим первым руководителям «АМНГР» Юрию Мелехову и Василию Васецкому. Первый в момент трагедии занимал пост и. о. гендиректора компании, второй - его заместителя. Но в ходе расследования правовой оценки их действий даже не проводилось. Этот факт подтвердил и экс-следователь Фердер. Бывшие руководители компании после долгих проволочек все же дали свои показания в суде. Материалы их многочасовых допросов находятся в деле.
 
Пока же на скамье подсудимых остаются Лихван и Бордзиловский. Сейчас в судебном процессе объявлен перерыв. Необходимо дождаться итогов повторной технико-эксплуатационной судебной экспертизы. Она проходит в стенах Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (Санкт-Петербург). Там обещают все выполнить до 20 октября. Столь значительный срок обусловлен объемом работы. Общий вес всех документов, отправленных в ЦНИИМФ, - около 1,5 центнера.
 
Гибель «Кольской» стала одной из самых страшных катастроф Охотского моря в этом веке. Ее печальный «рекорд» был побит спустя четыре года: во время затопления траулера «Дальний Восток» погибло более 60 человек.
 
Сергей Николаев,
«Рыбак Камчатки», 10.08.2016
http://rybak.kam-kray.ru/251-delo-o-gibeli-kolskoi-pjat-let-v-poiskah-istiny.html