Такие паспорта у выходцев из колоний Сахалина
Такие паспорта у выходцев из колоний Сахалина
Ситуация с нарушением прав осужденных в исправительных учреждениях не улучшается, а ухудшается. Это можно проследить на примере проверочных действий в отношении УФСИН Сахалинской области комиссией ФСИН России за последние два года.
 
Прошлогодняя апрельская проверка деятельности УФСИН Сахалина за 2014 год, проведенная комиссией во главе с главным инспектором ФСИН России Владимиром Казанцевым, поставила «неуд» главе областному УФСИН Михаилу Спирину («героев» надо знать, хотя бы по имени), однако в отношении последнего никаких оргвыводов не было сделано в связи с тем, что в этой должности он пребывал недолго.
 
При всем, притом, господин Спирин пересел в кресло начальника из кресла заместителя. Естественно он не мог не знать о ворохе проблем с соблюдением прав осужденных.
 
Нынешняя комиссия по проверке деятельности УФСИН Сахалина усмотрела положительные сдвиги в области соблюдения прав осужденных, несмотря на провальные вопиющие случаи с правами.
 
Комиссия, в этот раз возглавляемая главным инспектором УИС главной инспекции УИС планирования и организационно-аналитического обеспечения ФСИН России полковником Юрием Мильшиным, в отличие от правозащитников Сахалина, не усмотрела большого греха в смерти бывшего осужденного, отбывавшего наказание в ФКУ ИК-2.
 
Не усмотрела большой беды в случае с переломами обеих рук подозреваемому в преступлении больному, произошедшему в областной больнице системы ФСИН России, находящейся на территории ФКУ ИК-1.
 
Правозащитники же, не согласившись с мнением комиссии, направили и в адрес комиссии и в адрес директора ФСИН России Корниенко Г.В. своеобразную справку следующего содержания:
 
«Прошедший год (с апреля 2015 года) со дня предыдущей проверки деятельности УФСИН России по Сахалинской области возглавляемого Спириным М.И. показала, что многие вопросы, поднятые в своем докладе председателем ОНК Сахалина Сухининым Б.М. перед комиссией ФСИН России по проверке деятельности УФСИН Сахалина, возглавлявшим ее на тот момент времени главным инспектором ФСИН России Владимиром Казанцевым, так и оказались нерешенными.
 
Среди не решенных вопросов оказались такие:
 
1. Обеспеченность компьютерами отряды ИУ Сахалина. В свое время - господин Петрухин - один из замов директора ФСИН России, обещал оснастить компьютерами отряды ИУ Сахалина. Однако вопрос об обеспечении компьютерами так и остался открытым до сего времени;
 
Неприменение приказа сотрудниками исправительных учреждений Сахалина Министерства Юстиции Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья» от 9 августа 2011 года №282.
 
По-прежнему осужденных перемещают в помещения камерного типа без комиссии и без соответствующего медицинского заключения, оформленного в соответствии с требованием, обусловленным выше названным приказом, а также УИК РФ. В рапортах сотрудников ИУ о перемещении осужденных присутствуют закорючки, выдаваемые за подписи медицинских работников, но фамилии которых, рядом с закорючками не указываются;
 
Строительство нового корпуса на территории ФКУ СИЗО-1 в Южно-Сахалинске. До сего времени, реализация проекта по строительству корпуса повисла в воздухе, несмотря на произведенные финансовые затраты по проектированию, изысканию, на действия по согласованию технических условий. Жители города ждут решения судьбы ФКУ СИЗО-1 - оставят его в черте города и реконструируют или же вынесут за город.
 
Строительство помещения для краткосрочных свиданий родственников с со спец контингентом с общественным туалетом при СИЗО-1, поскольку отсутствие туалета, заставляет родственников, особенно женщин, страдать и пускаться в поиски ближайших туалетов, которых в районе СИЗО-1 в радиусе 300 - 400 нет. Отсюда родственники решают свои биологические проблемы летом в кустах, окружающих СИЗО, а зимой в сугробах.
 
Руководство УФСИН Сахалина, как бы, не замечает этого архиважного вопроса. Видимо ждут, когда жители города Южно-Сахалинска поднимут этот вопрос перед руководством страны. Полагаем, что тогда руководству ФСИН России мило не покажется;
 
Отсутствие воспитательной работы сотрудниками УФСИН с осужденными, которая практически отсутствует во всех учреждения УФСИН России по Сахалинской области.
 
Например, в рапорте начальника отряда майора Пестунова В.Ю. на имя врио начальника ФКУ ИК-2 Бабича М.Н. от 20 октября 2014 года написано, что осужденный Николай К., отбывавший наказание в ФКУ ИК-2 был обнаружен спящим на специально оборудованном месте в комнате воспитательной работы с осужденными отряда № 4.
 
Как это было возможно сделать на глазах у сотрудников исправительного учреждения?
 
Ведь не просто так можно было оборудовать спальное место практически на глазах у майора Пестунова В.Ю., который, с гордостью отметил данный факт - в своем рапорте.
 
Как бы в отместку данному дисциплинарному проступку Николая К., руководство ФКУ ИК-2 отправило его в ЕПКТ при ФКУ ИК-1, сопроводив его характеристикой от 27 октября 2014 года, утвержденной Бабичем М.Н., составленной тем же Пестуновым В.Ю. и др. сотрудниками.
 
Примечательно то, что рассмотрение вопроса по перемещению Николая К. в ЕПКТ было зафиксировано в протоколе комиссии, и подписал этот протокол не кто-то, а именно начальник УФСИН России по Сахалинской области господин Михаил Спирин.
 
Необходимо обратить внимание и на тот факт, зафиксированный в характеристике, утвержденной Бабичем М.Н., что Николай К. склонен к алкоголизации. И это несмотря на то, что в послужном списке дисциплинарных нарушений Николая К. за все годы отбывания его наказания не зафиксировано ни одного нарушения связанного с употреблением алкоголя.
 
Примечательно и то, что в характеристике зафиксированы и другие несуразности, читая которые невольно краснеешь от стыда за творчество ответственного лица ФКУ ИК-2.
 
Тем не менее господин Спирин М.И. подписывая вышеназванный протокол, написанный непосильным трудом собравшейся комиссии УФСИН в его главном здании, основанный на предоставленном рапорте и характеристике, не удосужился внимательно изучить предоставленные документы, а может посчитал, что не «царское это дело» знакомиться и изучать документы, без угрызения совести «законопатил» осужденного Николая К. в ЕПКТ аж на целых четыре месяца - напоследок перед выходом его на волю
 
Комиссии необходимо также обратить внимание и на тот факт, что почти все дисциплинарные проступки Николая К., зафиксированные в его послужном дисциплинарном списке, с большой натяжкой можно отнести к злостным дисциплинарным нарушениям, обусловленных УИК РФ, за которые его перемещали в различные помещения камерного типа.
 
К этому стоит добавить то, что члены ОНК после его освобождения занимаются уже почти год его ресоциализацией и адаптацией к жизни в современных условиях. При этом необходимо отметить, что Николай К. глубоко набожный человек, никогда некурящий, не употреблявший и не употребляющий алкоголь гражданин.
 
К нерешенным выше перечисленным вопросам необходимо добавить ряд накопившихся вопросов на сегодняшний день, требующих безотлагательного решения. К ним можно отнести вопрос регистрации осужденных по месту их нахождения вне зависимости от того исправительная ли колония или СИЗО. Отсутствие регистрации по месту нахождения осужденного лишает его получения назначенной пенсии.
 
Руководство УФСИН России по Сахалинской области, полагаем, напрочь, игнорирует Постановление правительства РФ от 15 августа 2014 года № 809 «О внесении изменений в Постановление правительство Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713.
 
Согласно измененного пункта 14 этого постановления, регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.
 
Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.
 
Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке.
 
К этому следует добавить, что некоторые осужденные, отбывающие наказания в исправительных учреждениях Сахалина не имеет паспортов, а начальники ИУ, как правило, не решают вопросы по получению паспортов в надежде на то, что приезжающие комиссии не будут вникать в такие мелочные вопросы.
 
Одним из острых вопросов стоящих на повестке дня это вопрос об оперативном лечении осужденных - больных туберкулезом.
 
Больница, находящаяся на территории ФКУ ИК-1 не имеет возможности проводить оперативное лечение из-за отсутствия специализированного оборудования и операционных, отсутствия врачей. Южно-Сахалинский туберкулезный диспансер не может принять осужденных больных для проведения оперативного лечения из-за отсутствия специальной оборудованной палаты.
 
Обязанность по переоборудованию палаты в диспансере лежит на УФСИН Сахалина, однако руководство управления не желает этого делать, несмотря на то, что Росздравнадзор по Сахалинской области неоднократно поднимал этот вопрос перед руководством УФСИН Сахалина.
 
Лечебный персонал ФКУ ЛИУ-3 также обеспокоен ситуацией с осужденными больными туберкулезом требующие оперативного лечения, и он не раз поднимал этот вопрос перед руководством туберкулезной больницы ФКУЗ МСЧ № 65 ФСИН России.
 
Актуальным остается вопрос и об обеспечении осужденных лекарственными средствами. Так, осужденный Иван Д., отбывающий наказание в настоящее время в ФКУ ИК-2, не обеспечивается элементарными лекарственными средствами из-за их отсутствия.
 
Неоднократное перемещение его в областную больницу из ФКУ ИК-2 для прохождения лечения надлежащими лекарствами не обеспечивается ввиду отсутствия этих же самых лекарственных средств. Постоянное перемещение Ивана Д. из ИУ в больницу и обратно только усугубляет его состояние и сказывается на его психическом состоянии.
 
Из бесед с осужденными, находившимися в определенные периоды времени на лечении в больнице УФСИН Сахалина постоянно поступает информация об отсутствии необходимых лекарственных средств, и больные, отбыв определенный срок в больнице, полагаем для галочки, успешно отправляются оперативными сотрудниками УФСИН в ИУ, где они отбывают наказание.
 
Именно оперативные работники, в не мед персонал принимают решения о помещении или выписки из больницы, вместо того, что надлежащим образом выполнять свои должностные регламенты, утвержденные соответствующими структурами Минюста и ФСИН России.
 
Например, известный факт для членов ОНК, но тщательно скрываемый от общественности, об избиении подозреваемого по статье 134 УК РФ больного В. перемещенного для оперативного лечения в больницу УФСИН при ФКУ ИК-1, в результате которого ему были сломаны обе руки. Оперативные работники не предприняли никаких мер о его изоляции от остального контингента больных, находившихся на тот момент в больнице, что и привело к столь трагическим последствиям.
 
Еще один факт, связанный с вмешательством оперативных работников в работу медработников больницы касался больного осужденного Ш., которого после назначения ему курса лечения при поступлении в больницу, на следующий день с температурой и большим артериальным давлением отправили по этапу в ФКУ ИК-2, где он отбывал наказание. Данный случай вызвал массовые возмущения осужденных больных, и как итог - был поднят спецназ УФСИН для наведения порядка.
 
Особо необходимо остановиться на исполнении приказа Минюста РФ «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» от 20 мая 2013 года №72.
 
Раздел IV «Прядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений» этой инструкции сотрудники исправительных учреждений УФСИН России по Сахалинской области, не говоря вообще обо всей инструкции, полагаю, не собирались и не собираются исполнять, поскольку со стороны руководства УФСИН требований к сотрудникам ИУ по ее исполнению не предъявляют. Пример с Николаем К. ярко подтверждают вышеназванное утверждение.
 
А между тем, названный раздел касается индивидуальной профилактике правонарушений. И он включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы. Причем, эта работа должна вестись с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей.
 
Именно это имеет значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия, и является предтечей к будущей ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы после их отбывания наказания в ИУ...»
 
В заключение этой справки правозащитники Сахалинской области, уважаемые руководители, доводят до сведения, что «Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 года №76-ФЗ они не уполномочены указывать, приказывать, взывать сотрудников системы ФСИН России к неукоснительному исполнению законодательства Российской Федерации, связанного с исполнением наказания осужденных, правозащитники лишь только констатируют факты нарушения законодательства России направленного на защиту прав осужденных, приводящие к уничижению человеческого достоинства осужденных, которого в соответствии с Конституцией России никто их не лишал».
 
Хотелось бы услышать от добросовестных сотрудников системы ФСИН России при исполнении своего офицерского долга «Честь имею!» каждый раз при выходе из исправительного учреждения после службы...
 
Кстати, все вопросы, поставленные в этой справке, кроме вопросов касающихся строительства и закупки компьютеров, не требуют никаких материальных затрат. Все они связаны с нормальной организацией функционирования исправительных учреждений в области соблюдения прав осужденных.
 
Сколько б ни следили господа прокуроры за нарушением законов сотрудниками системы ФСИН России, обуславливающих защиту прав осужденных, без принятия надлежащих мер в отношении последних, на основании прокурорского надзора, издевательство над осужденными, их уничижение, будет длиться до скончания века.
 
Б.М. Сухинин,
член Союза журналистов России.
г. Южно-Сахалинск
 
Кстати
Отбывший многолетнее наказание Михаил К., вышедший на волю 10 марта сего года с паспортом гражданина СССР мается в ожидании информации от миграционной службы г. Южно-Сахалинска об установлении его личности. Это же надо! Но это необходимо, чтобы далее продолжить жизненный путь по получению паспорта, поиска жилья, регистрации т.д. и т.п., поскольку начальник ИУ ФКУ ИК-2 Бабич М.Н. не организовал оформление паспорта осужденному во время его отсидки в колонии...
Та самая московская комиссия ФСИН недавно отбывшая с Сахалина, куда он успел обратится по совету правозащитников, ничего вразумительного ему не смогла ответить на его поставленные вопросы, порожденные бездеятельностью сотрудников УФСИН Сахалина.
Как ему сегодня существовать в таком положении? Если не помогут добрые люди, то единственный выход, т.е. свободный вход в колонию за будущее преступление(не дай же боже этому случится - говорим мы втуне). А как вы думайте, уважаемый читатель?
 
Между тем
Владимир Путина, президент России, на недавнем расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры России:
 
- Вместе с коллегами из ФСИН, а также представителями правозащитных организаций прокуроры обязаны лично следить за условиями, в которых оказываются люди, лишенные свободы, и добиваться, чтобы там действовали современные стандарты содержания и медицинского обеспечения. Помню очень хорошо, как в «Крестах» был, много лет, правда, назад: без анестезии зубы удаляют, понимаете? Это что такое? Мы в каком веке живем? Надеюсь, что ничего подобного мы не увидим сегодня...