АЛРОСА меняет управленческую структуру. Вчера в компании введена должность вице-президента по закупкам, которую занял выходец из «Роснефти» Александр Паршков. Это первое кадровое решение нового главы АЛРОСА Андрея Жаркова после его назначения пять месяцев назад. Объем ежегодных закупок АЛРОСА, в том числе в рамках «северного завоза», оценивается в $1-1,5 млрд.
 
О назначении Александра Паршкова главным снабженцем АЛРОСА вчера сообщила компания. Соответствующий приказ накануне подписал Андрей Жарков, а ранее кандидатура прошла согласование «на уровне крупнейших акционеров» (РФ - 43,9% и Якутия - 25% плюс 1 акция), пояснили „Ъ“ в компании. До сих пор Александр Паршков, пришедший в АЛРОСА почти одновременно с господином Жарковым (назначен президентом в конце апреля), был советником президента. Теперь он будет курировать базирующееся в Мирном управление материально-технического снабжения.
 
О новом топ-менеджере АЛРОСА известно немного. Трудовую карьеру Александр Паршков, в прошлом кадровый военный, начинал в 1990-е годы на Орско-Халиловском меткомбинате. В 1995 году перебрался в Петербург, где возглавлял «Городской центр экспертиз», затем переехал в Москву, получил второе высшее образование на экономфаке МГУ и защитил кандидатскую диссертацию. В середине 2000-х годов работал в структурах «Газпрома», в том числе начальником управления экспертизы и конъюнктуры цен, в 2011-2012 годах - начальником управления организации закупок строительных и проектно-изыскательских работ, а затем директором департамента контрактования закупок «Роснефти».
 
Последние пару лет должности вице-президента по закупочной деятельности в АЛРОСА не было. Отбор поставщиков и порядок закупок строго регламентированы, все решается коллегиально на основании положения о закупках (новая редакция принята в марте), говорит источник „Ъ“ в набсовете компании.
 
С 1 марта 2014 года АЛРОСА запустила собственную электронную торговую площадку. В год компания закупает товары и услуги на $1-1,5 млрд, уточнил собеседник „Ъ“. Только на топливо и энергию в 2014 году АЛРОСА потратила 13,7 млрд руб. и еще около 10 млрд руб. на материалы. В целом расходы на производственную себестоимость составили в 2014 году 98,96 млрд руб.
 
Глава Алмазного совета при президенте Якутии Ньургун Тимофеев считает закупочное направление одним из ключевых в работе АЛРОСА, основные производственные мощности которой находятся в труднодоступных, удаленных районах Якутии. «Каждый новый президент АЛРОСА со времен Штырова (Вячеслав Штыров возглавлял компанию в 1995-2002 годах.- „Ъ“) всегда ставил на него своего человека: закупки всегда входили в сферу ответственности руководителя компании»,- поясняет эксперт, в прошлом топ-менеджер АЛРОСА.
 
Сергей Горяинов из Rough & Polished добавляет, что компания в последние три-четыре года осуществляла масштабные закупки материально-технических ресурсов, поскольку выполняла программу техперевооружения и строительства подземных рудников. «Был сформирован центральный тендерный комитет, который возглавил лично президент компании, и АЛРОСА регулярно отчитывалась перед набсоветом»,- поясняет он.
 
По мнению эксперта, Александру Паршкову как опытному снабженцу будет несложно войти в курс дел: определенная отраслевая специфика есть, но основные поставщики оборудования во многом пересекаются с газо- и нефтедобычей.
 
Елена Киселева,
Коммерсантъ (Хабаровск) №176 от 25.09.2015
http://www.kommersant.ru/doc/2816974