Здесь будет город-ТОР! Комсомольск-на-Амуре попал в приоритетный (короткий) список территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, который на федеральной правительственной комиссии представят как самую перспективную точку роста экономики нашего региона. Идею комсомольского ТОРа уже поддержал полпред в ДФО, вице-премьер Юрий Трутнев. Что же для этого нужно уже сейчас?
 
Для развития ТОР прежде всего необходим быстрый рост производства, импульс которой должно дать сердце города - промышленность, а ей необходимо бесперебойно обмениваться сырьем и товарами, получать и отгружать их. Ведь продукция ТОР не рассчитана на внутреннее потребление, ей необходима хорошая транспортная инфраструктура - автомобильные, железнодорожные, воздушные пути. А где же в Комсомольске водный транспорт?
 
Убрать нельзя оставить
 
Сейчас в Комсомольске-на-Амуре идет реконструкция нефтеперерабатывающего завода (НПЗ). В этом году сюда морем и рекой доставляли конструкции, вес которых 400 т, а длина под 60 м. Если бы не возможность доставить морскими судами крупногабаритный груз по реке, эти конструкции вряд ли бы вообще когда-либо попали в город Юности, и не было бы никакой реконструкции НПЗ. В этой связи ставят в тупик действия ФБУ «Амурводпуть» - госструктуры, которая вдруг решила делить в порту собственность. И фактически из-за которой работа в порту прекращена.
 
В редакцию попали судебные решения, требующие на практике фактического уничтожения имущества Комсомольского порта. Мало кто знает, что промышленный город может остаться без речных ворот, без грузопассажирского речного порта. Окончательно и бесповоротно.
 
По решению Арбитражного суда Хабаровского края ОАО «Амур-Порт» должен демонтировать сложнейшие инфраструктурные объекты, что на языке Фемиды звучит более обтекаемо: «Устранить препятствия пользования государственным имуществом».
 
А если по-простому, то ОАО «Амур-Порт» должен убрать свое, портовое имущество с имущества госсобственности, которое передано в оперативное управление той самой госструктуре - ФБУ «Амурводпуть» (Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей) со штаб-квартирой в Хабаровске.
 
Но убрать его не так просто. Это четыре огромных портовых крана типа «Альбатрос», которые покупались еще в советское время и теперь на таких стальных гигантов денег точно не хватит у всего края. Они и сейчас еще привычно стоят на подкрановых путях (читай уже на чужом, государственном имуществе). А еще караван судов, который летом стоял около причальной стенки (читай, уже у чужого, государственного имущества), где есть все коммуникации для жизнеобеспечения теплоходов и команд, включая электропитание и охрану.
 
А что же будет на путях и у причала? Ничего! И как этим госимуществом без кранов и судов тогда пользоваться? Никак! Впрочем, это уже наши домыслы...
 
Барьеры для бизнеса
 
Судебное решение, которое имеется в редакции, вовсе не секретное. В нем расписано, как истец ФБУ «Амурводпуть» убеждал суд: «В навигацию 2012 года и по настоящее время на принадлежащих истцу на праве оперативного управления объектах сложились обстоятельства, свидетельствующие о создании препятствий в пользовании имуществом».
 
Подчеркнем, что пользоваться имуществом - причалом и подкрановыми путями - ФБУ «Амурводпуть» само не могло и не сможет, ибо полномочия бюджетного учреждения не предусматривают возможности ведения самостоятельной предпринимательской деятельности на этих объектах. То есть, гидротехнические сооружения у ФБУ «Амурводпуть» лишь в оперативном управлении, и не для цели эксплуатации, а для обеспечения надзора за правильной эксплуатацией. Тогда о каком воспрепятствовании и барьерах речь?
 
В качестве одной из разумных причин высвобождения имущества истец назвал, что «содержание судов у причальной стенки сопряжено с риском их затопления, так как находятся они в негодном техническом состоянии, требуют ремонта, не освидетельствовались речным регистром с 2006 года». Но почему причал тогда не отремонтирован до сих пор, раз это государственное имущество? Или о непригодном техсостоянии только для суда говорилось?
 
А если причальная стенка действительно находится в аварийном состоянии, для чего и требуется убрать флот порта, то как тогда в этом году была допущена эксплуатация причальной стенки для швартовки морских судов, доставивших негабаритные грузы для Комсомольского НПЗ? Габариты груза - ректификационных установок - были такие, что для их подъема смонтировали в порту специальный кран грузоподъемностью до 1400 т, выровняли дорогу и убрали ограждение с воротами, чтобы эти конструкции можно было вывезти к месту установки на завод.
 
Похоже, отдельные дельцы нашли способ извлекать прибыль на госсобственности. И это, если верить отдельным СМИ, было уже не раз. Писали, что Александр Богомолов, бывший коммерческий директор ОАО «Амур-Порт», известный больше как одноклассник бывшего министра промышленности и транспорта Хабаровского края Владимира Быченко, чуть ли не с согласия чиновников извлекал сверхдоходы - легко и без проблем от «Амурводпути» занимаясь перевалкой грузов в порту. В сентябре прошлого года за совершение ряда преступлений по хищению имущества порта Богомолов осужден. Но свято место пусто не бывает...
 
Тем не менее, уже Арбитражный суд Хабаровского края по иску ФБУ «Амурводпуть», толком не разбираясь, постановил: устранить нарушение права, освободить причал и причальную стенку от судов, а также от четырех портальных кранов типа «Альбатрос», находящихся на подкрановых путях.
 
Разделенное неделимое
 
Как рассказывают специалисты, Комсомольский речной порт когда-то располагался в районе нынешнего яхт-клуба, здесь работала паромная переправа, пока возле Комсомольска не был построен мост через Амур. Затем был разработан новый проект, и порт возведен уже на новом месте, где конструкторы предусмотрели всю технологическую цепочку работы речного предприятия.
 
В 1992 году был составлен план приватизации порта, реорганизованный в акционерное общество. Все объекты движимого и недвижимого имущества в свое время были переданы порту «Амурским речным пароходством».
 
Так вот, по плану приватизации было написано: причальная стенка, подкрановые пути, подъездные железнодорожные пути будут переданы порту (тогда он был еще в госсобственности) в хозяйственное ведение. Но для акционерных обществ такого быть уже не может, это имущество надо было сдавать порту в аренду на безальтернативной основе.
 
Оказалось, ст.53 Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ) РФ четко прописывает: если имущество на одной территории обладает неразрывными связями, где присутствует один технологический процесс (к примеру, краны не могут работать без подкрановых путей и наоборот), то такое имущество должно передаваться без аукциона, без тендера, в бесспорном порядке. Так работают Хабаровский, Благовещенский порты, да и все порты на реках. Но только не Комсомольский порт! Много там, видимо, денежных интересов схлестнулось...
 
В прошлом году от «Амур-Порта» потребовали указать критерии неразрывной связи находящегося в госсобственности и относящегося к недвижимому имуществу порта. А этот нормативный акт тогда разработан еще не был, и суд они проиграли. Но именно ОАО «Амур-Порт» подал иск уже в Арбитражный суд Москвы, чтобы понудить «Росморречфлот» такие критерии предоставить.
 
А пока судились-рядились, ФБУ «Амурводпуть» решил сдать в аренду по конкурсу «негодную и не освидетельствованную речным регистром» (как они сами ранее указывали в суде) причальную стенку и подкрановые пути.
 
Порт подал иск в суд о признании незаконными действий ФБУ «Амурводпуть» по объявлению торгов и открытого аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества.
 
Уже в суде адвокаты объясняли, что имущество, принадлежащее на праве собственности ОАО «Амур-Порт», как и имущество, выставленное на торги, проектировалось и строилось как единая инфраструктура транспортного предприятия - порта, имеющего целевое назначение: перевалка грузов, открытое и закрытое складское хранение, стоянка судов у причала. И его нельзя разъединить и пользоваться по отдельности.
 
Да и опять же в Кодексе внутреннего водного транспорта России в ст.3 сказано: речной порт - это комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории реки, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта. Что еще надо?
 
Хождение по кругу
 
Федеральное агентство морского и речного транспорта («Росморречфлот») не смогло представить заключение о наличии неразрывной связи объектов ОАО «Амур-Порт» с объектами порта, находящимися в собственности государства и закрепленными на праве оперативного управления за ФБУ «Амурводпуть». Оказывается Минтранс России не только не утвердил порядок сдачи в аренду такого имущества, но и не обозначил критерии неразрывной связи имущества для речных портов.
 
Минтранс только в этом году утвердил признаки неразрывных связей. И «Амур-Порт», безусловно, подпадает под эти критерии. Еще в июле порт отправил заявление в Москву, в «Росморречфлот», и в августе пришел ответ - опять об отказе.
 
Сослались чиновники на то, что нет общего плана-схемы и нет справки (письменного заключения) из «Амурводпути» «о согласии на выдачу заключения о неразрывных связях». Но у «Амурводпуть», как оказалось, «нет полномочий выдавать такие справки». Выходит как в сатирическом тележурнале «Фитиль»: «Дайте справку на справку для справки». Естественно, такой справки порту не дали.
 
В Арбитражном суде Москвы порт сейчас оспаривает отказ «Росморречфлота» в выдаче заключения о наличии неразрывной связи имущества.
 
Получается, порт просто по чьей-то злой воле завяз в судах, как в болоте. А когда же работать, если кругом тормозят? А может это вообще целенаправленные и спланированные действия по развалу порта, которые когда-то метко назывались «вредительством»? Тогда тем более пришло время обратить особое внимание на это правоохранительным органам.
 
Пилите, пилите!
 
Порт уже заключил договор с Хабаровским строймехуправлением «Дальстальконструкция», и они обсчитали, сколько будет стоить распил только кранов, чтобы очистить подкрановые пути. Один распил (т.е. полное уничтожение имущества) - 6 млн рублей (металлолома там, если сдать, - на 2 млн рублей!)
 
Портальные краны, которые порежут, не вмещаются даже в фотообъектив.
Портальные краны, которые порежут, не вмещаются даже в фотообъектив.

 
А приставы уже предупредили: если порт не будет резать краны, найдут организацию сами, они краны порежут, а счет выставят должнику - порту. Не заплатят - начнется процедура банкротства, все имущество, не распиленное по суду, пойдет с молотка.
 
В «Амурводпути» жалуются приставам, приставы давят на порт: исполняйте решение суда - убирайте караван судов от причала (в период навигации) и портовые краны с подкрановых путей! Кстати, злостное неисполнение решения суда - это уже уголовная статья 315 УК РФ. Значит, имущество порта надо по решению суда уничтожать - резать на металлолом. И в скорейшее время!
 
Слово за властью
 
Похоже, у чиновников главная цель - не давать порту возможности работать. С одной стороны, напирают сделать все, чтобы ограничить действия порта, с другой - в течение двух лет после банкротства напирают с заявлениями в суд о новом банкротстве. Чтобы растащить уже остатки.
 
Как тут работать, когда государевы люди против? А может, они вовсе и не государевы, а чьи-то интересы выгадывают...
 
Опять, видимо, нужно обращаться к главе государства Владимиру Путину, ведь он сейчас занят защитой нашего Отечества от точно таких же враждебных действий зарубежных государств. Полпред у нас в регионе один - за всем ему уследить невозможно. А вот куда смотрят губернатор Хабаровского края и мэр Комсомольска-на-Амуре, местные надзорные органы и вышестоящий орган в лице «Росморречфлота» - непонятно. Так не пора ли и на местах что-то сделать для защиты наших же государственных интересов?
 
Здесь будет город-ТОР?
 
Константин Пронякин, Андрей Мирмович,
«МК в Хабаровске», 18.11.14
http://hab.mk.ru/articles/2014/11/18/zachem-puskayut-pod-nozh-komsomolskiy-port.html